План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».
учебно-методический материал

Стахеева Ирина Александровна

План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29»

ТЕМА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Стахеевой Ирины Александровны.

(Ф.И.О.)

воспитатель

(Должность)

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности дошкольников».

(Название темы)

2020

(Начало изучения темы)

2023

(Окончание изучения темы)

Воронеж, 2020

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПЕДАГОГЕ

Ф.И.О. педагога: Стахеева Ирина Александровна

Дата рождения: 15.12.1989 г.

Стаж работы в должности: 7 лет

Образование (название учебного заведения и год окончания): Высшее, ФГБОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт», квалификация  «Учитель начальных классов, социальный педагог» по специальности «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»

Курсы повышения квалификации за последние три года (указать вид, тему, где проходили):

1) ГБУ ДПО ВО, ДПП «Организация работы детской студии мультипликации» (2020).

2) ВИВТ, ДПП «ФГОС дошкольного образования: организация и содержание образовательного процесса» (2020)

Цель профессионально-личностного развития

1. Совершенствование профессиональной компетентности в области проектирования, моделирования собственной педагогической деятельности с целью повышения качества и эффективности воспитательно - образовательного процесса в условиях вариативного образования, внедрение в образовательный процесс технологий проектирования, моделирования, экспериментирования, основанные на проявлениях детской активности, творчества, самостоятельности.

2. Повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности дошкольников в процессе экспериментирования.

Задачи профессионально-личностного самообразования:

 

• создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

• изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

• развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

• развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

• развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

Направления самообразования

- Изучение методической литературы.

 

- Знакомство с передовым педагогическим опытом.

- Работа с детьми

- Работа с семьей, социумом

- Участие в системе методической работы (педсовет, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды)

- Обогащение развивающей предметно-пространственной среды.

Ожидаемые результаты

1. Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

 

2. Знание и применение на практике организации проектно- исследовательской деятельности.

3. Накопление методического и дидактического материала по проектно- исследовательской деятельности.

4. Разработка схем, таблиц, модели с алгоритмом проведения опытов.

5. Создание мини-музея природы.

6. Обобщение опыта работы

У детей:

- формирование элементарных проектно- исследовательских умений и навыков (дети смогут выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты);

- расширение знания об отдельных явлениях и объектах природы;

- формирование осознанного отношения к объектам природы, к себе и людям как части природы.

Формы работы

Содержание работы

Срок

Изучение

методической

литературы

1.Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2.Дошкольное воспитание N2, 2000 г.

3.ДыбинаО.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4.Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.

7. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.

8.Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. -N2

9.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

10.Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.- сост. Л.Н. Менщикова. –Волгоград: Учитель, 2009.

В течение года

Знакомство с

передовым

педагогическим

опытом

Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике, педагогических журналов и газет, информационных интернет-порталов для воспитателей (ознакомление с организацией детского экспериментирования в ДОУ, конспектами занятий, подборками опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста)

В течение года

Работа с детьми

1. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

2. Наметить основные формы работы

3. Составить перспективный план опытно – экспериментальной деятельности с детьми.

4. Разработать конспекты ООД с элементами экспериментирования.

5. Беседы с детьми по технике безопасности во время проведения экспериментальной деятельности.

6. Исследовательская деятельность, экспериментирование на прогулке

7. Исследовательско- творческий проект во второй младшей группе «Удивительный мир экспериментов»

8. Исследовательское занятие-игра «Желейные истории»

9. Познавательно-исследовательский краткосрочный проект в средней группе «Волшебное мыло»

10. Исследовательский проект «Чудо-лимон»

11. Развлечение «Путешествие в мир опытов и экспериментов»

12. Цикл занятий (опытно-экспериментальная деятельность) «Свойства сыпучих тел» в рамках познавательно-исследовательского проекта «Всезнайки»

13. Исследовательская деятельность в экспериментальной мини-лаборатории «Экспериментариум»

14. Исследовательский проект «Загадочные шарики Орбиз. Экспериментальная деятельность»

15. Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с явлениями космоса и вселенной.

В течение года

Ежедневно

Декабрь 2020-феврвль 2021

Март 2021

Октябрь 2021

Январь 2022

Апрель 2022

Сентябрь-декабрь 2022

Январь-март 2023

Апрель 2023

Май 2023

Работа с семьей,

социумом

Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях.

Консультация для родителей «Ребенок - исследователь в детском саду»

Родительское собрание

«Детское экспериментирование в детском саду и дома»

Буклеты для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Привлечение родителей к организации и оформлению уголка маленького исследователя

Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Конкурс для детей и родителей «Кашпо для цветов из бросового материала» (Пластиковые бутылки)

Организация экскурсии для родителей в мини-лабораторию «Экспериментариум»

Беседа с родителями «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»

Оформление фотовыставки для родителей «Экспериментируем, играя»

В течение года

Октябрь 2020

Февраль 2021

Апрель 2021

В течение года

Октябрь 2021

Март 2022

Ноябрь 2022

Апрель 2023

Май 2023

Участие в системе

методической

работы (педсовет,

семинары,

творческие

группы, открытые

просмотры,

взаимосещения,

выставки, стенды)

  • Презентация мастер-класса на педагогическом совете. Тема: «Экспериментируем с желатином. Тактильные игры с желе»
  • Организация мастер-класса для воспитателей Коминтерновского района в рамках Школы молодого педагога. Тема: «Тактильные игры с желе для развития чувственного восприятия мира ребенка-дошкольника. Исследуем желатин»
  • Деловая игра для педагогов «Что такое детское экспериментирование»
  • Размещение на сайте информации для педагогов. «Занимательные опыты и эксперименты в детском саду»
  • Выступление на Районном методическом объединении. Тема: «Интерактивные сказки для детей на основе опытов и экспериментов, как средство развития познавательной активности дошкольников»
  • Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»
  • Презентация опыта работы на педагогическом совете «Экспериментальная мини-лаборатория как способ развития интеллектуального потенциала личности дошкольника»
  • Презентация проекта на Районном методическом объединении. Тема: «Экспериментирование с небесными телами. Этимология русской народной сказки «Колобок». Урок астрономии для самых маленьких»
  • Выпуск памятки общих правил исследовательского обучения.
  • Оформление стенда «Мы - юные исследователи». Итоговый отчет деятельности педагога и воспитанников.

Ноябрь 2020

Март 2021

Октябрь 2021

Январь 2022

Апрель 2022

Май 2022

Ноябрь 2022

Март 2023

Апрель 2023

Май 2023

Обогащение

развивающей

предметно-

пространственной

среды

1. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей. Оформить: мини-лабораторию с набором элементарных приборов; уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

2. Создать картотеку опытов и экспериментов, игр-экспериментирований.

3. Создание раздаточного материала, карточек, иллюстраций, наглядных пособий.

4. Оформление каталога методических материалов по организации и проведению экспериментов, проектов, опытов с детьми дошкольного возраста

В течение года