Конспект занятия по якутской национальной культуре в старшей группе
план-конспект занятия (средняя, старшая группа) на тему

Людмила Георгиевна Иннокентьева

Конспект интегрированного занятия в старшей   группе

"Мой край родной - Якутия"

 

Интеграция образовательных областей: познание окружающего мира, социально - коммуникативное,   художественно - эстетическое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия в старшей   группе

"Мой край родной - Якутия"

Интеграция образовательных областей: познание окружающего мира, социально - коммуникативное,   художественно - эстетическое.

Задачи

Реализация образовательных областей по федеральным государственным образовательным стандартам .

Познание окружающего мира:

Продолжать знакомить детей особенностями великой страны России, ее частями - Республиками. Вызвать интерес  детей к особенностям, красоте родного села. Познакомить детей с достопримечательностями родного города,поселка. Познакомить детей с особенностями флага свой Республики, систематизировать полученные знания.

Социально - коммуникативное:

Развивать интерес к изучению родного края, национальной культуре. Воспитывать чувства гордости, любви к родному городу. Развивать умение слушать, анализировать, вступать в диалог.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Художественно – эстетическое развитие:

Вызвать интерес к рисованию флага Республики, в которой находится родной город. Учим детей чувствовать себя настоящим гражданином своей Республики, своей страны. Развиваем творческие способности детей, композиционное умение.

Предварительная работа:

Рассматривание и изучение федеральной карты России, изучение расположения на карте своей Республики и своего города. Рассматривание фотографий родного города, улиц города.  

Ход занятия:

Воспитатель: Дорооболорун !Дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в настоящую экспедицию по нашему родному краю и у нас с вами есть самая настоящая карта путешественников! Скорее отправляемся в путешествие!

Экскурсия № 1

"Якутия мой край Родной!"

Воспитатель: Скажите ребята, а в какой стране мы с вами живем?

Дети: Россия.

Воспитатель: Правильно, а наша с вами страна большая или маленькая?

Дети: Большая, больше всех других стран! В ней много городов!

Воспитатель: Конечно большая, и городов очень много, и поэтому нашу страну поделили на много Республик, в том числе и на нашу Республику - Республику Саха Якутия - наш родной край!

Ребята я вам хочу прочитать очень красивое  стихотворение о нашем родном  крае:

"Край любимый"

Над тайгою солнце светит,

В глубине шумит река,

А по небу гонит ветер

Золотые облака.

Косолапый мишка ходит,

Мнёт зелёную листву,

По кустам олени бродят,

Щиплют ягель и траву.

Я люблю твои просторы,

Край якутский, край родной,

Где леса, поля и горы

Покоряют красотой.

Будь всегда таким красивым,

Яркой звёздочкой гори,

Край якутский, край любимый

Вечно в памяти живи!

автор Татьяна Демина

Воспитатель: Понравилось вам стихотворение?  

Воспитатель: Наша Республика ребята очень большая, и в ней много городов: Якутск, Мирный, Алдан, Ленск и конечно наш родной поселок – поселок Хандыга!

Воспитатель: Скажите ребята какой город является столицей нашей РС(Я)

Дети: город Якутск.

Воспитатель: А вы знаете главные реки Якутии. Назовите их.

Дети: река Алдан, Лена, Амга.

Показываю ребятам фотографию поселка.

Воспитатель: А теперь пришло время нам с вами посетить нашу вторую экскурсию!

Экскурсия № 2

"Достопримечательности родного  поселка"

Воспитатель: Посмотрите ребята - перед вами фотографии и иллюстрации нашего родного поселка, его основные достопримечательности. Давайте мы с вами посмотрим:герб Томпонского района.

Воспитатель: Скажите ребята как называется наш район.

Дети: Томпонский район.

Воспитетель: Расскажите мне о нашем гербе.

Дети поднимают руки и отвечают.

 

  • Административное здание, площадь В.И.Ленину. В администрации нашего поселка глава нашего поселка и его помощники ведут поселковое хозяйство, поддерживают правопорядок в нашем поселке. Принимают важные законы и проекты, чтобы мы с вами все жили правильно и не нарушали порядок.
  •  ЦСиК «Алроса» - это наш спортивный комплекс, один из самых больших в поселке здание ! Тут проходят различные спортивные мероприятия, соревнования, команды играют в футбол, спортсмены приходят сюда заниматься на тренажерах.

Изучаем с детьми по иллюстрациям

достопримечательности нашего поселка.

Воспитатель: Вот ребята, такие интересные у нас в поселке достопримечательности! Интересно было слушать?  

 Воспитатель: Молодцы! Потрудились на славу! Засиделись?

Экскурсия № 3

Воспитатель:

 .

Экскурсия № 4

"Рисование Флаг Республики Саха Якутия"

Воспитатель: Ну что ребята, мы немного размялись, теперь можно и порисовать, а рисовать мы с вами будем настоящий флаг Якутии!

Воспитатель показывает ребятам образцы Якутского флага и уточняет задачу по рисованию (рисуем цветными карандашами, применяя технику "штриховка", используем подходящие цвета)

Ребята занимают места, берут необходимые принадлежности и приступают к работе, в это время воспитатель рассказывает детям о цветах, символах и значении на флаге Якутии.

Воспитатель:  Ребята, каждый цвет на флаге нашей Республики что-то обозначает, например белый, сине-голубой и красный - присутствуют также и на флаге России и обозначают они крепкий союз Республики и России. Белый круг - это как будто наше солнце, потому что из за нашей длинной зимы солнце у нас чаще белое, а не золотое. Также и полоса белого цвета - это наш снег, который не сходит у нас по 8-9 месяцев в году. А вот зеленый цвет - это цвет природы, наших бескрайних таежных просторов.

Дети заканчивают свои работы, анализируют рисунки,

Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша замечательная экспедиция по просторам нашей Республики и о нашем поселке. Вам понравилось путешествие?

Воспитатель: А теперь ребята встали на разминку. Как называется это посуда и внимательно смотрите какие узоры нарисованы. И под музыку мы стансуем флешмоб якутские узоры.

 



Предварительный просмотр:

Сценарий праздника - Родина моя - Якутия

Опубликовано 22 Апр 2015


Цель: Сформировать целостное представление у детей о крае, в котором они живут.

Программные задачи: Дать представление о том, что Республика Саха, занимает самую большую территорию на карте России. Знакомить детей с национальностями, которые живут в республике, с традиционным бытом и занятиями русского и якутского народов, а также с праздниками и национальными состязаниями в силе и ловкости. Познакомить детей с городами Якутии: Якутск, Мирный, Алдан, Нерюнгри. Закрепить знания о природных зонах, их растительном и животном мире. Воспитывать любовь к  краю, в котором мы живем, чувство интернационализма, гордости за свою родину.

 Предварительная работа:

беседы о родном крае, рассматривание иллюстраций,

просмотр презентации «Край родной – Якутия моя»,

чтение художественной литературы (сказки, рассказы о Севере),

проведение бесед об укладе жизни и обычаях народов республики Саха,

рассматривание иллюстраций растительного и животного мира,

 разучивание слов и стихов на якутском языке, стихов на русском языке,

разучивание национальных игр, изготовление якутских и русских национальных костюмов.

Оборудование:   макет чума, русской избы, «салама», оленьи рога, арканы, обруч с лентами, подставка для ног (50см) и палка (40см), макеты рыбок, прикрепленные веревкой к палке,

Ход занятия.

 Организационный момент. Зал украшен в соответствии с тематикой праздника.  Дети заходят в зал под спокойную музыку.

Их встречают  хлебом – солью педагог, мальчик и девочка в русских национальных костюмах.  "День республики Саха (Якутия)"

(сценарий развлечения)

Педагог: Иннокентьева Л.Г.,

преподаватель ЯНК

МБДОУ "ЦРР - д/с "Колокольчик"

Дата проведения: 27.04.2016г.

Зал оформлен шарами, салама, в середине герб РС(Я).

Играет музыка. В зале сидят приглашенные ср.гр.,ст.гр.,подг.гр..

Под торжественную музыку идет живой коридор ( девочки и мальчики в национальных костюмах). Выход ведущего.

Вед: Дорооболорун о5олоор! Утуе кунунэн. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы собрались в нашем спортивном зале, чтобы в песнях, танцах и стихах рассказать о нашей любви к Родине, воспеть красоту родной земли.  Поздравляем всех с праздником - с Днем Республики Саха Якутия!

Вед: Вы дети, самое дорогое богатство нашей страны это от вас зависит в дальнейшем, чтобы наша Республика была самым сильным, свободным и счастливым!

Вед: И так встречаем наших юных спортсменов – участников «Игр наших предков».

Играет якутская музыка «Ураанхайдар»

Выход участников соревнования

Мальчик выходит с флагом РС(Я).

Играет гимн РС(Я)

После гимна играет музыка ,выход спортсменов и живой коридор.

Вед: А сейчас мы послушаем стихи о Родине.

Стихи о Родине.

1.ребенок Люблю тебя, Якутия моя

Отчизна занесенная снегами

Ветра твоих долин вздыхая я,

Весеннем небе солнце словно пламя

Люблю Якутию родную

Равнины светлые ее

Полей колючее жнивье

Всю, всю цветущую, зеленую

Люблю Якутию родную.

2.ребенок Ыраастан ыраас хаар

Ыраахтан ыраах суол

Кэрэттэн кэрэ саас

Барыта манна баар

Мин сахам сиригэр.

3.ребенок Какой ты прелести полна

Моя Якутская земля

Как широко озарена

Ты светом солнечного дня

Мой край, Якутия моя

Тебя люблю и славлю я!

4.ребенок Кырыа хаардаах Сахам сирэ

Саба биэрэр салгына

Суьуехтэргэ хайдах эрэ

Сайа киирэр сайына

(Уход «живого коридора»).

Дети садятся на свои места

Вед:  Встречайте танцевальный коллектив «Серебряные колокольчики» они нам подарят  якутский танец «Салама»

(Муз.номер.)

Танец «Салама»

Вед: Разрешите предоставить слово главной судье соревнования Ирине Юрьевне.

Ирина : Поздравляем вас с праздником - С Днем РС(Я). Наше соревнование посвящается  международным играм  «Дети Азии», которое проводится в столице нашей РС(Я) в городе Якутск.

(Приветствие команд)

Приглашение участников соревнования

  1. Бег
  2. Куобах.

Викторина «Якутия моя родная»

  1. Кылыы.
  2. Скачки.

Викторина «Природа Якутии»

  1. Ыстана.
  2. Для капитанов

Вед: Для вас приготовили стихи воспитанники средней группы. 

Стихи «Чычып чаап»

Вед: И вот наступил тот час ,будем награждать победителей.

Вед: Вот какие молодцы наши дети и громко все скажем ПОБЕДИЛА ДРУЖБА! Приглашаем всех, всех на танец дружбы осуохай.

Оьуон- оьуон оьуокай

Эьиэн- эьиэн эьиэкээй

Оьуокайдыыр оьуокаай

Эьиэкэйдиир эьиэкээй

Чэйин эрэ о5олоор

Кэккэлэьэ хаамыа5ын

Кыра о5о эрдэхтэн

Оьуокайы ункуулуех

Саха бастын ункуутун

Дор5оонноохтук туойуо5ун!

Педагог в русском национальном костюме:

- Здравствуйте, дорогие гости!

Девочка: Заходите в гости к нам, очень рады будем вам!

Мальчик: Всем здоровья вам желаем, в гости к нам всех приглашаем!

Дети пробуют хлеб и проходят дальше.

Педагог в якутском национальном костюме: -

Дорооболорун, оголор! Сахалар, нууччалар!

Э бээннэр, чукчалар. Эйэни айабыт дьолбутун тутабыт.

Мальчик и девочка в якутских костюмах проводят якутский обряд очищения от злых духов  «Ыраастааныы».

Педагог:

Среди просторов нашей большой страны есть край, где ты живешь, где твой родной дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ни ездил, всегда будешь вспоминать свою родную Якутию.

Люблю тебя, Якутия моя!
Отчизна, занесенная снегами!
Ветра твоих долин вдыхаю я
В весеннем небе солнце словно пламя!

 Дорогие ребята, на занятиях мы с вами познакомились с краем, в котором живем , узнали какой он огромный, бескрайний, богатый, много разных народов живет в нем.  Мы узнали, о разных народах, живущих в нашей республике, о городах, полезных ископаемых, о животном и растительном мире нашего края. Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, самое большое богатство - это многонациональный народ, который населяет нашу большую Республику. Якутия - край суровый, северный.

 И сегодня на нашем празднике мы расскажем и покажем все то, что узнали, чему научились.

Стихи детей.

Рассказать о Родине моей, 
О великой Лене, об Алдане,
Просишь ты меня, но ей - же – ей
Слов я не найду для описаний.
Верь, не верь - но мне моя страна,
Краше всех других и интересней; 
Тут не слово - музыка нужна,
Сердце окрыляющая песня.

 

Я- якут, он - якутянин. Русский  он, я - россиянин.

И одни мы песни с ним поем.

Породнила нас работа, подружила нас охота,

Мы в одной республике живем.

Под седыми небесами мы раздуем дружбы пламя

И расширим круг своих друзей.

Пусть становится все краше, пусть восходит братство наше

Словно солнце над страной моей.

 

Люблю Якутию родную:

Равнины светлые ее,

Полей колючее жнивье,

Всю, всю цветущую, земную

Люблю Якутию родную.

Люблю Якутию родную:

Живые песни деревень,

Весной рожденный яркий день

И зелень кедрачей сквозную.

Люблю Якутию родную!

 

 

Мин Сахам сиригэр,

Киэн Ленам биэрэгэр

Ымыылар ыллыыллар

Хатыннар хамсыыллар.

 

Мин Сахам сиригэр,

Куох хочо куонугэр

Саьархай бурдуктар

Саьархай курдуктар.

 

Хотугу кыраайбый

Хорсун дьон дойдута

Уоруунэн баргарбыт

Дьол, эйэ дойдута.

 

Вопросы к детям:

  1. Как называется край, в котором мы живем?
  1. Как называется столица нашей республики?
  2. Какие города республики вы еще знаете?
  3. Чем знамениты эти города?
  4. Как называется главная река нашей республики?
  5. Какие коренные народы живут в Республике Саха?
  6. Чем они занимаются?
  7. Чем богат наш край?

Исполняются национальные танцы:

  1. «Чороон ункуутэ».
  2.  «Березка».

Проводится физкультурная минутка «Льдинки, ветер и мороз».

Участники игры встают парами, лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:

 « Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят очень громко дзинь, дзинь». Дети делают хлопок на каждое слово сначала в свои ладоши, затем в ладоши товарища, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» дети возвращаются в пары.

Педагог:   Республика Саха богата не только полезными ископаемыми, самое большое богатство - это многонациональный народ, который населяет нашу большую Республику. Якутия - край суровый, северный. Длинными, зимними вечерами юноши и девушки любили проводить игры на выносливость, силу, ловкость. И сегодня мы с вами тоже посоревнуемся и покажем свою сноровку.

Соревнования.

  1. «Кто быстрее вытянет рыбу». Дети по команде наматывают макеты рыбок, прикрепленных к шнуру на палочку.
  2. «Куобах» -  прыжок зайца. Каждый участник делает по 3 прыжка на двух ногах, энергично помогая взмахом рук. Кто прыгнет дальше.
  3. «Ыстанга» - шаг скачущего оленя. Каждый участник выполняет

 5-6 прыжков в длину с места с ноги на ногу. Кто прыгнет дальше.

  1. «Мас тардыhыыта» -  перетягивание на палках (участвуют мальчики).

Сидя на полу , упор ног на подставке, в руках палка. По команде каждый из участников старается перетянуть соперника.

  1. « Баттах оруу» - чья коса лучше (участвуют девочки). На обруче закреплены цветные ленты, из которых девочки плетут косы. Дается определенное время на выполнение задания.
  2. «Накинь аркан» - на линию ориентира ставятся макеты оленьих рогов.

У каждого участника 2-3 попытки набросить аркан на рога. Засчитывается каждый удачный бросок.

Педагог: есть и у русских и якутов священное дерево – береза или хатын. Издавна оба наших народа почитали это дерево, посвящали ему песни и стихи, водили вокруг него хороводы. Якуты завязывали на веточки березы цветные ленточки «салама» и загадывали желание.

Сейчас и мы с вами повяжем ленточки, загадаем желание и споем песню для нашей березки.


© 2013 - 2014 Детский сад "ЖУРАВЛИК"

тел.: 7-41145-02325, адрес: 678940, Саха /Якутия/ Респ, Алданск



Предварительный просмотр:

Форма технологической карты НОД «Якутская посуда Чорон»

Автор: Иннокентьева Людмила Георгиевна

    Должность: педагог по ЯНК

МБДОУ ЦРР д/с «Колокольчик»

                            2015-2016 учебный год

1.Тема НОД: Якутская посуда «Чорон»

2.Возрастная группа: старшая

3.Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Художественное творчество», «Речевое развитие».

4.Цель: Закрепление и обобщение знаний детей  декоративно  – якутского народного прикладного искусства.

Задачи:

а) Обучающие:  Расширять знание и представление детей о якутских посудах. Закрепить умение выбирать узор для посуды, выработать умение рисовать непрерывным движением.

б) Воспитательные: Воспитывать чувства любви и уважение к якутскому народу культуре и быту. Воспитывать речевую активность, самостоятельность, уверенность в себе.

в) Развивающие: Развивать память, внимание, умение четко произносить слова.

5.Планируемые результаты:

а) Познавательные: Самостоятельно отличают орнаменты, знают якутскую посуду – Чорон.

б) Коммуникативные: Имеют сформированный активный словарь, умеют участвовать в беседе, понимают вопросы и отвечают на них.

6.Средства реализации:

а) Наглядные: картины «Якутские орнаменты», Чорон.

б) литературные: стихотворение «Чыычаах»

в) музыкальные: танец «Узоры»

г) оборудования: краска акварель, кисть, форма Чорона, музыкальный центр.

7.Учебно-методический комплект:

1. Н.Р. Захарова Декоративное рисование в детском саду

2. Елена Аммосова Народные истоки творчества

3. М.А. Хабарова Народное искусство Якутии.

Пед.: Дорооболорун о5олоор!

Сегодня, я расскажу о якутских мастерах, которые изготавливают деревянную посуду и расписывают ее.

 Издавна якутские мастера славились своими поделками- изделиями из бересты, дерева. Вы знаете, что большая часть территории Якутии покрыта лесами. Раньше не было в Якутии заводов, а нужна была посуда, вот и научились люди делать ее из бересты, дерева. А почему из бересты? (потому что береста гибкая из него можно сделать разные фигуры).

 Пед.: Правильно, молодцы! А у кого получалось красиво называли мастерами своего дела. И вот мастера делали деревянные бокалы для кумыса. Все повторили – кумыс. (Кислое кобылье молоко – любимый напиток якутов ). Их называли  Чоронами. Смотрим картинку чорон. Чороны выполняли самых разных размеров и форм, разной вместимости, высоты, на красивых изогнутых ножках. Ребята, чороны выдалбливали из ствола дерева с помощью простейших инструментов, пропитывали жиром животных и сушили их на воздухе и они приобретали коричневый или красновато- коричневый цвет.

 Внимательно смотрите чороны бывают с одной ножкой и с тремя ножками. Ану-ка, посчитаем на якутском языке  сколько ножек у этого чорона (счет биир, икки, ус). Все вместе повторяем.

 И чороны украшали якутскими узорами. И каждый узор, оказывается рассказывает о нашей Якутии, о ее богатствах.

Показ узоров: Гребенчатый  - что Якутии богата природой, зубчатый – в Якутии много гор, кружочки- что Якутия богата реками и озерами. Есть еще узоры сердцевидный, арочный, копытцевидный и т.д. а сейчас мы будем сами рисовать узоры.Перед вами ребята нарисована чорон. Выбираем цвет краски .Выбрали ребята? Смотрим сюда. Сперва я вам покажу как правильно держать кисть и непрерывными движениями рисуем узор. Начиная с верхней скраю начинаем рисовать узоры, арочный. Детям задаю вопросы какой узор, как называется? И т.д.Ну вот и нарисовали наш чорон. Мы все очень устали, давайте встанем на разминку.

Пед:А теперь под музыку танец «Узоры» мы проведем разминку. Все встали . Показываем движениями рук узоры. Молодцы ребята.

Пед: Что мы сегодня узнали?(Узоры, какие?) Какие узоры красивые получились у нас , назовите название узоров? Молодцы .

Вам понравилось самостоятельно рисовать узоры? Я очень довольно ребята и рада. И на этом наше занятие подходит к концу  корсуоххэ диэри!!!    

Этапы

Время

                   

                  Деятельность педагога

   

    Деятельность детей

Технологи, методы, приемы деятельности

1-2мин.

3 мин.

Игра «Добрый день»

Доброе утро!

Улыбнись скорее!

И сегодня весь день

Будет веселее.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Дорооболорун о5олоор!

Сегодня, я вам напомню о якутских мастерах, которые изготавливали деревянную посуду и расписывали ее.

 Издавна якутские мастера славились своими поделками- изделиями из бересты, дерева. Вы знаете, что большая часть территории Якутии покрыта лесами. Раньше не было в Якутии заводов, а нужна была посуда, вот и научились люди делать ее из бересты, дерева. А почему из бересты? (потому что береста гибкая из него можно сделать разные фигуры).

Сейчас посмотрим узоры (дети сами называют узоры ).

Дети стоят около стульев и здороваются. Садятся.

Упражнение на развитие коммуникативности

Игра «Назови узор»

15 мин.

А сейчас мы будем с вами рисовать узоры. Перед вами ребята нарисована чорон. Выбираем цвет краски. Выбрали ребята? Смотрим сюда. Сперва я вам покажу как правильно держать кисть и непрерывными движениями рисуем узор. Начиная с верхней скраю начинаем рисовать узоры, арочный. Детям задаю вопросы какой узор, как называется? И т.д.Ну вот и нарисовали наш чорон. Мы все очень устали, давайте встанем на разминку.

А теперь под музыку танец «Узоры» мы проведем разминку. Все встали . Показываем движениями рук узоры. Молодцы ребята.

Дети самостоятельно  подбирают цвет краски. Ответы на вопросы.

2 мин.

Вот и мы справились с узорами. Что мы сегодня узнали?(Узоры, какие?) Какие узоры красивые получились у нас , назовите название узоров? Молодцы .

Вам понравилось самостоятельно рисовать узоры? Я очень довольно ребята и рада. И на этом наше занятие подходит к концу  корсуоххэ диэри!!!    

Дети проводят самоанализ, смотрят свои рисунки.

Самоанализ.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект занятия по обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"

Конспект занятияпо обучению русскому языку детей старших групп в национальном детском саду на тему "Город и транспорт"...

Конспект Нод " Посадка семян овощных культур в старшей группе"

Конспект совместной образовательной ситуации на тему : " Посадка семян овощных культур" в старшей группе.Цель: Создание условий для расширения знаний и представлений у детей о посадке овощны...

Отчет по месячнику "Национальная культура" в старшей группе

Отчет по месячнку "Национальная культура " в старшей группе...

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: ««Звуковая культура речи (проверка усвоенного материала)».

Конспект занятия ООД по развитию речи в старшей группе.                                        ...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...

Перспективное планирование по национальной культуре в старшей группе

Перспективное планирование по национальной культуре в старшей группе...