Образовательное событие
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Сороковых Татьяна Валерьевна

 Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.). Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл История семейской избы17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Семейская изба»

Цель:

Формирование представлений о жизни и быте семейского народа, о его традициях.

Задачи:

1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного  быта (печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.)

2. Обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.).

3. Развивать связную монологическую речь

4. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к семейской народной музыке.

5. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к семейскому фольклору.

Методы и приёмы:

Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов, загадки, прослушивание музыки, вопросы);

Наглядные (рассматривание иллюстраций, презентации, старинных вещей);Практические (дидактическая «Что было, что стало).

Материалы и оборудование: Макет «Семейская изба» с предметами т. д.); блюдечко с яблочком, слайды с изображением быта; шкатулка с загадками; дидактическая игра «Что было, что стало»; атласная быта (сундук, стол, старинная посуда, утюг, керосиновая лампа, самовар и ленточка для игры «игра с лентой»; семейский сарафан для воспитателя; музыкальное сопровождение.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, мы пришли побеседовать с вами о  быте, как жили наши предки в деревне.

Слава нашей стороне,

Слава нашей старине!

Вот про эту старину,

Свой рассказ я поведу.

Чтобы гости знать могли

О делах родной земли!

Ребята, сегодня мы с вами расскажем о семейской избе, очень похожую на ту, где жили наши прабабушки и прадедушки много лет назад. Мы видим предметы, которыми пользовались в старину, что людям нужно было для жизни. Раньше на Руси строили такие избы из деревянных бревен. В них было тепло и уютно.

Воспитатель: Вот наша изба ( показ макета).

Основная часть:

- А строили её, так! Было правило: шел хозяин к соседу: «Приходите, - говорил - люди добрые, помогите мне избу строить». «Непременно придем!» - отвечал сосед. Шел хозяин к другому соседу и тот ему не отказывал в помощи.

Наутро, много мужиков собиралось, и вместе с хозяином начинали «рубить избу». А строили такие избы из деревянных бревен.

-Рубить избу означает - строить, а строили ее топорами. Были такие мастера , что могли построить избу без одного гвоздя, так бревна подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной.

В избе всегда считали святыми 3 места:

Красный угол. В красном углу совершались ежедневные моления. Красный угол- самое почётное место в избе. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.

Наш народ был славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. Лучшая комната в избе называлась горницей, в ней принимали гостей. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей).

Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.

. А вы знаете, что было главным в избе? (Ответы детей)

Да, печка. Она избу обогревала, в ней готовили обед, пекли пироги, сушили одежду, лечились от разных болезней.

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать она уложит.

Печь – без печи изба не изба. Печь была главной частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. На печке можно было спать, или лежать греться. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать

Вот он хлебушек душистый,

Вот он тёплый, золотистый.

В нём здоровье наше, сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

Стол – это «божья ладонь». «Хлеба ни куска – стол - доска»- так говорили крестьяне. В  избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сиденья за столом.

Ребята, а посмотрите, что на столе стоит? Это та посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. Это туеса. Сделаны они из коры деревьев. В них хранили продукты. А вот различные кувшины для жидкого: для молока, для меда. Все это называется кухонная утварь. А вот и ведра, и коромысло Ведь не удобно тяжелые ведра в руках нести, вот и придумали коромысло.

Ребёнок: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки,  вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).

1. Летом спит, зимой горит.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

(печь)

2. Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает.

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт.

(ухват).

3. У нас в печурочки,

Золотые чурочки.

(дрова в печи)

4. Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(чугунок)

5. Чёрный конь,

Скачет в огонь.

(кочерга).

6. Выпускает жаркий пар,

Древний чайник…

(самовар).

7. Воду дед носил с утра,

Каждый раз по два ведра.

На плечах дугой повисло,

Держит вёдра…

(коромысло).

8. Из избы идут пляшут,

А в избу идут – плачут.

(вёдра).

9. Четыре братца под одной крышей живут,

Одним кушаком подпоясаны.

(стол).

10. Сама не ест,

А людей кормит.

(ложка).

11. Стригли, щипали, а после чесали.

Чисто, пушисто – к доске привязали.

(прялка).

12. Ходит каток,

По паре порток.

(утюг).

Ребёнок: Гости, вам понравились загадки?

Воспитатель: Ребята, мы с вами узнали, как жили раньше люди.

Давайте поиграем в игру «Что было, что стало»

1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)

2Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)

3Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)

4Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)

5Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)

Воспитатель: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни семейского народа.

Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.

Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова!»

- Ну, что, гости, понравилось вам у меня в гостях?

-  Люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Чай в группе будете пить, покушаете и друзей угостите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")

Конспект образовательного события в старшей группе "Путешествие по сказкам" (образовательная область "Речевое развитие")....

Конкурс! Образовательная область «Физическое развитие» Образовательное событие «С микробами я не дружу - я здоровьем дорожу! ( подготовительная группа)

Создание социальной ситуации развития в процессе совместной физкультурно-познавательной деятельности «С микробами я не дружу – я здоровьем дорожу!»....

Конспект образовательного события по рисованию для детей 1 младшей группы «Колобок» образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Дети свободно располагаются по группе.Воспитатель поёт песенку колобка:Я колобок, колобок,                              ...

Конкурс. Практикум для слушателей ГМО на тему: «Образовательное событие – способ интеграции образовательного пространства для успешного познавательного развития воспитанников»

В соответствии с ФГОС ДО основная образовательная программа строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спе...

Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса

Это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Это захватывающая, достаточно длительная игра, где участвуют все и дети, и педагоги, и родители....

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий»

Консультация для педагогов «Образовательное событие в ДОО. Типы образовательных событий».В контексте образовательной деятельности в детском саду образовательное событие - это особая с...