Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса
календарно-тематическое планирование

Чиркова Инна Аданисовна

Это новый формат совместной детско-взрослой деятельности. Это захватывающая, достаточно длительная игра, где участвуют все и дети, и педагоги, и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnoe_sobytie.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса

Новые образовательные технологии в программе "От рождения до школы

В новейшем издании Программы «От рождения до школы» сохранены все достоинства первого издания и учтены новейшие достижения науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

В пятом (инновационном) издании в основе своей сохранены цели, задачи и содержание образовательной работы (чему учим). Однако есть и изменения, связанные в первую очередь с образовательными технологиями (как учим). Необходимость нововведений связана с тем, что многое изменилось: время другое, общество другое и дети другие. Значит, надо меняться и педагогам.

Инновации вводятся постепенно, в том объеме, к которому готовы воспитатели и детский сад в целом. По времени введения инноваций также нет ограничений — можно начинать изменения с любой возрастной группы и даже необязательно с начала учебного года. Следует отметить, что инновационное издание не отрицает и не заменяет предыдущие варианты Программы, а дополняет и расширяет их. Поэтому по-прежнему необходимы все ранее изданные пособия.

Основные инновации пятого издания Программы:

  • Внесены изменения в распорядок дня.
  • Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг.
  • Принята концепция образовательного результата.
  • Вводятся новые образовательные технологии: пространство детской реализации, образовательное событие, утренний и вечерний круг, развивающий диалог, технология позитивной социализации, «ровестничество» — технология создания детского сообщества и др.
  • Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия.
  • Предлагается новый формат праздников, с опорой на детские интересы и детскую инициативу.
  • Подробно прописаны принципы организации развивающей предметно-пространственной среды.
  • Значительная часть освоения предметного содержания проходит не в формате фронтальных и подгрупповых занятий, а в новых формах, таких как утренний круг, проектная деятельность, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности и др.
  • Предлагается новый формат взаимодействия с родителями.
  • Создание ПДР (пространство детской реализации) как основного инструмента развития личности ребенка.

Мы не будем останавливаться подробно на всех компонентах нововведений. В данном случае нас интересует "образовательное событие".

В Программе "образовательное событие" — это новый формат совместной детско-взрослой деятельности: захватывающая, достаточно длительная (от нескольких дней до нескольких недель) игра, где участвуют все, и дети, и воспитатели. Причем взрослые и дети в игре абсолютно наравне, а «руководят» всем дети. Задача взрослого найти и ввести в детское сообщество такую проблемную ситуацию, которая заинтересует детей и подтолкнет их к поиску решения. А уж как будет разворачиваться ситуация, что дальше будет происходить, зависит в первую очередь от творческой фантазии детей.

Образовательный процесс в нашем детском саду построен по комплексно-тематическому принципу, где тема как сообщаемое знание о какой-либо сфере действительности, представленно в эмоционально-образной форме.

Предварительный подбор взрослым основных тем придает систематичность и культуросообразность образовательному процессу. Проекция «темы» на разные виды детской активности, «проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании и возможность их выбора самим ребенком обеспечивают развитие инициативности детей.

Таким образом, "образовательное событие" выступает у нас как некая проблемная ситуация, решая и преодолевая которую, ребёнок овладевает всеми педагогическими задачами, поставленными воспитателем.

Событийный метод, как часть средового метода, необходимо рассматривать в контексте педагогического процесса. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным, воспитательным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением.

Взрослый раскрывает детям более далекие перспективы их действий и связь новых задач с жизнью и деятельностью окружающих, обеспечивая появление так называемой смыслообразующей мотивации образовательной деятельности. Она отличается тем, что содержит обоснование необходимости овладевать соответствующими знаниями, умениями и навыками для самого ребенка и его будущего.

При создании дополнительной мотивации игровое действие совершается большей частью с каким-либо игровым персонажем. Позиция помощника, защитника, в которой оказывается ребенок, отвечает его стремлению к самостоятельности, активным отношениям с окружающими; вместе с тем реализация этой позиции имеет и большое воспитательное значение.

Продукт познавательной деятельности — это реальное, обязательно осознаваемое самим ребенком приобретение новых знаний или повышение уже имеющегося опыта. Продукт детской деятельности нуждается в объективной оценке, фиксирующей продвижение в ней ребенка.

Рассмотрим развитие "образовательного события" на примере тематической недели "Маленькие исследователи" в старшей группе.

В понедельник с утра в группе в уголке "Знаний" лежит полено. Дети, приходя в детский сад, обнаруживают предмет, изучают его. И, следуя традиции "Утреннего круга", задают воспитателю соответствующий вопрос. Развивается диалог, в котором вскрывается потребность изучения детьми дерева. Педагог предлагает дошкольникам цель и последовательность действий: "Давайте сделаем дерево и украсим его информацией (знаниями) о дереве".

Так получается, что в первый день нашей тематической недели мы рассматриваем дерево как предмет, как данность. Лепим его из бумаги, изучаем строение, виды, условия роста деревьев.

Во второй день - дерево - источник еды. Рассматриваем и сравниваем плоды деревьев наших широт и экзотических стран.

В третий день мы изучаем свойства дерева, что это за материал: горит - тухнет, тонет - плавает, падает - летает.

В следующие два дня рассматриваем дерево со стороны: какую роль оно играет в жизни человека и в жизни животного мира.

Примерный план работы будет выглядеть так:

Тема недели:

Понедельник

Вторник

Маленькие исследователи

Цель: изучение дерева как живого организма и как материала, создание модели.

Изучаем дерево: из чего оно состоит (ствол, ветки, крона, корни), чем питается, где растёт и как зависит от климата.

Рассматриваем дерево, как источник пищи: фрукты, цитрусы, орехи, кора.

Среда

Четверг

Пятница

Изучаем какие материалы добывают из древесины, исследуем их свойства.

Составляем модель дерева "Польза для людей"

Составляем модель дерева "Польза для животных"

В итоге мы получаем живую "модель дерева" и расширенные, структурированные представления детей о мире дерева.

Рассмотрим развитие ещё одного "образовательного события" на примере той же тематической недели, но уже в средней группе.

В уголке природы появляется прозрачная чашка с ростками пшеницы. Это вызывает особый интерес у дошкольников и на "Утреннем круге" они являются инициаторами диалога с воспитателем, где они вместе выстраивают план своих исследований на неделю. В первый день ребята изучают виды круп, во второй - блюда из них, затем они изучают условия выращивания. Отдельным днём выделяем тему хлеба и заканчиваем играми, посиделками. В этом году нам выпала Масленица - будем гулять с блинами!

Здесь план работы будет выглядеть следующим образом:

Тема недели:

Понедельник

Вторник

Маленькие исследователи

Цель: знакомство с видами круп. Создание коллекции.

Изучаем виды круп: внешний вид и где растут.

Изучаем блюда из круп, соотносим сырьё с готовым продуктом.

Среда

Четверг

Пятница

Знакомимся с условиями выращивания круп.

Разучиваем народные игры с крупами и учимся делать и украшать поделки из круп (организация мастерских).

Хлеб - всему голова! Изучаем хлеб от зёрнышка до пирога. Сочинение и иллюстрирование сказки.

Инновационный вариант может показаться, на первый взгляд, более сложным и труднореализуемым, однако на практике он, в конечном счете, более удобен и интересен всем — и детям, и родителям, и воспитателям, и администрации. Мы уже освоили некоторые элементы и превратили их в традиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания»

Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект дет...

Организация образовательного события «На привале у костра» в преддверии празднования Дня Победы.

Образовательные события позволяют детям получить опыт осмысленный и осознанный, данное событие - реконструкция солдатского привала у костра позволило детям оказаться рядом с солдатом, заглянуть в его ...

«Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса младшей группы № 2 «Бабочка»»

Первостепенная задача  здоровьесберегающих технологий в ДОУ: Является задача охраны жизни и здоровья детей, их физического развития. Здоровье определяется как жизнерадостность, устойчивость к пат...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрен один из вариантов образовательного события на примере события "Делаем лето сами" в разновозрастной группе,  возможность перехода жизни группы на событийний формат ра...

Образовательное событие как компонент оптимальной организации образовательного процесса

       Изменения в Российском образовании побуждают педагогов искать новые подходы к реализации задач дошкольного образования. Изменения коснулись не только программных доку...

Организация образовательной деятельности в ДОО. Формы организации образовательной деятельности.

Организованная образовательная деятельность в ДОО - это ведущая форма организации совместной деятельности взрослого и детей, которая определяется уровнем освоения общеобразовательной пр...