Главные вкладки

    «Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания»
    статья (старшая группа) на тему

    Перегудова Юлия Николаевна

    Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.

    Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".

    Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события

    Воспитатель старшей группы организует  специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

    При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rol_vospitatelya_v_organizatsii.docx20.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания» (старшая группа)

    Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.

    Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".

    Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события

    Воспитатель старшей группы организует  специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.

    При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

    Ожидание и подготовка образовательного события выступают в роли привлекательной перспективы

    Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.

    В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.

    Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

    Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.

    Проблема:

    полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.

    Цель: - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.

    Задачи:

    •        Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;

    •        Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;

    •        Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.

    Ожидаемые результаты:

     Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи.  Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Расширить музыкальные и хореографические навыки дошкольников.

    I Подготовительный этап

    1)        Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.

    2)        Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.

    3)        Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.

    II Основной этап

    1) Работа с детьми

    Образовательные:  формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.

    Развивающие:   развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).

    Воспитательные:  воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.

    Познавательное развитие: беседы на тему «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; НОД «Голубая сказка Гжели».

    Речевое развитие:          

    чтение художественной литературы     о мастерах и направлениях  русской живописи; разучивание стихов о Гжели;   заучивание слов     песни «Гжель»,    знакомство   с   творчеством  композитора      Ю. Синявского.

    Художественно – эстетическое развитие:

    рисование на тему «Голубая Гжель»; аппликация на тему «Сказочный цветок», постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.

    III Заключительный этап

    1) Итоговое мероприятие: «Город мастеров».

    2) оформление стенда «Город Мастеров»; творческие работы детей на тему «Наша Гжель родная».

    3) Презентация на тему «Гжель – голубая сказка» на методическом объединении.

    Литература:

    1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А.Васильева. М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.

    2. Мишакова ,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.

    3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/

    Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.

    Наглядно - дидактический материал

    4. Вохринцева, С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.

    5. Лыкова, И.А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.

    6. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. А. Н.Дорофеева.-М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.

    Музыкальный материал

    7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.

    8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.

    9. Кузьмичева, М.К Лазури хоровод: //авторская песня с движениями.

    10. Музыка и аранжировка В. Андреева, исп. Фолькгруппа русского национального театра «Гжель – весна»/ авторская постановка хореографической зарисовки У.Гнездиловой.

    11. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ.- весть –ТДА,2005.

    12.  Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.

    Интернет ресурсы

    12.  Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»

    В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...

    Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития

    Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по ОО « Художественно-эстетическое развитие» (« Пластилиновая сказка») по теме «Радужные бабочки».

    Конспект открытого показав старшей группе « Почемучки»по ОО « Художественно-эстетическое развитие»(« Пластилиновая сказка»)по теме « Радужные бабочки»воспитателя первой категорииИвановой Ольги Сергеев...

    Образовательное событие для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».

    Цель: Закреплять представления дошкольников об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма....

    Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)

    Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...

    Конспект организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Отечества» (художественно-эстетическое развитие)

    Цель: формировать представления о празднике «День защитника Отечества» и о Российской Армии через художественно-эстетическое развитие....