«Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания»
статья (старшая группа) на тему
Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события
Воспитатель старшей группы организует специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_vospitatelya_v_organizatsii.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль воспитателя в организации образовательного события для детей старшего дошкольного возраста в рамках художественно-эстетического воспитания» (старшая группа)
Событие - это то, что привлекло внимание, произвело впечатление, взволновало и даже потрясло.
Событийность - это социально- значимая для ребенка ситуация, в ходе которой педагог обеспечивает эффект детского личного "открытия".
Идея событийного подхода заимствована из педагогической системы А. С. Макаренко, который отмечал, что большое значение в жизни человека имеют яркие и волнующие события
Воспитатель старшей группы организует специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели.
При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, - но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.
Ожидание и подготовка образовательного события выступают в роли привлекательной перспективы
Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание.
Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.
Сегодня, в век компьютеризации и высоких технологий, когда жизнь идет в таком стремительном ритме, особенно важно уделять время для развития тонких струн души ребенка: доброты, радости, творчества. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, творчески проявить себя в ней, нужно принять его историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у детей важно не только формировать художественный вкус, но и приобщать к искусству и художественной деятельности, активному освоению пространства, используя наследие своего народа.
Проблема:
полная или недостаточная осведомленность дошкольников о русских традициях, орнаментов, узоров.
Цель: - формирование и развитие нравственного, духовного и творческого потенциала ребенка, на основе культуры и творчества русского народа.
Задачи:
• Познакомить детей с русским декоративным искусством «Гжель»;
• Обогащать впечатления детей произведениями современных поэтов и композиторов (по данной тематике), русской лирической музыкой;
• Создавать условия для развития здоровых чувств, нравственности и творчества на примере культуры русского народа.
Ожидаемые результаты:
Научить выделять характерные особенности гжельского промысла (материал, цвет, форму). Уметь создавать декоративные композиции с элементами гжельской росписи. Сформировать интерес к народной культуре, уважение к труду народных мастеров, патриотическую гордость за богатую талантами Россию. Создать предпосылки к самостоятельной творческой деятельности. Расширить музыкальные и хореографические навыки дошкольников.
I Подготовительный этап
1) Подбор дидактической и методической литературы об истории возникновения живописи и мастерах гжельской росписи.
2) Подбор аудио и видео материалов о народном промысле Гжель.
3) Составление плана работы по проекту, целью которого является вызвать интерес детей к народному искусству живописи предков.
II Основной этап
1) Работа с детьми
Образовательные: формировать умение различать особенности цвета, узора, материала и передавать это в работах.
Развивающие: развивать умение составлять декоративные композиции по собственному замыслу, используя элементы гжельской росписи (капельки, листики, розы, веточки, завитки, спирали, решетку, волнистые линии).
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за величие, талант и творческое наследие своего народа.
Познавательное развитие: беседы на тему «Гжель – город мастеров», «Что такое творческое наследие?»; НОД «Голубая сказка Гжели».
Речевое развитие:
чтение художественной литературы о мастерах и направлениях русской живописи; разучивание стихов о Гжели; заучивание слов песни «Гжель», знакомство с творчеством композитора Ю. Синявского.
Художественно – эстетическое развитие:
рисование на тему «Голубая Гжель»; аппликация на тему «Сказочный цветок», постановка хореографической зарисовки «Зовут меня Гжель», Гнездиловой, слушание песни «Незабудковая Гжель» муз. Ю.Чичкова, сл. П. Синявского.
III Заключительный этап
1) Итоговое мероприятие: «Город мастеров».
2) оформление стенда «Город Мастеров»; творческие работы детей на тему «Наша Гжель родная».
3) Презентация на тему «Гжель – голубая сказка» на методическом объединении.
Литература:
1. Веракса, Н. Е. Комарова, Т. С. Васильева, М.А. От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н. Е. Веракса, Т. С.Комарова, М. А.Васильева. М.:Мозаика-Синтез,2011.-336с.
2. Мишакова ,В. Родное подмосковье [ Текст] В. Мишакова // Ребенок в детском саду. СПб.: 2003№5.- с63.
3. Боброва, М. А Небесная лазурь: [ Текст ] М. А Боброва// авторская сказка/
Дошкольное воспитание. СПб.:2006.№ 2.- с20.
Наглядно - дидактический материал
4. Вохринцева, С.Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/ С. Н.Вохринцева/-Е.:Издательство Страна фантазий, 2005.- 8с.
5. Лыкова, И.А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей / И. А.Лыкова.-М.:Издательский дом Карапуз,2008.-10с.
6. Чижкова, Т.Н. Дорофеева, А.Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7лет/ Т. Н Чижкова, Т.Н. А. Н.Дорофеева.-М. Мозаика-Синтез, 2003.-10с.
Музыкальный материал
7. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников: учебно-методическое музыкальное пособие// Красный сарафан – оркестр П. Мориа.- СПб.: ЛОИРО 2002.
8. Зарецкая, Н.В Роот, З.Я Гжель// Праздники в детском саду: праздники, песни, танцы// М.:Айрис-пресс,2006.-152с.
9. Кузьмичева, М.К Лазури хоровод: //авторская песня с движениями.
10. Музыка и аранжировка В. Андреева, исп. Фолькгруппа русского национального театра «Гжель – весна»/ авторская постановка хореографической зарисовки У.Гнездиловой.
11. Лебедушка, Прялица, Сударушка // русские лирические мелодии в исполнении оркестра народных инструментов им. Н. Осипова// аудио запись М.: Издательство детских образовательных программ.- весть –ТДА,2005.
12. Чичков, Ю.М. Синявский, П Незабудковая гжель: сборник Ромашковая Русь: песни для детей и юношества.- М.: Издательство Советский композитор,1990.- с74-77.
Интернет ресурсы
12. Ода Гжели //Учебный фильм//www. u *****/pages/video/12708
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе художественно-эстетической деятельности»
В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее с...
Организация развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста в области художественно-эстетического развития
Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду для детей старшего дошкольного возраста в области художетсенно-эстетического развития....
Образовательное событие для детей старшего дошкольного возраста «День народного единства».
Цель: Закреплять представления дошкольников об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма....
Конспект организации образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Защитники Отечества» (художественно-эстетическое развитие)
Цель: формировать представления о празднике «День защитника Отечества» и о Российской Армии через художественно-эстетическое развитие....
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Изобразительное искусство Хакасии»
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста«Изобразительное искусство Хакасии» Составитель:Госсман А.А., педагог дополнительного образованияМБДОУ г...
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Школада аннарны паза малларны угренчебiс" ситуация
Технологическая карта образовательного события....
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Тема «Формирование представления о звуках». Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки...