Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Тема «Формирование представления о звуках». Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Формирование представления о звуках»
Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки.
Задачи:
1. Коррекционные: развитие фонематических процессов, высших психические функций (памяти, мышления, восприятия, внимания), мелкой моторики, кинестетических ощущений, языковой интуиции; формирование межполушарных связей; формирование просодической стороны речи.
2. Развивающие: активизация речевой деятельности учащихся; развитие пространственных представлений; формирование мотивационного компонента и функций самоконтроля.
3.Воспитательные: воспитание доброжелательного и дружеского отношения к товарищам, любви к родному языку.
Материал. Зеркало на каждого ребенка, ширма, музыкальные инструменты, бумага, молоток, ножницы, пиктограммы1,символизирующие эмоциональное состояние человека, маски- шапочки зверей.
Ход образовательного события
1. Оргмомент
Психогимнастика.
Детям показывают пиктограммы. Какие они разные!
Дети называют эмоциональное состояние человека: радостный, огорченный, печальный, сердитый. Мимические упражнения.
Изобразите злого, доброго, печального, огорченного человека. Возьмите зеркало, оно поможет вам.
2. Сообщение темы образовательного события
Сегодня мы будем слушать, узнавать и произносить разные звуки.
3. Развитие слухового внимания
Закройте глаза. Игра «Молчанка».
Что вы услышали? Вокруг вас множество звуков. Предметы могут звучать по-разному. Послушайте эти звуки.
Игра на музыкальных инструментах, резание бумаги, шуршание бумагой, постукивание молотком.
Давайте отгадаем предметы по звучанию.
Действия выполняются за ширмой, а дети называют, что звучало.
Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой
4. Знакомство с понятием «Речевой звук»
Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: Листья на ветру шумели:
- Р-р-р' —Тсс!
В стойле коровы мычали: Змеи в лесу шипели: - Мммуу! — Шшш!
В комнате мухи жужжали: А комары все пели: - Жжж! — Ззз!
Мимо машины бежали: Непоседа мячик днем и ночью
- Тррр! Успокоиться не хочет:
Гудели от ветра все провода: — Пам! Пам! - Зззнь! Куклы кашляют в постели —
Капала в кухне из крана вода: Днем мороженое ели! - Динь! — Кхх! Кхх!
Перекликались в ночи поезда: - Ууу! Ууу!
Э. Нийт. (Перевод с эстонского Е. Ракеева)
В стихотворении вы услышали много звуков. Вспомните, как перекликались поезда? (Ууу!)…
Звуки издают животные, а мы с вами — говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются и превращаются в слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
5. Физминутка
«Прогулка в лес».
Посмотрите, какая красота! Выразим восхищение: о-о-о! Прислушаемся к шуму листьев. Вдруг подул ветерок.
Легкий выдох с округлением губ. Имитация сильного ветра и ветра во время бури.
6. Произношение отдельных звуков. Развитие просодического компонента речи.
Однажды на лесной полянке собрались зайка, мишка, лисонька, волк, белочка и ежик. Решили показать друг другу, как хорошо они умеют петь. Лисонька запела: а-а-а. Волк: у-у-у. Мишка: ы-ы-ы. Белочка: и-и-и. Ежик: э-э-э. Как пели звери?
Дети надевают маски- шапочки. Повторение детьми «песенок» зверей с изменением силы и высоты голоса.
За зверей мы пропели разные звуки. Звуки речи звучат по-разному. Р-р-р, д-д-д (громко), п-п-п, т-т-т (тихо), ж-ж-ж (с голосом), ш-ш-ш (без голоса).
7. Ознакомление с органами артикуляционного аппарата
Как вы думаете, что помогает нам произносить звуки? (Язык, губы). Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот — домик звуков.
В домике этом
Красные двери,
Рядом с дверями —
Белые звери.
Любят зверушки
Конфеты и плюшки.
Н.В. Новотворцева
В каждом домике есть дверь, и даже не одна. Первая дверь — губы, вторая — зубы. Произнесите звук п-п-п. Этот звук произносим губами. Произнесите звук б-б-б. Этот звук тоже произносится... (губами) . Произнесите звук л. Посмотрите, как прижался к губам наш язычок. В домике есть потолок. Это — нёбо. Пощелкайте язычком. Поднимите его за верхние зубы и постучите: д-д-д. Почувствовали, как язычок стучит по бугоркам? Это альвеолы.
Положите ладошку на горло. Произнесите: д-д-д-б-б-б. Здесь живет голос. Иногда он спит и его не слышно. Произнесите звук к. Вы услышали голос? (Нет). А теперь произнесите звук г. Голос проснулся, запел так громко, что стенка домика задрожала. Так что же нам помогает произносить звуки? (Губы, зубы, нёбо, язык, альвеолы.) Как надо заботиться о нашем рте? (Чистить зубы. Полоскать рот после еды. Не кусать твердые предметы.)
8. Артикуляционная гимнастика
Чтобы красиво произносить звуки, надо научить губы, язык выполнять разные упражнения. Вытяните губы трубочкой, а теперь улыбнитесь.
Упражнения для губ и языка.
А еще надо научиться правильно дышать. Дыхание упражнение «мячик-ямка».
9. Итог образовательного события
Что мы слушали? (Звуки.) Чем мы слушали? (Ушами.) Чем произносим звуки? (Ртом.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-917405-1508178592.jpg)
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-1422218-1663641941.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Изобразительное искусство Хакасии»
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста«Изобразительное искусство Хакасии» Составитель:Госсман А.А., педагог дополнительного образованияМБДОУ г...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/23/picture-1459759-1677157194.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Школада аннарны паза малларны угренчебiс" ситуация
Технологическая карта образовательного события....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-674977-1515008629.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Знакомство со словам
В данном конспекте представлено продолжение работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с гласными и согласными звуками, дано представление о том, что слова состоят из...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/03/picture-674977-1515008629.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Слова- действия.
В данном конспекте представлена работа по ознакомлению и актуализации знаний детей о словах- действиях ( глагольный словарь)....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/19/picture-346587-1705635219.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Дед Мороз ищет друзей
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/23/picture-1459759-1677157194.jpg)
Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Томайах сомнар чiдiр салтыр» ситуация
Оон костег: пiлiс алар тиксi угредiг тогыстар хоостыра олганнарга сурыгларга нандырар ондайлар пирерi.Погiннер:Узун гласнай тапсагларны состерде орта адирга....