Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Знакомство со словам
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Кочанова Людмила Ивановна

   В данном конспекте представлено продолжение работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с гласными и согласными звуками, дано представление о том, что слова состоят из звуков и о том, что слова обозначают живые и неживые предметы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Знакомство со словом»

САД. ЛЕС. ЗВУКОВЫЕ ЗАМКИ

Задачи:

1. Коррекционные:  развитие  фонематических  процессов, высших психические функций  (памяти,  мышления,  восприятия,  внимания), мелкой  моторики,  кинестетических  ощущений,  языковой  интуиции; формирование  межполушарных связей; формирование просодической стороны речи.

2. Развивающие:  активизация  речевой  деятельности учащихся; развитие пространственных представлений; формирование мотивационного компонента и функций самоконтроля.

 3.Воспитательные:  воспитание доброжелательного и дружеского отношения к товарищам, любви  к родному языку.

Материал. Предметные картинки (дикие животные, фрукты, цветы); сюжетные картинки «Сад», «Лес» ( на ноутбуке); Звуковые замки красного, синего  цвета; кружочки — символы звуков; кукла.

Ход занятия

1.        Оргмомент

Дети, сейчас мы поиграем.

Проводится игра «Лягушки» на развитие речевого слуха. Встаньте в круг. Скажем вместе:

Вот лягушки по дорожке

Скачут, вытянувши ножки.

Увидали комара,

Закричали. «Ква-ква-ква!»

Дети изображают прыгающих лягушек.

Дети по- очереди встают в круг, закрывают глаза и узнают, кто подавал голос.

2.        Закрепление понятия «звук»

Выставляется  Звуковые замки — красного и синего цветов. В окошках замков кружочки такого же цвета. Вносится кукла.

К нам на занятие пришла Оля. Она рассказала мне такую историю. Однажды добрая волшебница пригласила Олу в сказочный Звуковой город. В этом городе она увидела такие красивые замки. Какого они цвета? Этот замок ... (красный).  А этот ... (синий). В окошках замков Оля увидела кружочки. Захотелось ей потрогать их. Подошла она к Красному замку, прикоснулась к первому кружочку, и он зазвучал: «А-а-а», Прикоснулась к другому кружочку и услышала: «У-у-у». А третий кружочек подал голосок: «И-и-и». Четвертый запел: «О-о-о». Подошла Оля к Синему замку. Из его окошек донеслись другие песенки: «Д-д-д, ш-ш-ш, ж-ж-ж, б-б-б».  Я вместе с Олей нажимаю на кружочки, и звучат разные песенки: «О-о-о, у-у-у, а-а-а». Споем их вместе. Думает Оля: «Какие интересные кружочки, на них нажимаешь и слышишь разные звуки». Вы догадались, что мы будем обозначать такими кружочками? (Звуки.) Этими кружочками будем обозначать речевые звуки. Одинаково ли звучат песенки в разных замках? (По-разному.) Звуки бывают разные, одни из них произносим губами, другие — языком (р-р-р), некоторые звуки поются (а-а-а, у-у-у).

3. Ознакомление с понятием «слово» Волшебница пригласила Олю в свой сад.

Выставляется картинки

Что  она увидела  в саду? (Деревья, груши, яблоки, цветы.) Какие цветы растут в саду? (Маки, розы, тюльпаны.) Вы назвали много предметов. Вы произносили слова.

Всему название дано —

И зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз —

Над нами и под нами

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

А. Шибаев

Волшебница приглашает   нас в лес. Кого мы увидели в лесу? (Лису, белку, ежа.) Что вы увидели в лесу? (Ели, грибы, ягоды.) Вы сказали много... (слов). Оля спрашивает: почему звучат слова? (Потому, что в них есть звуки.) Слова состоят из звуков.

Произношение слов с утрированным выделением каждого звука.

Сложите руки «чашечкой», «соберите» звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы — громко и быстро: д—о--м, М—а—ш—а, в—о—л--к (Дом, Маша, волк)

Выставляется картинка «Мак», а под ней — три кружочка. Послушайте, как «оживают» кружочки, они превращаются в звуки м, а, к. Звуки можно «разбросать». «Бросим» влево звук м, перед собой — звук а, вправо — звук к. Опять «соберем» их — м, а, к. Получилось слово ... (мак). Все слова состоят из звуков.

4.        Физминутка

Дети, сейчас мы поиграем. Я назову слово — название животного, а вы изобразите его движением, мимикой и жестами.

Называются слова заяц, волк, лиса, медведь.

5.        Дифференциация понятий «звук слово»

Присядем на лесной полянке. Давайте вместе скажем: «А-о-у-и». Оля спрашивает: что вы сейчас произносили, слова или звуки? (Звуки.) А сейчас скажите по два слова. Я «положу» ваши слова на этот поднос

Дети называют слова, логопед кладет полосочки на поднос.

6.        Усвоение понятий «живой неживой». Понимание вопросов «Кто это?», «Что это?»

Выставляется кукла.

Дети, чем отличается кукла от наших девочек? (Она неживая. Она кукла.).  …,  ты кто? (Девочка.). …, кто ты? (Мальчик.) Все вы ... (дети). Вы, я, мамы, папы, дяди, тети, бабушки и дедушки — все мы живые люди.

Выставляются картинки с изображением животных.  Это — живые существа. Если мы не знаем названия животного, тогда спрашиваем: «Кто это?» Что общего у всех живых существ?

Ответы детей.

 Всех животные могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать холод и тепло. Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. Это — неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: «Что это?»

Выставляются картинки с изображением живых и неживых предметов. Дети задают вопросы «Кто это?», «Что это?»

8.        Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно-эстетическая. Интеграция областей: познавательная, речевая

Конспект образовательной деятельности  для детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Знакомство с народно-прикладным искусством. Ярмарка Дымки». Образовательные области: художественно...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Изобразительное искусство Хакасии»

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста«Изобразительное искусство Хакасии»  Составитель:Госсман А.А., педагог дополнительного образованияМБДОУ г...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Тема «Формирование представления о звуках». Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Слова- действия.

 В данном конспекте представлена работа по ознакомлению и актуализации знаний детей о словах- действиях ( глагольный словарь)....

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Дед Мороз ищет друзей

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Томайах сомнар чiдiр салтыр» ситуация

Оон костег: пiлiс алар тиксi  угредiг тогыстар хоостыра олганнарга сурыгларга нандырар ондайлар пирерi.Погiннер:Узун гласнай тапсагларны состерде орта адирга....