Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Слова- действия.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кочанова Людмила Ивановна

   В данном конспекте представлена работа по ознакомлению и актуализации знаний детей о словах- действиях ( глагольный словарь).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnogo_sobytiya_s_detmi_s_tnr.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Слова-действия»

Задачи:

1. Коррекционные:  развитие  фонематических  процессов, высших психические функций  (памяти,  мышления,  восприятия,  внимания), мелкой  моторики,  кинестетических  ощущений,  языковой  интуиции; уточнение и актуализация глагольного словаря; формирование просодической стороны речи.

2. Развивающие:  активизация  речевой  деятельности обучащихся; развитие пространственных представлений; формирование мотивационного компонента и функций самоконтроля.

 3.Воспитательные:  воспитание доброжелательного и дружеского отношения к товарищам, любви  к родному языку.

Материал. Игрушки (поезд, машинки, зайка, кукла, петрушка, мишка и др.), картинки с изображением животных, символы звуков - кружочки, символы слов - полоски,  набор счетных палочек на каждого ребенка, сундучок.

Ход занятия

1. Оргмомент

«Заводные игрушки».

«Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки. Вокруг себя покружись, в куклу Таню превратись».

Дети изображают куклу, пляшущего медвежонка, зайку, играющего на барабане, и веселого Петрушку.

2. Развитие слухового внимания

Игра «Что звучит?»

 Рассматриваются игрушки, сравнивается их звучание. Узнавание игрушек по звуку.

3.        Дифференциация понятий «звук слово»

Выставляются игрушки: кукла, поезд и молоток. Как плачет кукла? (А-а-а-а.) Что мы произносили? (Звук.) Как гудит поезд? (У-у-у.) Это звук или слово? (Звук.) Как стучит молоток? (Д-д-д. Это тоже звук.) Назовите слова — названия игрушек.

На доске выставляются полоски, обозначающие каждое слово.

Мы назвали много ... (слов).

Посмотрите на полоски, это — домики слов. Мы будем обозначать слова такими полосками. Вы помните, из чего состоят слова? (Из звуков.)

 Давайте поймаем звуки и назовём слово.

Логопед произносит слова медленно, шепотом, а дети громко и слитно.

Куукллаа, ммячиик... (кукла, мячик). Чем мы обозначили звуки? (Кружочками.)

 Возьмите в правую руку красный кружок, а в левую —  полоску. Что мы будем обозначать  полоской? (Слова.) Если я скажу слово, поднимите полоску, а если услышите звук — поднимите кружок.

Логопед произносит гласные звуки и слова, а дети показывают соответствующий символ.

4.        Развитие речевого слуха и фонематического

восприятия

В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы сможем  узнать слово?

 Слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши только тогда, когда услышите правильно сказанное слово.

5.Актуализация глагольной лексики

 Мы знаем, что нас окружает живой и неживой мир. Какой вопрос надо задать,  если вам захочется узнать название живого существа? (Кто это?)

   О предметах неживого мира как вы спросите? (Что это?)

  Если мы захотим узнать о действиях человека или животных, то как спросим? (Что он делает?)

Выставляются картинки с изображением петуха, собаки, лисы, ежа.

Что делает петух? (Стоит, поет, кукарекает, клюет.)

Подбор глаголов к словам собака, лиса, еж.

Эти слова обозначают действия животных.

Неживые предметы могут падать, стоять, ломаться, лежать.

 Что делает кукла?

 (Сидит, лежит, ходит, машет.)

Что делает девочка Катя?

(Прыгает, ходит, машет.) Кукла и Катя выполняли похожие действия. Чем отличается кукла от Кати?

 Рассуждения детей.

6.        Физминутка

Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

7.        Практическое усвоение глаголов единственного и

 множественного числа

Что мы делали? (Танцевали, веселились, бегали, скакали.)

Сейчас мы называли слова-действия.

Выставляется игрушечная машина.

Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит.)

Добавляется еще одна машина.

Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят.) (Имитация езды на машине.)

Коля едет, а дети... (едут).

 

Антон  везет груз, а Петя с Сашей... (везут груз).

Паша сигналит, а Оля с Машей ... (сигналят).

8.        Голосовые и дыхательные упражнения

Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесите звук у шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громче, машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе произнесем звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.

9. Выполнение поручений из двух—трех действий. Усвоение глаголов прошедшего времени

Логопед дает инструкцию одному ребенку шепотом. Он выполняет два-три действия. Дети наблюдают, затем отвечают на вопрос, что сделала Оля? Задание дается всем детям.

Какие слова вы называли? (Слова-действия.)

10. Закрепление понятий «слова-действия

Положите» в сундучок слова-действия предметов.

У каждого ребенка лежит коробочка со счетными палочками.

А сейчас «положите» слова, обозначающие действия предметов, животных, людей. Очень много слов в моем сундучке. Спасибо вам!

11.        Итог занятия

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательного события С детьми старшего дошкольного возраста Тема занятия: «Пижамная вечеринка»

Конспект образовательного события С детьми старшего дошкольного возраста Тема  занятия: «Пижамная вечеринка»...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Изобразительное искусство Хакасии»

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста«Изобразительное искусство Хакасии»  Составитель:Госсман А.А., педагог дополнительного образованияМБДОУ г...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР . Тема «Формирование представления о звуках». Цель Закреплять умение слышать неречевые и речевые звуки...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР Знакомство со словам

 В данном конспекте представлено продолжение работы по знакомству детей старшего дошкольного возраста с ФФНР с гласными и согласными звуками, дано представление о том, что слова состоят из...

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста "Дед Мороз ищет друзей

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект образовательного события для детей старшего дошкольного возраста «Томайах сомнар чiдiр салтыр» ситуация

Оон костег: пiлiс алар тиксi  угредiг тогыстар хоостыра олганнарга сурыгларга нандырар ондайлар пирерi.Погiннер:Узун гласнай тапсагларны состерде орта адирга....