"Музыкальные игры-средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Кирьянова Татьяна Николаевна

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnye_igry.doc36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ-СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

      В дошкольном возрасте игра является естественным спутником жизни ребенка, источником радостных эмоций и приподнятого настроения. Она дарит детям возможность реализовать самые разные стремления и желания, выходя за пределы ограниченного мира детской фантазии. Только в игре развивается способность к воображению и образному мышлению, что способствует развитию познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных качеств личности.

    Игры выполняют разнообразную роль в жизни детей и позволяют решать множество образовательных задач. В игре ребенок закрепляет свой опыт познания окружающего мира и его преобразования, осуществляется всестороннее развитие ребенка-эмоциональное, интеллектуальное, творческое.

Музыкальная игра-это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, способствующий развитию фантазии ребенка, эстетических и нравственных чувств.

        В разное время многие ученые и практики занимались изучением проблемы музыкальных игр, осуществляя разнообразные подходы к педагогическому управлению процессом игры. Разносторонние подходы отражали и разнообразные принципы классификации, до сих пор нет единой классификации игр. 

      Наиболее общепринятая классификация –это деление на творческие игры и игры с правилами, которые в свою очередь подразделяются на подвижные и дидактические. 

Каждая из групп имеет свою педагогическую направленность, различается по своим задачам и целям. Одни направлены на узко дидактические цели (обогащают представления о тембре, динамике, звуковысотности), другие- на более общие (развитие музыкального восприятия, интереса к музыке)

  • Игры с правилами направлены на развитие внимания, наблюдательности, быстроту двигательной реакции. К ним относятся подвижные игры: игры под инструментальную музыку, игры с пением, МДИ)
  • Творческие игры осуществляют развитие разных видов памяти: зрительную, двигательную, образно-слуховую; содействуют развитию познавательного интереса, формируют образное мышление, воображение (к ним относятся режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные)  

По форме проведения музыкальные игры подразделяются на:

 - игры с движением, речедвигательные игры,

- игры – шутки, игры – песни, игры – забавы,

- ритмические игры.

Все игры имеют свои побудительные мотивы, определенные способы действий, игровой замысел, правила.

       Свой образовательный процесс в ДОУ я строю на игровых, развивающих занятиях, с учетом возрастных возможностей и с существенными качественными изменениями в познавательной деятельности. Для решения поставленных целей и задач, я использую большое количество разнообразных игр и весь материал игрового занятия выстраиваю от простого к сложному для постепенного восприятия целостной картины мира и окружающей среды.

       Игровые ситуации, составляющие занятия, стараюсь объединять общей темой, которой подчиняется сюжет и драматургия игрового замысла, используя понятные и доступные детям темы зверей, игрушек, сказочных героев, путешествий, полетов. В используемых музыкальных играх ребенок учится выполнять разнообразные задания, различать характер музыки и средства музыкальной выразительности, согласовывать движения с началом и окончанием музыки, ощущая фразировку, такты, метроритм.

      Понимание музыкально-игрового замысла, правильное выполнение задания развивает у детей быстроту реакции, формирует музыкальные и двигательные навыки, активизирует воображение, мышление, способствует развитию познавательного интереса.

     Особое внимание в младшем дошкольном возрасте я уделяю музыкальным играм по методике Е.С. Железновых. У них разработана серия развивающих сборников с дисками «Музыка с мамой» для детей от 6 месяцев: веселые пальчиковые игры, музыкальные сказки, гимнастика под задорную музыку, подвижные ролевые игры, сказки-шумелки, подражалки, игра на детских шумовых инструментах. Яркая, веселая, образная музыка песенок способствует эмоционально-положительному настрою, развитию музыкальных способностей: слуха, вокальных навыков, музыкальной памяти, ритма. А тексты песенок-упражнений-веселые и яркие, являются подсказкой к заданным движениям, легко ложатся на слух и без специальных установок настраивают его на игру. Эти песенки-игры являясь синтезом игры и физических упражнений на занятиях оказывают комплексное положительное воздействие на развитие ребенка, доставляя ему радость, обеспечивая веселое общение и двигательную активность, способствуя развитию координации движений и ритма, формируя устойчивое внимание и интерес.

 Музыкальная игра способна доставить ребенку немало удовольствий потому, что он

-наслаждается самой музыкой (получает эстетическое удовольствие);

-имеет возможность выражать свои эмоции;

-имеет возможность двигаться;

-общается с другими детьми и взрослыми в рамках игрового процесса;

     Таким образом можно сделать вывод, что музыкальная игра является универсальным средством для музыкально-эстетического развития и личностного становления ребенка, т.к. только в игре дети постигают особенности языка музыки: различают выразительные интонации, форму, смену настроений, учатся выделять жанровые признаки музыки, изобразительные моменты, приобретают исполнительские и творческие навыки и умения, развиваются музыкальные способности. В игре успешнее развиваются все психические процессы (внимание, память, воля) и решаются задачи общего эмоционального, интеллектуального и творческого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике Железновых)

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Консультация для воспитателей: «Музыкальная игра – средство психического развития дошкольников»

Консультация для воспитателей: «Музыкальная игра – средство психического развития дошкольников»...

«Музыкальная игра – средство психического развития дошкольников»

laquo;Музыкальная игра – средство психического развития дошкольников»В дошкольном возрасте наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – это его взаимоотношения с другими...

Мастер-класс «Музыкальные игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников» (по методике раннего развития Железновых)

Мастер-класс построен с использованием элементов развивающей методики Железновых, основанной на музыкально-ритмической деятельности и игровой форме подачи материала, развивающем память, слуховые, зрит...

Мастер- класс для воспитателей и музыкальных руководителей «Музыкальные пальчиковые игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"

Доклад "Музыкально-дидактические игры как средство развития эмоционально-познавательной деятельности дошкольников"...

Консультация для воспитателей "Музыкальная игра-средство психического развития дошкольников"

Данныйматериал подойдет для музыкальных руководителей, воспитателей...