Развитие креативности в певческой деятельности с использованием средств ИКТ
методическая разработка (старшая, подготовительная группа) на тему

Кирьянова Татьяна Николаевна

Методическая разработка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ»

   

        Современный мир не стоит на месте, постоянно изменяется и обновляется. Вместе с ним  растут и развиваются наши дети.  Современная концепция дошкольного образования  ориентирует педагогов и родителей на обогащение развития видов деятельности, выступающих основой образовательных областей, на расширение социальных контактов, приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям. Современные технологии являются способом обогащения различных видов деятельности. Внедряя в образовательный процесс ИКТ, мы имеем возможность вывести уровень образования на новую, качественную ступень образования для того, чтобы жизнь дошкольников стала более интересной, многогранной.  

         В психолого-педагогической науке  теоретически доказано и практически подтверждено, что формирование креативной личности закладывается в детстве – в дошкольном возрасте, и является условием для последующего развития личности человека, поэтому необходимо создавать специальные условия в образовательном процессе для стимулирования креативности детей.

        Применение ИКТ в процессе развития креативности, как раз и создает положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребенка, усиливает развитие творческого потенциала, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе. Одним из видов музыкальной деятельности для развития креативности является певческая деятельность, как одна из важнейших форм музыкальной деятельности в системе музыкального образования.

        В практике моей работы проблема развития креативности в певческой деятельности проявилась, прежде всего, в недостаточности развития ладового слуха, что затрудняло выполнение задания на окончание мелодии начатой взрослым и завершении её на тонике в заданной тональности. Как у девочек, так и мальчиков недостаточно сформированное воображение, фантазия необходимая для нахождения своих оригинальных, неповторимых песенных импровизаций стала причиной замкнутости и неуверенности в своих способностях,  в поисках творческих решений, а следовательно недостаточности навыков  для творческой самореализации в певческой деятельности.

Для выявления уровня проявления креативности в певческой деятельности на основе технологии Э.П. Костиной, мною была проведена диагностика по определению уровня певческих навыков дошкольников.

Отслеживая 2 группы и подводя итоги на начало года можно сделать вывод, что у большинства детей проявление креативности в песенном творчестве  находится на среднем уровне. Неудовлетворённость полученным результатом послужила толчком к созданию условий для творческой самореализации дошкольников, с использованием новых ИКТ.

Для решения проблемы развития креативности в певческой деятельности дошкольников мы поставили цель:

  • Развитие креативной личности дошкольника в певческой деятельности

 Определили задачи:

  • Развитие творческого воображения в процессе восприятия песни с использованием ИКТ.
  • Формирование творческого мышления.
  • Активное использование ИКТ в развитии певческой деятельности дошкольников.

Для успешной реализации целей и задач мною были определены основные принципы работы:  

  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип наглядности.
  • Принцип интегрированного подхода.
  • Принцип адаптивности.

Опираясь на обозначенные принципы с использованием методики Н.А. Ветлугиной, были разработаны этапы развития креативности в певческой деятельности:

1 этап- накопление впечатлений, спонтанное выражение творческого начала.

2 этап- Поиск творческих решений.

3 этап- Самостоятельные действия, индивидуальное творчество.

      1 этап -  Для этого этапа предпочтельно проведение занятий в игровой форме, создавая игровую ситуацию, я тщательно продумываю необходимый наглядный и практический материал. Использование в своей работе проблемных, словесных и наглядных методов позволяет достичь на занятии поставленных целей и задач. Так для развития творческого восприятия  при помощи программы POWER POINT я перевела знакомые репродукции известных художников в форму презентации, что позволило детям проникнуться в характер музыкальных произведений и побудило к нахождению осенних, зимних и весенних мотивов. Однако, для того чтобы песенные импровизации носили разнообразный характер, имели черты оригинальности, необходимо особое внимание уделить развитию мелодического, ритмического и тембрового слуха. Поэтому, для повышения интереса к развитию голосового аппарата я использовала мультимедийную игру «Путешествие голосом», где дети закрепляют знания о видах транспорта и развивают подвижность голосового аппарата.

       2 этап – подразумевает под собой дальнейшее развитие творческих способностей и проявление креативных способностей в певческой деятельности. На этом этапе я нацеливаю детей на создание своих мелодий. Для этого я использую различные звукоподражания (тиканье часов,  звучание барабана), имитацию голосов птиц, зверей, передачи голосом настроения персонажей (котик заболел-котик выздоровел). Ведущим приемом на этом этапе я считаю прием – творческих заданий, когда предлагается закончить знакомую мелодию небольшой фразой в заданной тональности. Использование средств ИКТ на данном этапе позволило добиться положительных результатов. Так для активизации творческого процесса я использовала мультимедийную презентацию на знакомую детям песню «Козлик» Струве, где дети с удовольствием придумывали свои звукоподражания голосам коровы, овцы. А внедрение интерактивной игры «Музыкальные загадки» позволило не только закрепить понятия: оркестр, дирижер и т.д., но и послужило подготовительной ступенью к следующему этапу.

       3 этап – На заключительном этапе я нацеливаю детей на самостоятельное творчество. Использование игровых и творческих приемов в сочетании со средствами ИКТ позволяет детям раскрепоститься, стать уверенными в себе и почувствовать себя в роли композитора. Так внедрение интерактивной игры на знакомое стихотворение С. Михалкова «Котята» побуждает детей к нахождению своих оригинальных мелодий и стимулирует к потребности в самореализации на любые знакомые стихотворные тексты.

           Внедряя в музыкальный процесс ИКТ (под ИКТ подразумевается использование  информации в электронном формате, информационных носителей, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие  возможности   для коммуникации (технические средства)), мы имеем возможность переводить методическое обеспечение  креативной технологии в формат презентаций, слайд-шоу,  игр, наглядных, красочных пособий, что позволяет повысить мотивацию обучения в песенном творчестве.

          Научно доказано, что важным блоком креативной педагогической технологии являются дидактические условия  музыкального образования детей. Основным дидактическим условием является проектирование музыкально-образовательной среды  в качестве его средства. Для успешного развития креативности в певческой деятельности мы проектируем предметно – развивающий компонент среды, куда включены, пособия, музыкальный репертуар, который используется в соответствии с программой музыкального образования.

     Творческому развитию дошкольника наиболее успешно способствует метод моделирования, поэтому мы используем методы условно-образного и условно-схематического моделирования: последовательности куплетов песни, передачи мелодии песни в пределах одной октавы. Для выполнения заданий по моделированию, используем различные карточки  с условно-образными и условно-схематическими рисунками, выполненные в программе Visio,  а также плоскостной «Музыкальный конструктор» для различения и воспроизведения звуков по высоте. Для успешного развития креативности в певческой деятельности очень важен эмоциональный настрой на творчество, заинтересованность в творческой деятельности, поэтому мы используем   видео-иллюстрации к различным  музыкально-творческим заданиям, мультимедийные презентации, мультимедийные творческие игры.

         Однако большую часть времени ребёнок проводит в музыкально-образовательной среде своей группы детского сада, поэтому она имеет особо значимый потенциал для музыкального образования детей и становления их креативности. Она представлена разнообразными играми, упражнениями, разнообразным песенным, музыкально-двигательным и инструментальным детским творчеством. Для самостоятельной музыкальной деятельности с помощью  программы SonySoundForge мы в группе создаём фонотеку детских индивидуальных дисков, на которые записываем исполнение сочинённых  детьми песен, которые они с удовольствием прослушивают в свободной деятельности.

    Чтобы воспитание  и обучение  в дальнейшем носило творческий характер, я разработала перспективный план развития креативности в песенном творчестве, где представлены цели и задачи развития креативности, а также способы их решения. Для воспитателей были разработаны серии консультаций по вопросам развития творческого потенциала и практических занятий, на которых они смогут теоретически и практически обогатить свои знания для наиболее эффективного развития песенного творчества (речевые игры, игры с именами, озвучивание стихотворений, песенки-игры).

        По результатам моей работы с использованием средств ИКТ и применении методик О.П. Радыновой, программ «Камертон», «Креативная технология» Э.П. Костина, у детей экспериментальной группы повысился уровень проявления креативности в певческой деятельности. Дети легко работают по схемам, фантазируют, сочиняют мелодии на заданный текст.

     

        Таким образом можно сделать вывод:

 использование информационных  коммуникационных технологий в реализации образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» дало возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в  ДОУ и повысить его результативность, сформировать устойчивый интерес, музыкально-творческие способности  детей дошкольного возраста.

Используемая литература:

* Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» - Москва, Просвещение 1968 г.

*  Ветлугина Н.А. «Методика  музыкального воспитания в детском саду» - Москва, Просвещение 1981 г.

*  Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» - Москва, Просвещение 1986 г.

*  Костина Э.П. «Креативная педагогическая технология музыкального образования дошкольников» - Н.Новгород  2011 г.

* Костина Э.П. «Музыкально-дидактические игры» Ростов-на Дону  «Феникс» 2010 г.

*  Костина Э.П. « Музыкальная среда, как средство развития креативности» - Дошкольное воспитание 2006 г. №№ 11, 12.

*  Костина Э.П. Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста «Камертон»- Н. Новгород 2001 г.

*  Костина Э.П. «Теория и практика педагогической технологии содействия музыкальному образованию детей старшего дошкольного возраста» - Н.Новгород 2008 г.

*  Костина Э.П. «Управление качеством музыкального образования на основе комплексного педагогического мониторинга» - Н. Новгород  2012 г.

* Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками» - Москва 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальное развитие дошкольников в игровой деятельности с использованием пособий М. Монтессори

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста имеет первостепенное значение, потому что формирует навыки для успешного овладения учебной деятельностью. В дошкольном возрасте быстрыми тем...

Перспективный план на квартал по развитию креативности в певческом творчестве

Методическая разработка для музыкальных руководителей по развитию креативности в певческой деятельности...

Конспект итоговой логопедической непосредственно- образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей с ФФНР в условиях группы логопедической деятельности с использованием средств ТСО.

Важнейшей задачей в работе учителя-логопеда является развитие у детей фонематического восприятия, формирование звуко- слогового и звуко-буквенного анализа, т.е. работа по предупреждению возникновения ...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...

Консультация для педагогов: Тема: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники «Друдлы»

Тема: «Развитие креативного  мышления у дошкольников с использованием техники  «Друдлы»...

Семинар-практикум"Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы"

Семинар-практикум"Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы"...