Особенности развития креативного потенциала в старшем дошкольном возрасте средствами арт-терапии
статья (старшая группа) на тему

Юрикова Наталия Владимировна

Развитие креативности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnyy_potentsial.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития креативного потенциала в старшем дошкольном возрасте средствами арт-терапии

 

Аннотация: В статье раскрывается понятие креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста, особенности развития воображения в старшем дошкольном возрасте, так же уровни развития креативного потенциала у старших дошкольников.

Ключевые слова: креативность, креативный потенциал, воображение, арт терапия, структура креативного потенциала.

 

У каждого из нас

Внутри талант таится

И очень важно в детстве

Дать ему раскрыться.

 

Дошкольное детство – это возрастной этап, который в решающей степени определяет дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия креативного потенциала ребёнка, становления основ его индивидуальности (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ж.Пиаже, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.). [1]

Развитие детской креативности является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения креативного подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Креативность – это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Это индивидуальные способности, которые определяют успешность выполнения их творческой деятельности различного рода. [2]

Таким образом, под креативным потенциалом мы понимаем характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (М.В. Копосова).

В.Т. Кудрявцев ввел понятие «структура креативного потенциала» ребенка - дошкольника. Она представляет собой систему взаимосвязанных абстрактно-всеобщих, «клеточных» творческих способностей, которые образуют психическую детерминанту деятельной жизни ребенка. Они же определяют целостность креативного потенциала и проявляются с различной степенью выраженности в любом творческом акте. [2]

Структура креативного потенциала дошкольного возраста включает следующие составляющие:

- собственно-потенциальную составляющую (индивидуальные психические процессы, способности);

- мотивационную составляющую (потребности, ценностные ориентации, мотивы);

- когнитивную составляющую (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения).

Мы определили, показатели креативного потенциала: способность ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» с помощью воображения; способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые; способность к экспериментированию.

Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те знания, умения которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования.

Нами было проведено исследование креативного потенциала детей старшего дошкольного возраста, с целью определения уровня развития креативного потенциала у старших дошкольников.

На первом этапе мы изучили особенности проявления у детей старшего дошкольного возраста способности к преобразованию «нереального» в «реальное» с помощью воображения. С этой целью использовалась методика «Солнце в комнате» Синельников В., Кудрявцев В.

На втором этапе мы изучили способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые. С этой целью была использована методика «Незавершенные фигуры» Морозова Т.В., Торшилова Е.М.

На третьем этапе мы изучили особенности детей к экспериментированию. С этой целью использовалась методика «Дощечка» Синельников В., Кудрявцев В.

Обобщая данные проведенных нами методик, можно констатировать, что высокий уровень по результатам всех трех методик составил 17%, средний уровень 50%, низкий уровень 33%.

Для детей с высоким уровнем развития креативного потенциала, характерно развитое воображение, со всеми заданиями они справились отлично, в каждом из них проявили оригинальности, уникальности, фатазию, гибкость и быстроту мышления, у детей есть способность видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решении разных задач, выдвигает идеи. Демонстрирует, насколько действительно новое может создавать ребенок.

Средний уровень характеризуется, что у детей достаточно хорошо развит креативный потенциал, но не со всеми заданиями они хорошо справились, были некоторые затруднения с выполнением задания, в некоторых ответах присутствовали элементы фантазии, у детей абстрактное мышление. Выдвигаемые идеи частично разнообразны, не всегда способны переходить от одного аспекта к другому. Использует 1-2 стратегии при решении проблем.

С низкий уровень характеризуется, что у детей не в полной мере развит креативный потенциал, они долго думали, не со всеми заданиями справились, не достаточно хорошо развито мышление, отсутствуют элементы фантазии, плохое представление о предметах, не могут с этими предметами построить какой – либо образ, перенести их в какую - либо ситуацию им сложно представить определенную ситуацию, какие – то действия.

Можно сделать вывод, что развивать креативный потенциал детей старшего дошкольного возраста необходимо, наиболее эффективный методом развивающей работы мы считаем арт-терапию.

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества. Ее привлекательность для психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние. [3]

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды деятельности, способствующие развитию творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте и развитие творческих способностей на занятиях физкультурой

Психическое и физическое развитие ребёнка находятся в большой взаимосвязи от двигательной активности, которая является источником не только познания окружающего мира, но психического и физического раз...

Развитие креативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Современный уровень развития общества, совершенствование производства, скорость изменения технологической базы ставят перед системой образования, в том числе и дошкольного, задачу формирования творчес...

Игры на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста...

Педагогическая поддержка как средство развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности

В данном материале представлены разработаная и апробированая  система  работы по развитию  творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста в  изобразительной деятельност...

Конспект занятия по развитию воображения и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами арт - терапии "История пуговиц"

Цель: развитие воображения и творческих способностей детей с использованием разных видов арт – терапии. Задачи:1.Создать положительный настрой и подготовить ребят к участию в работе.2.Разви...

Статья на тему: "Особенности развития творческого потенциала у детей дошкольного возраста"

Творческие способности являются одним из компонентов общей культуры личности. Они способствуют развитию личности ребенка в целом!...

Программа «Волшебный песок» Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами песочной терапии...