«Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)
консультация (младшая группа) на тему

Черняева Ксения Александровна

Полезная информация для родителей

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Наказание – в чем его смысл?» (о методах воспитания)

В сложном деле воспитания детей рано или поздно неминуемо назревает вопрос о методах воздействия в случаях непослушания. 

Для родителей это нелегко: наказывая своих любимых малышей тем или иным способом, они, как правило, испытывают чувство вины, наживая себе нервные расстройства. 

Попробуем разобраться, можно ли наказывать маленького ребёнка, что при этом допустимо, а что нет.

Наказание — это способ воздействия, при котором родители ставят целью добиться от ребёнка понимания недопустимости некоторых поступков с его стороны. Такое воздействие должно соответствовать некоторым правилам.

Поступок или проступок?

Как определить, является ли действие ребёнка проступком и требует ли оно наказания?

Если малыш, несмотря на ваши увещевания, вновь и вновь лезет в лужу, скорее всего его цель — досадить вам. В этой ситуации лучше переключить внимание крохи на другое, более полезное «исследовательское» занятие или разрешить быстро набегаться по лужам (если они тёплые) и увести домой сушиться. 

Но если 4–5 летний ребёнок бросает в ту же лужу камень, пытаясь увидеть, как будут реагировать обрызганные прохожие, это уже недопустимо. В этом случае вам нужно объяснить ему, почему нельзя так делать, попросить извиниться перед людьми и предупредить, что в следующий раз за такие шалости он будет наказан.

Всегда давайте малышу возможность исправиться

Например, разлил ребёнок воду — дайте тряпку, пусть он всё аккуратно вытрет. Такой метод нельзя назвать наказанием, и одновременно он эффективен, так как заставляет ребёнка задуматься об ответственности за свои поступки.

Всегда предупреждайте о возможном наказании

Каждому наказанию должно предшествовать предупреждение и обучение.

Допустим, малыш разбрасывает еду по столу. Сначала вы объясняете, почему этого делать нельзя. За вторым разом вы повторяете просьбу и предупреждаете, что в противном случае вы выведете его из-за стола и заберёте тарелку. Если такие объяснения и предупреждения не возымели действия, вы выполняете то, о чём говорили.

Тяжесть наказания должна быть адекватна степени проступка, а также уровню развития и возрасту ребёнка.

Когда начинать наказывать детей?

Общепринято, что раньше 2–2,5 лет наказывать детей не имеет смысла, поскольку в таком возрасте они ещё не понимают смысла ваших слов. Зато прекрасно понимают интонацию и физические ощущения. Если кроха делает что-то неправильно, подтвердите ваше «нельзя» интонацией (испуг — «будет больно», обида — «мама огорчилась») и тактильным ощущением — сожмите ручку или обнимите.

Годовалый малыш тянется к розетке. Вы должны своей испуганной интонацией предупредить об опасности и отдёрнуть его ручку. Но если подобное позволяет себе ребёнок 3-4-х лет, реакция мамы должна быть иной: словесное объяснение, предупреждение о наказании, и при отсутствии реакции — само наказание (к примеру, отмена похода в цирк).

Алгоритм наказания

Наказание должно быть справедливым, своевременным, понятным и конечным.

Иными словами, оно должно следовать сразу же за проступком. Обязательно поинтересуйтесь, понимает ли малыш, за что он подвергается наказанию. Если нет — выслушайте доводы повторно, ведь даже преступники в суде имеют право сказать последнее слово, оправдаться. 

Вполне вероятно, что найдётся веская причина, побудившая ребёнка поступить именно таким образом, и наказание не потребуется. В этом случае просто попросите его больше так не делать.

Что значит «конечность наказания»?

Термин «конечность наказания» подразумевает возможность его прекращения в любой момент самим ребёнком.

Примерно так: «Ты будешь стоять в углу, пока не попросишь прощения» либо «Посидишь в комнате в одиночестве и без игрушек и подумаешь о своём поведении, а я вернусь через пять минут и выслушаю тебя ещё раз». 

Возможные варианты зависят от возраста и характера малыша.

Время наказаний

Маленьких наказывают на 3–4 минуты, детей постарше — на более длительный срок. Наказывать «навсегда» недопустимо: «Будешь стоять в углу до утра» или «Я никогда не буду с тобой разговаривать». И разговаривать будете, и из угла выпустите гораздо раньше, а вот веру в слова и свой родительский авторитет подорвёте.

Что делать, если малыш не хочет просить прощения?

Есть два типа детей: одни просят прощения легко, но тут же опять повторяют свои ошибки, другие — тяжело переживают наказание и не спешат говорить заветное «прости». Не нужно усугублять ситуацию. 

После отведённого на наказание времени первыми идите на переговоры: «Я понимаю, тебе сложно попросить прощения. Но ты же понимаешь, почему маму так огорчил твой поступок? Ты не будешь повторять его?»

Наказание должно быть значимым. Если малыш не любит смотреть мультики, тогда нет смысла наказывать его отлучением от телевизора.

Разговоры никогда не лишние

Для ребёнка раннего возраста общение с родителями является большой ценностью. Лишение этого общения на какой-то срок может стать мощным стимулом в борьбе с детскими проступками. Даже прибегая к наказаниям, всегда давайте ребёнку почувствовать свою любовь и заботу. 

Избегайте формулировок: «Какой ты плохой мальчик». Плохими могут быть поступки, но не сами дети. Проговаривая свои чувства в связи с произошедшей ситуацией, её возможные последствия, вы учите ребёнка самостоятельно анализировать эту ситуацию и быть при этом искренним и открытым с вами.

Бить или не бить?

Вечный вопрос о допустимости телесных наказаний, похоже, не найдёт однозначного ответа ещё очень долго. Стоит немного вспомнить нашу историю, русские пословицы, а кому-то, возможно, собственный опыт — и ответ, казалось бы, напрашивается сам собой. 

Но как же быть с тем, что физические наказания пугают, обижают ребёнка, а иногда и негативно сказываются на психике. 

В идеале лучше обходиться без применения физических наказаний. Но бывают моменты — малыш выскочил на проезжую часть дороги, сунул пальцы в розетку — когда шлепок по попе может быть единственно правильным решением. Именно шлепок, а не исступлённые побои, с помощью которых вы вымещаете на ребёнке свой страх. 

Успокойтесь и успокойте малыша. Объясните, как вам больно, ведь он же ваш любимый сын (дочь). А в следующий раз постарайтесь сами тщательнее контролировать ситуацию.

Не только дети совершают ошибки, но и взрослые. В любом случае, вашей целью должно стать такое воспитание, когда наказание можно будет свести лишь к разъяснительной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание как методы воспитания.

Материал раскрывает  сущностно важные и эффективные методы воспитания через коммуникацию с ребенком, обличая негативное влияние метода наказания....

Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка

Материал подгтовлен для родителей и специалистов ДОО "Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка"....

Методы воспитания детей дошкольного возраста. Можно ли обойтись без наказаний? (сценарий родительского собрания)е

Цель:  расширить  знания родителей   по вопросам  применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;заинтересовать родителей данной проблемой,...

Консультация для родителей "«Наказания: нужен ли данный метод воспитания детей дошкольного возраста»

Иногда родители не решаются наказать ребенка из страха показаться ему несправедливыми, а порой — боясь, что малыш их разлюбит. Когда размыта граница между эффективным наказанием и таким, которое...

Консультация для родителей по теме: Методы воспитания поощрение и наказание.

Уважаемые родители! Сегодня мне хочется с Вами поговорить на тему: методы воспитания –поощрение и наказание ребенка в дошкольном возрасте!    Для того чтобы ребенок успешно социал...

“Поощрение или наказание? Продуктивные методы воспитания”

Для того, чтобы социализация ребёнка прошла успешно, чтобы он развился в полноценную личность, ему необходимо слушаться взрослых и близких ему людей....