Методы воспитания детей дошкольного возраста. Можно ли обойтись без наказаний? (сценарий родительского собрания)е
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Гостевская Лариса Валерьевна

Цель: 

  • расширить  знания родителей   по вопросам  применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;
  • заинтересовать родителей данной проблемой, убедить в целесообразности;
  • посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
  • выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sobranie_o_nakazanii.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 224  «Здоровье»  комбинированного вида

(МБДОУ «Детский сад № 224»)

РОДИТЕЛЬСКОЕ   СОБРАНИЕ  

ТЕМА:

«МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ НАКАЗАНИЙ»

Подготовительная к школе логопедическая группа № 8

                                                                                                                                                                                Разработала

                                                                        воспитатель

                                                                        Гостевская Л.В.

Барнаул  2018

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

ТЕМА:

«МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ НАКАЗАНИЙ»

Оформление зала:  высказывания ведущих педагогов о воспитании детей,

Методы активизации родителей:

  • Примеры;
  • Вопросы к слушателям;
  • Ситуации для анализа.

Ход   собрания:

Цель:  

  • расширить  знания  родителей   по вопросам  применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;
  • заинтересовать родителей данной проблемой, убедить в целесообразности;
  • посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
  • выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.

Подготовительный  этап:

  1. Подготовка необходимого оборудования и материалов:
  • Статьи «Конституции о правах ребенка»
  • Конвенция ООН о правах ребенка.
  1. Консультация для родителей «Нормативные  основы  защиты  прав детей». (Приложение 3)
  2. Консультация для родителей «Можно ли обойтись без наказания?» (по тексту собрания)

4.  Анкетирование родителей     «О способах воспитания»   (Приложение 1)

5 . Оформить выставку детских и семейных фотографий.

6. Подготовить аудиозапись с высказываниями детей о наказаниях.

7. Подготовить памятку для родителей «Искусство наказывать и прощать» (Приложение 2)

Организационный  этап

Ход собрания

Вопрос  к родителям:

  • Разделяете ли вы мнение, согласно которому все в человеке начинается с детства?

Воспитатель.

Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая  личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявить интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребенка.

С целью активизации родительского внимания к теме собрания воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:

  • Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др.)
  • Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
  • Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».

Одним из важнейших условий успешного социально-нравственного  воспитания   является создание взрослыми здоровой, доброжелательной, жизнерадостной обстановки вокруг него. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится со взрослыми своими радостями и огорчениями. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций. Жизнерадостность, веселое настроение, чувство защищенности, уверенности в своих силах благотворно сказываются на характере и организме ребенка в целом, а ведь это так необходимо, особенно при подготовке ребенка к школе.

Эмоциональные проявления старших дошкольников показывают, как полна их жизнь. Дети отзываются на все доброе, прекрасное, выказывают сочувствие, приходят на помощь друг другу, грустят, радуются.

        В представлении ребенка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребенок жертвует папиной коллекцией.

Об   эмоциональном   развитии    ребенка

Что нужно знать об эмоциональном развитии пяти - шестилетнего ребенка?

  • В этом возрасте меняется поведение ребенка, уходит в непосредственность.
  • Он способен подчинять эмоции своим близким целям.
  • Может удерживать принятую на себя роль до окончания игры или до достижения поставленной цели.
  • Начинает осознавать свои переживания.
  • Начинает активно интересоваться отношением окружающих к себе, формировать собственную самооценку.

В этом возрасте ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Способность к сочувствию является одним их свойств человека. Это социальное чувство ограничивает частный эгоизм людей, позволяет поставить себя на место другого человека, увидеть в нем себе подобного.

В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по–разному. Одни заботливы, чутки, готовы прийти на помощь другу, успокоить его, пожалеть. Другие равнодушны, эгоистичны. Таких детей трогает только то, что касается их лично. Третьи агрессивны по отношению к своим друзьям, могут ударить, оскорбить, отнять игрушку. К сожалению взрослые не всегда понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый взгляд вопросов детей: «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?» и т. д. дети чутко реагируют на доброжелательное отношение к ним, искренне тянутся к людям добрым, отзывчивым. Ребенок может заплакать если видит, что плачет его сверстник. Необходимо обращать внимание именно на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить сочувствие, поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребенок переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни и непосредственны его радость, смех, слезы, удивление, сожаление, печаль. Поэтому важно не упустить момент, не дать остыть быстроразвивающейся детской душе.

Жизнь ставит перед родителями целый комплекс непростых вопросов: как преподносить ребенку плохое? О чем он должен и не должен знать? В каких случаях нужно вызывать у него сочувствие к тем детям, которые, предположим, наказаны, в каких – нет? Его же не учат сопереживать отрицательным героям художественных произведений и сказок! Известно, какую силу воздействия на ребенка имеет коллектив. Нужно ли у всех детей в группе поддерживать отрицательное отношение к провинившемуся ребенку? На все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать появлению озлобленности у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно объяснить провинившемуся справедливость наказания. К сожалению, в силу непонимания мотивов поведения ребенка взрослые зачастую способствуют зарождению и проявлению агрессивности, которая распространяется, как правило, на его сверстников. Грубые методы воздействия, равнодушие, нетактичность по отношению к провинившемуся как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей ничем не могут быть оправданы.

Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение прежде всего к своим близким, а затем и ко всем остальным.

/Педагог предлагает  родителям высказать различные позиции по отношению к целесообразности  применения наказаний/

        Вопросы  к родителям

  • Как вы считает, что дает наказание ребенку?
  • Как часто можно использовать этот метод?
  • Можно ли без него обойтись?
  • Есть ли приемлемые наказания?
  • Как вы расценивает слова А.С.Макаренко о том, что в хорошей семье наказаний никогда не бывает и это самый правильный путь семейного воспитания?

Прослушивание аудиозаписи с высказываниями детей о наказаниях.

Выступление  психолога

Наказывать или прощать?

Нормативными документами о защите прав ребенка являются «Конвенция о правах ребенка», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в ДОУ», закон РФ «Об образовании», Семейный и Уголовный кодексы, Согласно требованиям  Конвенции и нормативно-правовым документам Российской федерации, ребенок имеет право на защиту от физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления. Дети имею право на любовь и заботу. Ударить ребенка – означает нарушить его права. Унижение достоинства ребенка может привести к серьезному психологическому ущербу. Важно соблюдать неприкосновенность личности. Нельзя лишать ребенка заслуженной похвалы, ни в коем случае нельзя отнимать подаренного

Нередко мы, взрослые, сами провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, с которыми он не может справиться. Важно понять: мы должны научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными, осознать, что ребенку нужна не только наша любовь, но и уважение. Любой ребенок, даже самый непослушный, вправе рассчитывать на ваше понимание, помощь и поддержку. Неслучайно в Международной Конвенции ООН о правах ребенка определено, что «родители обязаны: заниматься воспитанием своих детей; заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии; обеспечивать, защищать права и интересы своих детей, не причинять вред их развитию и здоровью; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение».

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной.  Очень важно выяснить причину детского проступка.

Недопустимы, даже в критических ситуациях, грубость, унижение, злость, выражения типа « теперь не могу», « ты меня извел, надоел», «у меня нет больше сил». Повторяемые постоянно эти выражения перестают быть значимыми для ребенка, он их просто не замечает.

Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ему сейчас время, и обязательно поговорите с ним позже. Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Разговаривая, задавайте вопросы, требующие простого ответа. Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

Не оставляйте без внимания любую детскую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет», а объясните причину отказа.

Никогда не наказывайте, если проступок совершен впервые, случайно или из-за ошибки взрослых.

Не отождествляйте поступок и ребенка. Тактика «Ты плохо себя ведешь – ты плохой» порочна, она закрывает выход из ситуации, снижает самооценку, порождает страх.

Обязательно объясните, в чем заключается проступок и почему так вести себя нельзя. Однако если сам взрослый чуть что срывается на крик, более того готов шлепнуть, вряд ли ребенок поймет, что кричать и драться нехорошо.

Не стоит злословить по поводу проступка, напоминать о нем, стыдить ребенка перед другими взрослыми и сверстниками. Это унижает, рождает обиду и боль. Ребенок может не осознавая, ответить тем же.

Не ставьте в пример непослушному ребенку хороших братьев и сестер, сверстников по группе, укоряя его тем, что есть нормальные дети.

Заведующая  МБДОУ

Аргументы  против наказания  

Л.Н.Толстой писал: «Наказание вредно потому, что оно ослабляет того, кого наказывают… желание наказать есть желание мести».

Недопустимы  физические наказания.  Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть ценные качества, которые родители должны воспитывать. Физические наказания учат детей неправильному, нецивилизованному способу решения проблем. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми, дети со слабой нервной системой – боязливыми, нервными, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх. Формирующее отношение ребенка к другим людям определяется прежде всего отношением  к нему самому родных и близких в семье.

Вопрос  родителей

  • Есть ли педагогически оправданные наказания? Если да, то какие?

Мнение  педагога

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

        Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста можно обойтись и без него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

        Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые  рекомендует применять В.Л.Леви

  • Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко

бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным.  Например, ребенок заступился за девочку и ударил обидчика.

  • Основанием для наказания могут быть только безнравственные

поступки: сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

  • Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть

справедливым, адекватным его вины.

  • Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
  • Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках ни слова.
  • Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, сразу после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической  или духовной травмы.
  • Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.
  • Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.
  • Наказание на должно вредить здоровью.
  • За один проступок – одно наказание.

Что эффективнее – похвала или наказание?

Практика показывает: взрослые очень скупы на одобрение, похвалу. На вопрос, часто ли тебя хвалят, дети обычно отвечают долгим молчанием. Обращать внимание только на проблемы очень легко. А вот увидеть наметившееся улучшение непросто. Но без поддержки взрослого ребенок его тоже не заметит. Одобрение и похвала стимулируют ребенка, повышают мотивацию на успех. Замечания, угрозы, наказания иногда бывают эффективны, но срок действия этих мер кратковремен. У большинства детей они вызывают обиду, тревогу, усиливают боязнь неудачи. А тревога и боязнь провоцируют новые проступки, хотя страх наказания нередко создает иллюзию позитивного изменения ситуации. Уступчивость и послушание зачастую достигаются за счет накапливаемого ожесточения, отрицательных эмоций, нарушения взаимоотношений. Страх – достаточный мотив для достижения какого – то результата, но чувство обиды обычно дает обратный эффект.

/Далее  рассматриваются различные  семейные проблемные  ситуации и выслушиваются варианты решений/

1-ый  родитель: С появлением второго ребенка в нашей семье моего пятилетнего сына словно подменили. Куда девалось его послушание, уравновешенность, желание быть большим? Раньше сам одевался, умывался, без напоминаний делал утреннюю гимнастику. А теперь не хочет, просит «покормите меня», «оденьте меня». Бывало без умолку что-нибудь рассказывал и расспрашивал, а теперь стал молчуном. И еще это появившееся упрямство… Откуда все это у него?

2-ой  родитель: Моему сыну  шестой год, но по сравнению с детьми его возраста совершенно беспомощен, протестом встречает любое предложение проявить самостоятельность. Снять пальто или варежки не может, застегнуть пуговицу и развязать шнурок не хочет, за столом сидит в ожидании, когда его накормят. Если я ему напоминаю, что надо есть самому, как все, он жалобно заявляет: «Не хочу», «Не умею». На глазах всегда слезы. Что дальше делать, я не знаю.

3-ий  родитель: А моего пятилетнего сына утром трудно поднять с постели. Он капризничает, ноет. А вечером не уложить. Чтобы сын не плакал, приходится уступать. На следующее утро снова та же картина. Конечно, он не высыпается, сам не хочет одеваться. Одену его, и он, не умывшись, бежит к игрушкам, разбрасывает их, а убирать некогда: опаздываем. А в выходной день с прогулки не дозовешься и, если силой уведешь домой, крику не оберешься. А в обед за столом вялый, на ходу засыпает. Ну, думаю, уложу в постель, путь выспится. Но сон как рукой сняло. Почему мой сын так себя ведет, я не понимаю.

4-ый родитель: А я стала замечать, что моя шестилетняя дочь растет черствой, бездушной. Она проявляет полное равнодушие к близким, их невзгодам. Когда бабушка болеет, она не только не догадывается спросить ее о самочувствии или подать ей стакан воды, но даже затевает шумные игры. А недавно произошел такой случай. Шли мы с дочкой по улице, я оступилась и сильно ушибла ногу. Вы думаете, она проявила сочувствие по поводу случившегося? Нет. Она потянула меня через дорогу в магазин за игрушкой. Я ей: «Сейчас не до игрушек. Ты видишь, каждый шаг доставляет мне боль». А она в ответ: «Подумаешь! Взрослым не бывает больно, они терпеть умеют». Откуда это у дочки?

5-ый  родитель: А в нашей семье проблем с ребенком никаких нет. Мы вместе с моей шестилетней дочерью все делаем вместе. Например, убираем комнату. Дочь хотя и не поспевает за мной, но все же старается. Когда закончим работу, окидываем взглядом комнату: нигде ни соринки, все вещи на своих местах, книги сложены аккуратно. Когда я глажу белье, дочь его аккуратно раскладывает на свои места. Я ей всегда говорю: «Вот как ты хорошо делаешь! Настоящая помощница!»

6-ой родитель: Вы знаете, в нашей семье тоже есть проблема. Моя шестилетняя дочь очень часто болеет. Чуть сквозит, она начинает кашлять. Зимой все дети катаются на санках, на лыжах. А моя  сидит дома бледная, с насморком. Почему одни дети не боятся простуды, а моя дочь то и дело болеет? Наверное, такая уж она слабенькая от природы? Врачи советуют закаливать. А нам не до закаливания!

7-ой родитель: В нашей семье тоже была проблема с ребенком, но мы с мужем смогли ее решить. Мой шестилетний сын с пренебрежением относился к хлебу. Долго думали мы с мужем над тем, как сформировать у него правильное отношение к продуктам питания. В беседах с сыном о хлебе рассказывали про целину, свои рассказы подкрепляли примерами из прочитанных художественных произведений. Читали мы, конечно, и произведения о хлебе, предназначенные для детей. Даже учили стихи наизусть. После проведенной беседы с сыном заметно изменилось его отношение к хлебу и другим продуктам питания. Сын всегда видел, как бережно относимся мы к продуктам питания. Своим личным примером мы показываем уважение не только к хлебу, продуктам питания, но и к людям, делающим их.

8-ой родитель: И в нашей семье проблем с ребенком нет. Добиваясь от сына послушания, приходится иногда прибегать к такой мере, как обсуждение его поведения в кругу семьи. Делаем это, конечно, в исключительных случаях, чтобы ребенок почувствовал: если речь идет на семейном совете – значит, это очень серьезно.

Родители задают вопросы специалистам о воспитании детей?

ВЫВОД: Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивов, не скупитесь на поощрения.

Воспитатель: А сейчас слово нашим детям.

Дети  читают стихотворение  «КОГДА Я ВЗРОСЛОЙ СТАНУ».

Когда я взрослой стану,
Я все позволю сыну.
Руками есть сметану
И прыгать мне на спину.
Валяться на диване,
На стенке рисовать…
Жука хранить в кармане,
Лица не умывать.
Кричать, по лужам бегать,
Спилить у стула ножки.
Не спать и не обедать.
Скакать верхом на кошке,
Крутить в часах пружинку,
Пить воду из-под крана.
Я все позволю сыну,
Когда я взрослой стану.

ДЕТИ : 

Уважаемые родители!
Вам желаем, чтобы  мы
Вас не огорчали,
Чтобы майки и трусы
Сами мы стирали.
Чтоб не ныли, не дрались,
Вам мы не грубили.
Только надо, чтобы вы
Нам примером были.

ДЕТИ: 

Уважаемые взрослые!  

Соблюдайте следующие правила:

Не разговаривайте во время еды!

Не качайтесь на стуле!

Мойте руки перед едой!

Не смотрите долго телевизор!

Не ешьте много сладкого!

Сидите ровно!

Не пачкайте и не рвите одежду!

Не трогайте кошек!

Не читайте лежа!

Не грубите!

ДЕТИ ИСПОЛНЯЮТ ПЕСНЮ «МЫ – МАЛЕНЬКИЕ ДЕТИ».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета «О способах воспитания»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания  просим вас искренне ответить на вопросы для изучения вашего отношения к теме собрания.

Часто ли ваш ребенок заставляет вас переживать из-за своего плохого поведения?

А. Да, часто.

Б. Нет, изредка.

В. Никогда.

Использует ли ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссоры с другими детьми?

А. Да, часто.

Б. Бывает, но в крайних ситуациях.

В. Не знаю о таких ситуациях.

Как ваш ребенок реагирует на замечания взрослых?

А. Никак не реагирует.

Б. Старается исправить ситуацию.

В. Агрессивно.

Умеет ли ваш ребенок сопереживать животным, сказочным персонажам?

А. Да.

Б. Отчасти.

В. Нет.

Под влиянием каких воспитательных мер ваш ребенок изменяет свое поведение?

А. Угрозы физического наказания.

Б. Беседы о плохом поведении.

В. Обещание подарков за хорошее поведение.

Какие методы воспитания из перечисленных ниже вы считаете самыми эффективными?

А. Физическое наказание.

Б. Воспитание на положительных примерах.

В. Лишение развлечений и подарков.

Выберите утверждение, с которым вы согласны:

А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше, умнее его.

Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательные проявления поведения ребенка, вызывают чувство протеста.

В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.

Благодарим за сотрудничество!

Обработка   результатов   анкетирования.

п/п

Вопросы

1

2

3

4

5

6

7

А

3 балла

1 балл

3 балла

2 балла

1 балл

1 балл

3 балла

Б

2 балла

2 балла

2 балла

1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

В

1 балл

3 балла

1 балл

0 баллов

3 балла

3 балла

1 балл

От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный тип воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания.

От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания.

От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально – попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитанием от случая к случаю.

Приложение 2

Памятка

«Искусство наказывать и прощать»

  • Чаще хвалите ребенка, чем осуждайте, подбадривайте, а не подмечайте неудачи, вселяйте надежду, а не подчеркивайте, что изменить ситуацию невозможно.
  • Чтобы ребенок поверил в свой успех, в это прежде всего должны поверить взрослые. Наказывать легче, воспитывать труднее.
  • Не создавайте сами опасных прецедентов и резко ограничьте круг запретов. Если вы что-то разрешили ребенку вчера, разрешите и сегодня. Будьте последовательны.
  • Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.
  • Воинственность ребенка можно погасить своим спокойствием.
  • Не ущемляйте достоинство и самолюбие ребенка.
  • Попытайтесь понять ребенка и оценить с его позиции плохой проступок.
  • Если есть сомнение, наказывать или нет, - не наказывайте!
  • Помните, что детское непослушание всегда имеет психологические мотивы:
  • Нарочитое непослушание означает, что ребенок хочет быть в центре внимания;
  • Проказы свидетельствуют о том, что ребенок жаждет эмоциональных впечатлений;
  • Упрямство – свидетельство желания быть независимым;
  • Агрессия – ребенок ищет способ самозащиты;
  • Суета, беготня – ребенок дает выход энергии.

Приложение 3

НОРМАТИВНЫЕ   ОСНОВЫ   ЗАЩИТЫ   ПРАВ   ДЕТЕЙ

        

Взрослые должны соблюдать

интересы ребенка в первую очередь.

(статья 3)

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм  и правил, регулирующих отношения людей в обществе. Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, действовать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

        Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

  • Разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;
  • Создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;
  • Содействие проведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;
  • Оказание международной помощи через детский фонд ООН.

        К основным  международным  документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация  об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

        Декларация прав ребенка является первым международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер.

        В десяти принципах, изложенных в декларации, провозглашаются  права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.

        Особое внимание в декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

Ребенок имеет право на жизнь и

  здоровое развитие.

(статья 6)

    На основе декларации прав ребенка был       разработан другой важнейший международный  документ – Конвенция о правах ребенка.

Здесь впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека.

        Значение этого международного документа  состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный  раз в пять лет  рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Все дети имеют равные права,

независимо от национальности,

пола, религии.

(статья 30)

        Конвенция признает за каждым ребенком – независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:

  • На воспитание;
  • На развитие;
  • На защиту;
  • На активное участие в жизни общества.

Ребенок имеет право знать

своих родителей и рассчитывать

на их любовь и защиту.

(статья 7)

        Конвенция увязывает права ребенка  с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

        Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Так, государства участники уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии (ст. 14, п.1); ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1).

Ребенок имеет право на защиту

от жестокого обращения.

(статья 19)

        Часть положение Конвенции о правах ребенка более специфична.

        Государства-участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные и просветительские меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или  небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого  другого  лица, заботящегося о ребенке (ст. 19, п. 1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях (ст. 31, п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования или наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п. 1); ст. 37 требует, чтобы ни один ребенок не был подвергнут… унижающим его достоинство видам обращения или наказания.

        В Конвенции отмечается, что родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка (ст. 27, п.2).

        Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так в ст. 29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:

Ребенок имеет право на творчество,

отдых, занятия спортом и искусством.

(статья 31)

        а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

        б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

        в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;

        г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия  мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами;

        д) на воспитание уважения к окружающей природе.

        И, наконец, согласно Конвенции, все  государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст. 42).

        Очевидно, что контролировать соблюдение прав ребенка в семье возможно только при наличии определенного механизма.

        Но Конвенция не является документом прямого действия. На ее основе разрабатываются нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.

        Согласно Конституции Российской федерации, материнство, детство и семья находятся под защитой государства.

        Для создания и развития механизма реализации прав ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией РФ, принят  целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Закон «Об образовании».

        Семейный кодекс РФ вступил в силу с марта 1996 года и представляет собой принципиально новый документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства.

        Раздел 1У Семейного кодекса РФ целиком посвящен правам и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляет глава «Права несовершеннолетних детей» и глава «Права и обязанности родителей». Рассмотрим отдельные статьи из этих глава.

        Ст. 54 гарантирует ребенку право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, право на их заботу и на совместное с ними проживание, на воспитание, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

        В ст. 55 рассмотрено право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. В ней указано, что ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

        Ст. 56 гарантирует защиту прав и законных интересов ребенка родителями или лицами, их заменяющими, органами опеки и попечительства, прокурором и судом.

        Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия имеет право самостоятельно осуществлять свои права  и обязанности, в том числе право на защиту.

        В статье указано, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

        При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем  выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет  -  в суд.

        В ст. 63 оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается ответственность за воспитание, здоровье, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие ребенка.

        Права и обязанности родителей по защите  прав и интересов родителей по защите прав и интересов детей излагаются в ст. 64 и ст. 65.

        Обеспечение интересов детей должно быть предметов основной заботы их родителей.

        Таким образом, в Семейном кодексе РФ законодательно закреплены общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение» и т.п.

        В целях «создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных Конституцией РФ, был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

        Этот закон выделяет особую категорию детей, нуждающихся в защите со стороны государства. Наряду с детьми-инвалидами, жертвами вооруженных и межнациональных конфликтов и т.п. к этой категории относятся дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью семьи.

        С 1 июля 1999 года общественные объединения и некоммерческие организации (в том числе и международные), осуществляющие  деятельность оспаривать в судебном порядке неправомерность действий должностных лиц, органов государственной власти и учреждений, граждан (в том числе родителей), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов, если их действия нарушают права детей.

        В ст. 4 Федерального закона впервые  в российском законодательстве государственная политика в интересах детей названа  приоритетной областью деятельности органов государственной  власти РФ.

        П. 1 ст. 9 Федерального закона устанавливает  абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье, в образовательном или в любом другом учреждении: «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином, оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права  ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка...

Групповая консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста"

Воспитание детей-сложный, ответственный процесс. Поэтому данная консультация напрвлена была на повышение родительской компетенции в рамках знакомства с методами воспитания....

Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста

статья адресована родителям, но будет интересна и педагогам дошкольных учреждений...

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Хорошо,  если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и разви...

Устный журнал на тему «Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целях целесообразности.Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою во...

«Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста» (мастер-класс в рамках проведения общего родительского собрания в образовательном объединении «Школа эстетического воспитания»)

В статье  рассказывается  о истории развития ментальной арифметики. Какие способности развивает ментальная арифметика. В каких сферах жизни  они помогают ребенку, а также их родителям. ...