Устный журнал на тему «Методы воспитания детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Арсентьева Анна Антониева

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целях целесообразности.

Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_na_temu.docx27.25 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал на тему

«Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Цель:

  • вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить в их целесообразности;
  • заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

  •    примеры;
  •    вопросы к слушателям;
  •    ситуации для анализа.

Это интересно знать        

 

Вопросы к слушателям:

  •     Разделяете ли вы мнение, согласно которому всё в человечестве начинается с детства?

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без   насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка.

В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребёнок жертвует папиной коллекцией.

Можно привести такой пример. Семья ждёт гостей, взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила: « Вы же сами сказали, что надо быть доброй».

Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к общениям. Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он не относит к себе. Мы уже отмечали такую особенность, как импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание. Иногда взрослые видят преднамеренность поступков.

Предлагается выслушать примеры, приведённые родителями.

Комментарий воспитателя

Никогда не спишите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что ребёнок воспринимает угрозы по-своему – как приглашение к действию, особенно когда ему говорят: «Вот только сделай (залезь, сорви, тронь и т.д.). Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи рекомендуют использовать метод «активного слушания», то есть ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка. Например, сказать ему: «Я переволновалась», «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…».

                Важно отличать шалости от озорства. Шалость – невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.

          Особенно следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойные любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. На вопрос воспитателя, как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.

          Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.

                        Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в то время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

                   Вопросы:

  •        Какие виды поощрения используете вы?
  •        Как на них реагирует ребёнок?
  •         В чём эффективность этого поощрения?
  •         Ваше отношение к материальному поощрению детей?

        Виды поощрения:  одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.

       Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, так как у них нет ещё ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия. Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда делать так, чтобы не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребёнка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т.д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании, так как боятся, что ребёнок «сядет на голову». Можно обсудить эту проблему, вызвать дискуссию.

       Можно побеседовать с родителями о том: какие наказания и поощрения они используют, в чём их эффективность? Полезно выяснить: какие методы, помимо наказаний и поощрений, используются ещё? Это могут быть беседы, чтение художественной литературы, положительный пример взрослых, игровые методы и т. п.

       

       Вопросы к родителям:

  •        Каковы ваши достижения в воспитании?
  •        За счёт чего они получены?

       Ситуация для анализа

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:

«Будешь слушать, куплю это», «Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк», «Это тебе за то, что хорошо себя вёл» и т.д.

Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты мне за это купишь?».

        Вопросы:

  • Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.
  • Формированию каких поступков эти методы способствуют?

        Мамы сидят на лавочке и разговаривают, к ним подбегают их дети и дарят цветы, которые только что сорвали с клумбы. Реакция мам разная. Одна мама, понюхав цветок, в восторге сказала: «Какая прелесть, спасибо!».  Другая возмутилась, поругала ребёнка и сказала, чтоб он так больше не делал.

         

        Вопросы:

  •   Какая позиция мам вам ближе?
  •   Почему?
  •   Что двигало, по-вашему, поступками детей?

Варина мама спрашивает у Марининой мамы:

 - Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы, не повышаете? А ват я кричу, бывает, и шлёпну, а толку – чуть!

- Так её с самого раннего детства приучили к спокойному тону, да в семье у нас никто не кричит друг на друга.

- Ну ведь бывает что Марина не слушает? Тогда как?

- Бывает, конечно, не послушает сразу… Прежде всего стараюсь не сердиться на неё. Детские дела и настроение тоже уважать надо. Повторяю своё распоряжение ещё требовательнее, разъясняю, почему надо сделать то, о чём её просят.

- И это помогает?

- Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово? Разве прибавляет вес к родительскому распоряжению?

- А у меня без крика не обходиться: пока не накричишь на неё, она будто не слышит. Ну тут как тут не рассердишься? Как не накричишь?!

        Вопросы:

  • Как реагирует ваш ребёнок на распоряжения взрослого?
  • Какой тон преобладает в вашей семье?
  • Чья позиция ближе?

Комментарий воспитателя

     Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Но повышенный тон действует только до тех пор, пока ребёнок к нему не привыкнет, потом это будет всего лишь шумовой фон. Криком и угрозами в воспитании многого не добьёшься. Нужно, чтобы ребёнок понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.

     А.С.Макаренко говорил: «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

      Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование. Слово можно написать только одним способом, а произнести его по-разному. (Следует предложить слушателям поупражняться в произнесении слов с разной интонацией. Например, сказать ребёнку: «Иди сюда», «Молодец», «Спасибо» и др.)

         Пословицы русского народа: «Доброе молчание лучше худого ворчания». «Нетрудно ласково, да споро».

        

        Ситуация для анализа

       Трёх летняя Наташа воплями оглашает квартиру:

        - Хочу на улицу! Гулять ещё! Хочу прыгать через верёвочку!..

        Она цепляется за своё пальто, пытаясь не дать его снять с себя, не слышит при этом уговоров мамы, что уже пора обедать и спать, что все дети уже ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.

Кажется, мама вот-вот потеряет невозмутимость, но она сдерживается, уходит в комнату, плотно закрывает за собой дверь, а Наташа остаётся в прихожей. Вскоре крик прекращается. Но как только мать открывает дверь, крики возобновляются с удвоенной силой. Мама снова скрывается в комнате и через открытую дверь наблюдает за дочерью. Та, несмотря на своё возбуждение, следит в свою очередь за мамой: почему же она не берёт на руки свою Настю? Почему не уговаривает? Почему совсем не обращает на неё внимание? Крики затихают.

Мама спокойным тоном, как бы рассуждая вслух, говорит:

        - Теперь уберу пол в прихожей. Там грязно, ещё сегодня там пыль не убирали.

Услышав это, Наташа сразу садиться: ведь на ней новое платье, которое она надела первый раз! Всё ещё всхлипывая, девочка сквозь слёзы:

        - А платье можно выстирать?

Мама хладнокровно молчит, продолжая делать вид, что занята своими делами. Наташа снова:

        - А его можно выстирать?

        - Можно. Только после стирки оно уже не будет новым и таким красивым, - говорит мама спокойно.

Наташа поспешно встаёт с пола, отряхивается и, разглядывая платье, бежит к маме:

        - Сними…

        - Вот это правильно! Переоденем платье, вымоем лицо и будем обедать. Уже пора…

         Вопросы:

  • Как можно расценить поведение ребёнка?
  • Проанализируйте использованные приёмы воспитания. В чём их педагогическая ценность?
  • Приведите примеры подобных проявлений вашего ребёнка (если они случались) и укажите, какими приёмами педагогического воздействия вы пользовались.

Следует подчеркнуть тот факт, что дети иногда «работают на публику». Если взрослые начинают их успокаивать, выполнять их желания, капризы усилятся. Вспомним например из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти»: «Уйди, я плачу не тебе, а бабе Вале!».

        Справочное бюро

Родители задают вопросы о воспитании детей. В конце встречи следует уточнить, что нового они узнали и что ещё хотели бы узнать? Пожелания можно записать на листочке и поместить в специальный ящик. Эти пожелания могут стать материалом для очередного вечера вопросов и ответов.

Вывод. Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей, не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотивом, не скупитесь на поощрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка...

Групповая консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста"

Воспитание детей-сложный, ответственный процесс. Поэтому данная консультация напрвлена была на повышение родительской компетенции в рамках знакомства с методами воспитания....

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста

статья адресована родителям, но будет интересна и педагогам дошкольных учреждений...

План самообразования по теме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через метод проектов".

laquo;Всё хорошее в людях – из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всемсердцемУдивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши,Чтоб д...

Консультация для родителей «Использование устного народного творчества в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Сказки, загадки, поговорки, пословицы – устное народное творчество – представляют настоящую сокровищницу народной мудрости, исключительные образцы языка народа....