Методы воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Казанцева Наталья Николаевна

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание19.13 КБ

Предварительный просмотр:

                     Собрание на тему    

«Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Цель:

  1. Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить в их целесообразности;
  2. Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность.

Методы активизации родителей:

-примеры;

-игры;

-ситуации для анализа;

-вопросы к слушателям.

                            Ход беседы

Здравствуйте, уважаемые родители!

Давайте сегодня поговорим о методах воспитания ребёнка.

Важную роль в воспитании играет семья. Семья для ребёнка-это место его рождения, становления. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей жизни. В неё закладываются основы личности ребёнка. Без союза с детьми, без вашей поддержки и помощи ребёнок не будет счастлив, здоров.

Но в начале, давайте после трудового рабочего дня немного расслабимся.

                 Игра «Цветок настроения»

Возьмите цветок-оторвите лепесток(вежливости) и подарите соседу, тот в свою очередь другому и так по кругу, это является важным условием при нашей встрече.

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста, причины тех или иных поступков ребёнка.

В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку -значит хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребёнок жертвует папиной коллекцией.

Можно привести такой пример. Семья ждёт гостей, взрослые накрывают на стол, а девочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила: «Вы же сами сказали, что надо быть доброй».

Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщению.

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского поступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков.

Важно отличать шалости от озорства. Шалость -невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.

Особо следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. Смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. На вопрос воспитателей, как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя, вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё незначителен, они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей, их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой.

Вопросы:

-Какие виды поощрения используете вы?

-Как на них реагирует ребёнок?

-В чём эффективность этого поощрения?

-Ваше отношение к материальному поощрению детей?

Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие.

Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, так как у них нет ещё ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия.

Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью, но всегда делать так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим», «тебе нельзя доверять» -значит расслаблять волю ребёнка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т. д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании, так как боятся, что ребёнок «сядет на голову».

Вопросы:

-Какие наказания и поощрения вы используете в воспитании своего ребёнка?

-Какие методы, помимо наказаний и поощрений можно использовать ещё?

(Это могут быть: беседы, чтение художественной литературы, положительный пример взрослых, игровые методы и т. п.)

                                 Ситуации для анализа.

Ситуация 1.

Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры:

«Будешь слушаться, куплю это», «Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк», «Это тебе за то, что хорошо себя вёл» и т. д.

Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: «А что ты инее за это купишь?»

Вопросы:

-Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании?

Ситуация 2.

Мамы сидят на лавочке и разговаривают, к ним подбегают их дети и дарят цветы, которые только что сорвали с клумбы. Реакция мам разная. Одна мама, понюхав цветок, в восторге сказала: «Какая прелесть, спасибо!» Другая возмутилась, поругала ребёнка и сказала, чтобы он больше так не делал.

Вопросы:

-Какая позиция мам вам ближе?

-Почему?

Ситуация 3.

Варина мама спрашивает у Марининой мамы:

-Как это у вас получается, что дочь слушается с первого слова и голоса вы не повышаете? А я вот кричу, бывает и шлёпну, а толку то.

-Так её с самого раннего детства приучили к спокойному тону, да и в семье у нас никто не кричит друг на друга.

-Ну ведь бывает, что Марина не послушает? Тогда как?

-Бывает, конечно, не послушает сразу…Прежде всего стараюсь не сердится на неё. Детские дела и настроение тоже уважать надо. Повторяю, своё распоряжение ещё требовательнее, разъясняю, почему надо сделать то, о чём её просят.

-И это помогает?

-Помогает. Крик-то разве лучше вразумляет, чем настоятельное слово?

-А у меня без крика не обходится: пока не накричишь на неё, она будто и не слышит. Ну как тут не рассердишься? Как не накричишь?!

Вопросы:

-Как реагирует ваш ребёнок на распоряжения взрослого?

-Какой тон преобладает в вашей семье?

Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Криками и угрозами в воспитании многого не добьёшься.

А. С. Макаренко говорил: «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

Общий тон разговора с детьми должен быть положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным. Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование. Слово можно написать только одним способом, а произнести по-разному.

Воспитание ребёнка непростое дело. И как часто приходится нам сталкиваться с непредвиденными ситуациями, неразрешёнными, казалось бы, задачами.

Сейчас вашему вниманию предлагаются несколько ситуаций на групповое обсуждение. Возьмите, пожалуйста, листочек с ситуацией и попробуйте дать свой ответ на данный вопрос.

                                     «Ваши действия»

  1. Ваш ребёнок на прогулке пытается отобрать у товарища игрушку. Другой малыш отчаянно сопротивляется. Ваши действия?
  2. Ваш ребёнок весь день никого не слушает. Когда вы попытались с ним поговорить, он демонстративно отвернулся и продолжил заниматься своим делом. Ваши действия?
  3. По телевизору идёт ваша любимая телепередача, а вы никак не можете уложить ребёнка спать. Он постоянно сбрасывает одеяло и вскакивает с кровати. Ваши действия?
  4. В магазине ваш ребёнок увидел какую-то игрушку, и она ему тут же срочно потребовалась. Вы отказались выполнить его желание. Ребёнок упал на пол в истерике: «Хочу игрушку-у-у!» Ваши действия?
  5. Вы смотрите премьеру художественного фильма, в котором играет ваш любимый актёр, а ребёнок просит вас поиграть с ним. Вот уже полчаса он не отходит от вас: «Ну пойдём поиграем!» Ваши действия?

Итоги собрания.

Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.

Хотелось бы закончить нашу встречу стихотворением Себастьяна Брандта, ещё раз подтверждающим всё то, о чем шла сегодня речь.

       Ребёнок учится тому,

       Что видит у себя в дому.

       Родители-пример ему!

       Кто при жене и детях груб,

       Кому язык распутства люб,

              Пусть помнит, что с лихвой получит

       От них всё то, чему их учит.

       Не волк воспитывал овец,

       Походку раку дал отец!

       Коль видят нас и слышат дети,

       Мы за дела свои в ответе.

       И за слова: легко толкнуть

       Детей на нехороший путь.

       Держи в приличии свой дом,

       Чтоб не каяться потом.

В завершении, всем родителям дарятся памятки: «10 если».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая консультация для родителей "Методы воспитания детей дошкольного возраста"

Воспитание детей-сложный, ответственный процесс. Поэтому данная консультация напрвлена была на повышение родительской компетенции в рамках знакомства с методами воспитания....

Особенности и методы воспитания детей дошкольного возраста

статья адресована родителям, но будет интересна и педагогам дошкольных учреждений...

Методы воспитания детей дошкольного возраста

Хорошо,  если взрослые обучают и воспитывают детей, направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей, поддерживать и разви...

Методы воспитания детей дошкольного возраста. Можно ли обойтись без наказаний? (сценарий родительского собрания)е

Цель:  расширить  знания родителей   по вопросам  применения разнообразных методов воспитания ребенка, убедить в их целесообразности;заинтересовать родителей данной проблемой,...

Устный журнал на тему «Методы воспитания детей дошкольного возраста»

Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целях целесообразности.Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою во...

Консультация для родителей "«Наказания: нужен ли данный метод воспитания детей дошкольного возраста»

Иногда родители не решаются наказать ребенка из страха показаться ему несправедливыми, а порой — боясь, что малыш их разлюбит. Когда размыта граница между эффективным наказанием и таким, которое...