4 занятия "Опыты с воздухом"
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Ольга Леонидовна Романова

Занятия. "Как обнаружить воздух"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyty_s_vozduhom_no2.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Воздух».

Занятие первое.

Цель. Показать способы, приемы обнаружения воздуха (воздух есть в банке, в стакане, в резиновом мешочке, в целлофановом пакете).

Оборудование и материалы. У воспитателя на столе: аквариум с водой, стеклянная банка, стакан, целлофановый пакет, резиновые мешочки, бумажная салфетка, стеклянная воронка с надетым на узкую часть резиновым мешочком, кубики, шарики.

У каждого ребенка: тазик с водой, стакан, резиновые и целлофановые мешочки, кубики, шарики.

Ход занятия.

Воспитатель показывает банку и спрашивает у детей, что это, есть ли что-нибудь в этой банке.

Дети отвечают, что банка пустая, в ней ничего нет.

 Воспитатель говорит детям, что они ошиблись: в банке что-то есть. Просто они не смогли увидеть.

Опыт.

Воспитатель предлагает заполнить целлофановые мешочки кубиками (сама также заполняет свой мешочек кубиками). Обращает внимание детей на то, что мешочек стал выпуклым. Предлагает детям добавить кубик в мешочек . Мешочек по мере заполнения становится выпуклым.. То же самое проделывают, наполняя мешочек шариками.

Затем педагог подводит детей к выводу: выпуклость мешочка зависит от количества содержимого в нем вещества.

Детям предлагают взять целлофановые мешочки, посмотреть их и ответить, есть ли что-нибудь в них. После ответов детей воспитатель предлагает детям скрутить снизу (с отверстия) мешочки. По мере скручивания мешочки вздуваются. Обращает внимание на форму мешочка. Мешочек стал выпуклый. Но ведь мешочек бывает выпуклый только тогда, когда в нем что-то есть. Следовательно, что-то раздуло мешочек. Подобными вопросами воспитатель подводит детей к тому, что воздух есть и в мешочке, и в стакане, и в банке.

Далее воспитатель говорит детям, что, хотя воздух и невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.

Опыт.

Воспитатель берет салфетку, мнет ее, вводит в стакан и прижимает ко дну (чтобы салфетка не отрывалась, ко дну стакана прикрепляется кусочек пластилина).

Повернув стакан отверстием вниз, воспитатель помещает стакан в аквариум. держа стакан в воде, просит детей проделать то же (приложить салфетку ко дну стакана и опустить стакан в воду) и спрашивает у детей, есть ли вода в стакане. Большинство детей отвечают, что есть. Воспитатель предлагает вытащить стакан из воды и потрогать салфетку. Салфетка сухая. Значит, воды в стакане не было.

Воспитатель задает детям вопрос, почему вода не вошла в стакан. Путем наводящих вопросов подводит детей к мысли, что воде не дал войти воздух, который ранее там был.

Опыт.

В порядке контрольного эксперимента воспитатель проделывает следующее. Воронку с одетым на ее узкую часть резиновым мешочком опускают раструбом в воду. По мере опускания воронки мешочек раздувается. У детей спрашивают, почему раздулся мешочек. Правильные ответы детей говорят о том, что занятие достигло цели.

В конце занятия воспитатель проводит краткий анализ занятия.

Занятие второе.

Тема:  «Как можно обнаружить воздух»

Цель: Показать, что воздух есть не только в комнате, но повсюду.

Оборудование и материалы. На столах воспитателя и детей: аквариум (у воспитателя), тазик с водой (у детей), стаканы с водой, соломка для коктейля, кусочки губки, кирпича, горсть земли.

Ход занятия.

Воспитатель просит помахать рукой у лица и рассказать, какое возникает при этом ощущение, а затем подуть на руку и пояснить, что при этом чувствуется.

Воспитатель объясняет, что эти ощущения вызваны движением воздуха у лица, у руки, и подводит к выводу, что воздух можно по-разному ощущать, хотя он не виден.

Опыт.

Затем детям предлагают опустить один конец соломки в стакан с водой, а другой взять в рот и осторожно подуть. В стакане образуются пузырьки воздуха.

 Воспитатель объясняет детям, что они выдыхают воздух, который в воде виден в виде пузырьков. Следовательно, если в воде появляются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух.

Воспитатель предлагает внимательно посмотреть на тазик с водой. Там у стенок видны пузырьки. Это дает возможность утверждать, что в воде есть воздух.

Опыт.

Детям предлагается взять губки и обратить внимание на то, что в ней есть отверстия – «дырочки».

 У детей спрашивают, что есть в этих «дырочках».

Дети отвечают, что в «дырочках» есть воздух.

Воспитатель подтверждает: да, действительно, в отверстиях есть воздух. Спрашивает, что случится, если губку погрузить в воду.

Проводится проверка: губка погружается в воду и наблюдается обильное выделение пузырьков воздуха.

Опыт.

Затем детям предлагают бросить в воду кусочек кирпича и сделать вывод: есть ли в кирпиче воздух? По наличию пузырьков делается вывод о том, что в кирпиче есть воздух.

Точно так же определяется наличие воздуха в земле (бросают горсть земли в воду).

Далее воспитатель проводит анализ занятия и обобщает: воздух есть в комнате, в стакане, в банке, в воде, в земле, в резиновом мешочке, целлофановом мешочке.

Воздух есть всюду вокруг нас.

Занятие третье.

Тема: «Сжимание воздуха. Вес воздуха».

Цель. Показать, что воздух можно сжать, что воздух имеет вес.

Оборудование и материалы. На столах у детей: тазик с водой, кубик с флажком на булавки, стакан, стакан с мыльной водой, соломинки. На столе воспитателя: две камеры от баскетбольного мяча, велосипедный насос.

Ход занятия.

В начале занятия воспитатель спрашивает у детей, где есть воздух.

Дети рассказывают о наличии воздуха вокруг нас, ссылаясь на опыты, проделанные на прошлых занятиях.

Затем повторяют эксперимент со стаканом с салфеткой.

 Воспитатель акцентирует внимание детей на то, что в стакане нет воды. Вода чуть-чуть вошла в стакан. Она не может подняться выше, ей мешает воздух, который заполняет стакан.

Для проверки полученных знаний детям предлагают следующее задание.

Опыт.

На воду опускается кубик с флажком.

 Воспитатель задает детям вопрос: «Можно ли сделать так, чтобы кубик опустился на дно, но чтобы флажок при этом не намок?»

Дети в большинстве решают правильно.

 Они накрывают кубик с флажком стаканом и опускают его на дно тазика.

 Воспитатель просит объяснить, почему флажок оказался сухим.

Опыт.

Воспитатель показывает детям камеру от баскетбольного мяча.

 После выяснения того, что находится в руках воспитателя, выясняется, есть ли в камере воздух. «Он есть когда камера раздута».

 Воспитатель опускает камеру в воду. Наблюдается обильный выход пузырьков.

Опять ставится вопрос: «Есть ли в камере воздух?»

Теперь дети не сомневаются, что в камере есть воздух.

Воспитатель обращает внимание на весы, стоящие на столе.

Спрашивает, что это такое. Что делают при помощи весов? Выяснив, что при помощи весов можно сравнить, какое тело  тяжелее, а какое легче, воспитатель кладет на чаши весов по камере.

Спрашивает детей: «Какая камера тяжелее?». Поскольку камеры одинаковы, то весы становятся уравновешенными. Затем камеры снимают с весов. Одну из них накачивают насосом.

Опять задается вопрос: «Какая камера тяжелее?».

Камеры помещаются на чашки весов, и дети убеждаются в том, что камера, наполненная воздухом, тяжелее.

 Отсюда вывод: воздух имеет вес (можно взвесить на весах).

Воспитатель выпускает воздух из камеры и объясняет, что воздух выходит из камеры потому, что он был сжат.

Если камеру заполнить большим количеством воздуха, то она может лопнуть.

Как это получается, можно наблюдать при помощи мыльных пузырей Дети дуют мыльные пузыри, опустив соломинку в стакан с водой, и наблюдают образование и разрыв пузырей, когда воздуха в них становится много.  

Занятие четвертое.

Тема: «Свойства воздуха».

Цель. Закрепление ранее пройденного материала. Показать значение воздуха в жизни человека. Использование свойств воздуха.

Оборудование и материалы. Для всех детей: стакан, кирпич, тазик с водой, губка, земля, квадратные лоскуты какой-нибудь ткани с привязанными к  концам четырьмя нитями длиной 20 – 25 см, кубик с крючком, полоски бумаги.

Для воспитателя – те же предметы, а для демонстрации рисунки с изображением ветряной мельницы, парусного судна, опускающегося парашютиста, вертушка - ветрячок.

Ход занятия.

Воспитатель просит детей ответить на вопрос: «Где есть воздух?».

 По ходу ответов детей он требует опытного доказательства присутствия воздуха в тех или иных предметах.

Опыт.

Затем детям предлагают взять полоски бумаги и подуть на них. Полоски отклоняются.

 Вместе с детьми из этого опыта делается два вывода: воздух может перемещаться (двигаться); когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы.

Воспитатель показывает детям рисунки с изображением ветряной мельницы и парусного судна и рассказывает, как они приводятся в движение ветром.

Далее следует показать рисунок с парашютистом и рассказать, как парашют помогает парашютисту спускаться.

Опыт.

После объяснения воспитатель предлагает детям наблюдать, как быстро падает кубик, выпущенный из рук.

Затем к крючку кубика прикрепляют «парашют» - квадратный кусок ткани, к углам которого привязаны четыре нити.

Дети становятся на стулья, поднимают парашют вместе с прикрепленным кубиком и выпускают его из рук. Наблюдают плавное и достаточно медленное падение кубика.

 Воспитатель еще раз объясняет, почему кубик движется медленно и почему удар его о пол значительно слабее, чем в первом случае.

Воспитатель показывает детям знакомую игрушку – вертушку-ветрячок – и спрашивает, что заставляет ее вращаться.

После выяснения того, что вертушку вращает воздух, дети начинают заготавливать материал для изготовления такой же вертушки.

Заканчивается ознакомление с воздухом и его свойствами изготовлением вертушки в свободное от занятий время.

При организации занятий учитывается, что формирование правильных представлений зависит от правильного отражения ребенком предметной ситуации. Именно поэтому фундаментом каждого занятия служит самостоятельный эксперимент и обработка его результатов. Ребенку создают оптимальные условия для получения правильных представлений об окружающей действительности. Его опыт становится одним из источников формирования новых знаний.

Во время знаний ребенок вовлекается в «проблемную ситуацию». Эта ситуация воспринимается им как противоречие между имеющимися знаниями и такими явлениями действительности, которые ему не знакомы. Первая реакция на такую ситуацию – удивление. Удивление перерастает в любопытство – в  познавательный интерес, в желание и готовность найти решение задачи.

Ребенок находит удивительное в том, что ранее ему казалось обыденным. В знакомых, много раз виденных явлениях он замечает неожиданное и странное. У него возникает непреодолимое желание познать это удивительное. Таким образом, изумление ребенка служит началом познания, стимулирует его активную деятельность.

На занятиях такого рода дошкольник проходит путь от живого созерцания к абстрактному решению. И если этот путь будет неоднократно повторен на других занятиях, то можно с уверенностью полагать, что такие знания значительно помогут развитию способности к абстрагированию существующих отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, к выявлению их сущности. При этом знания получает ребенок не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе деятельности, в процессе оперирования предметом изучения. Обучать ребенка, говорит П. П. Блонский,  -  это значит не внушать ему наших мыслей, а развивать его собственную мысль, доводить ее до уровня нашей мысли.

Анализ занятий показывает, что эксперимент, является не только процессом сообщения новых знаний. Определенные отношения действительности, новые свойства вещей, ранее ребенком не замеченные, теперь начинают выступать для него на первый план. Ребенок начинает разделять картину явления на ее видимую часть и скрытые за этой частью существенные отношения. Это разделение играет большую роль в формировании правильного мышления.

При самостоятельном решении экспериментальных задач многими детьми допускаются ошибки. Самостоятельное решение задач умышленно предусматривает отсутствие объяснений. Дошкольникам предоставляется возможность самостоятельно производить поиск. Этот путь дает ребенку определенные способы опробования и познания объекта.

Выяснение закономерностей и взаимосвязей природных явлений представляет большие возможности для умственного воспитания ребенка. Проникновение ребенка в сущность физического явления – это не только процесс овладение знаниями, не только развитие способов мыслительной деятельности, это еще и сложнейшие процессы формирования определенных качеств личности, процессы психического развития. Это еще и обогащение чувств, формирование духовного мира и расширение интересов ребенка.

 

   

Если нет весов.

Если нет весов, то эксперимент может быть выполнен следующим образом. Ровную палку не менее 1-го м. уравновешивают  на спинке стула. На одном конце палки подвешивается камера, на другом – груз, уравновешивают ее. Отмечают точку опоры рычага. Снимают камеру, и груз. Уравновешивают снова рычаг и подвешивают теперь на один конец камеру, наполненную воздухом, а на другой – прежний груз. Равновесие нарушается. Камера, наполняется воздухом, оказывается тяжелее груза.

Рисунки к опытам.

        

Опыты с воздухом

Опыты № 2

        

                                           

                                         

                                            Воспитатель:

        Романова О.Л.

        Старшая группа

        «Солнышко».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект"Воздух" "Где прячется воздух"

Проект «Что такое воздух?» ГБДОУ д/с № 12 Петроградского районаАвтор: Фотеева З.Т.воспитательИсследовательский проект.Долгосрочный проект, длительность – 6 недель.Участники проекта: Дети, воспита...

Презентация "Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Знакомство детей со свойствами воздуха....

"Воздух вокруг нас, воздух есть везде"

Конспект предназначен для воспитателей и детей средней группы....

конспект НОД "Воздух,воздух,где ты воздух"

Познакомить детей с понятием "воздух",его свойствами и ролью в жизни человека;активизировать в речи детей слова: кислород,невидимый,прозрачный...

Цель: Уточнить и расширить знания детей о воздухе, познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения, продолжать знакомить с органами дыхания. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека. Расширять и активизировать

ull; Закреплять умение работать в техниках рисования ватными палочками, смятая бумага, печатки из картофеля, рисование ладошкой.• развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, мы...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Воздух, воздух, где ты, воздух»

- познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; активизировать в речи детей слова: кислород, невидимый, прозрачный. - развивать познавательную активн...