Как играть с макетами
статья (средняя, старшая группа) на тему

Мазаляускене Любовь Ивановна

В материале собрана информация о важной роли игрового макета во всестороннем развитии ребёнка дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_igrat_s_maketami.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мазаляускене Любовь Ивановна

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 44 компенсирующего вида  
 Кировского района Санкт – Петербурга

 

РОЛЬ ИГРОВЫХ МАКЕТОВ

В РАЗВИТИИ РЕЧИ  

ДОШКОЛЬНИКОВ

Мазаляускене

 Любовь Ивановна

воспитатель

2016 год

Актуальность

В законе Российской Федерации «Об образовании» ст.18, п.3 сказано, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития их индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть образовательных учреждений. Таким учреждением является и наше дошкольное учреждение, которое посещают дети с речевой и ортопедической патологией, дети-инвалиды.

В «Типовом положении о Дошкольном образовательном учреждении» стоит задача: «Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка, осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка; приобщение к общечеловеческим ценностям».

В «Инструктивно-методическом письме о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» говорится, что недопустимо использовать занятия в качестве преобладающей формы организации обучения. Преобладающий вид деятельности – игра.

Для того, чтобы игра получила своё развитие дошкольникам необходим, так называемый «маркер пространства воображаемого мира». Таким маркером, служащим стимулом и опорой для развёртывания детьми сюжетных комбинаций в игре с мелкими игрушками‚ может быть именно макет, то есть уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического).

В «Концепции модернизации российского образования» так же указано, что необходимо провести оптимизацию учебной нагрузки за счёт использования эффективных методов обучения, дифференциации и индивидуализации образования.

Следует отметить что макет — это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с картинками, игрушками и детьми разного возраста и разного уровня развития. Он востребован детьми дошкольного возраста, активизирует комментирующую речь, фантазию, творчество, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном не только в процессе занятий, но и в разных формах взросло-детской и свободной детской активности.

За последние годы в связи с гуманизацией процесса образования вопросы игры стали серьёзно волновать педагогов. Функции игры значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.

Главная цель разработки: активизировать и обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь в процессе составления словосочетаний по словесной инструкции воспитателя, описательных рассказов с помощью алгоритмизации; развивать умение связно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

Решаемые задачи:

  1. Определение места и роли макета в организации речевой деятельности
            дошкольников;
  2. Составление перспективного плана использования макетов;
  3. Изготовление макетов для обогащения предметно-игровой среды;
  4. Взаимодействие с семьями воспитанников при изготовлении макетов.
  5. Представление методической рекомендации и вариантов заданий по
            использованию макетов на коррекционных занятиях.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

С 1-ого сентября 2006 года я работаю в детском саду № 44 воспитателем во вновь открывшейся логопедической группе № 8. В процессе работы с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи возникла необходимость создания нетрадиционных средств наглядности в системе коррекционных занятий. Использование средств наглядности в обучении и воспитании имеет большое значение. Таковым средством является макет. Он рассчитан на зрительное и осязательное восприятие.

Основные требования к изготовлению макета соответствуют общим принципам создания наглядных средств для детей с общим недоразвитием речи:

  • реалистичность (соответствие действительности);
  • хорошее восприятие с помощью сохранных анализаторов;
  • учет причинно-следственных зависимостей;
  • многоплановость изображенного;
  • передача пространственных и временных отношений и т. д.

Эффективность использования макета возрастает при наличии алгоритмического предписания, что позволяет детям с общим недоразвитием речи последовательно воспринимать и описывать ситуацию.

Учитывая эффективность использования данного вида наглядности в системе  коррекционных занятий с детьми, имеющими нарушения речи, необходимо использовать макет на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, математике, лепке, изобразительной деятельности и т.д.

Макеты условно делятся на два типа:

1. Макеты-модели, которые представляют собой уменьшенные целостные объекты .

2. Макеты-карты, отображающие определенную территорию и направляющие ребёнка на развёртывание сюжетных событий, происходящих на этой территории и вокруг оформляющих её объектов.

Ландшафтный макет-карта - это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами - деревья, домик, изгородь.

Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей, их индивидуальных особенностей. Для развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал разнообразный по содержанию.

Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создаёт в их воображении разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами.  Обитатели-персонажи, дополнительные предметы к макету могут быть сделаны в процессе совместной продуктивной деятельности с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки и другого бросового материала).

В основе этой работы должно лежать тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Особенно интересно совместное изготовление макета - модели, который представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, деревья, горы и т.д.). Дополнением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие события-действия, антураж (деревья).

Рекомендации по созданию игровых макетов.

Макет «Зоопарк» - тематический комплекс с реалистическими игрушками, выполнен из картона и пластика. В игру входят предметы, выполняющие следующие сюжетообразующие функции: предметы-фигурки персонажей (волк, лошадь, зебра, лев, носорог, ящерица, черепаха, обезьяна, страус, медведь и др.); маркеры пространства (клетки, вольеры, бассейн, скала, деревья, кактусы, дома и др.); предметы, связанные с событиями, - транспорт (дополняется детьми по желанию).

Предварительная работа: чтение художественной литературы и энциклопедии о животных, беседы и просмотр видеофильмов о животных, рассматривание иллюстраций, рисование на заданную тему, посещение зоопарка с родителями.

Макет «Улицы города» - выполнен на фанерной основе, дома оклеены бумагой, сделана разметка дорог пешеходных переходов, озера, жилой зоны. В игру входят: предметы-фигурки (люди); маркеры пространства (мост, гараж, дома, деревья, дорожные знаки, светофор); предметы, обозначающие события (модели автомобилей, бензовоз, пожарная машина, скорая помощь).

Все предметы переставляются, легко меняется расположение маркеров.

Предварительная работа: экскурсии по улицам города, наблюдения за  перекрёстком, беседы «правила перехода перекрёстков», «дорожные знаки», «обязанности пешеходов и водителей», настольные дидактические игры, рисование, конструирование.

Макет «Планета динозавров» - макет-карта с изображением цветного пространства.

В игру входят: предметы-фигурки (динозавры разных видов); маркеры пространства (скала, кусты, деревья, пальмы); предметы, обозначающие события (бросовый материал для создания сюжета).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедии, чтение книг, просмотр мультфильмов, беседы о динозаврах и их сородичах.

Макет «Морские жители» - стеклянный аквариум с водорослями и морскими обитателями.

В игру входят: предметы-фигурки рыбки, осьминоги, морская звезда, черепаха, улитка и др.); маркеры пространства (водоросли пластмассовые); предметы, обозначающие действия (удочки).

Игру можно преобразовать в «Морское царство», если добавить предметы-фигурки (царь морской, русалка, водяной и другие сказочные персонажи).

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, рассматривание иллюстраций, просмотр телепередач, чтение сказки «Варвара-краса - длинная коса», беседы.

Макет «Полет на другую планету» - коробка оклеена бумагой и разрисована на тему космоса.

В игру входят: предметы-фигурки (космонавты, инопланетяне); предметы, обозначающие действия - космический корабль, луноход, летающая тарелка.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, энциклопедий, просмотр телепередач, беседы, рассматривание иллюстраций.

Создание такого рода наглядности очень трудоемкая работа для воспитателя, но достигаемый успех в воздействии на познавательную деятельность дошкольников с общим недоразвитием речи оправдывает затраченное время и силы.

Особенности планирования игр с макетами

I. MАКЕТЫ-МОДЕЛИ

Задачи:

1. На основании имеющегося макета с предметами (фигурки, маркеры пространства, предметы, помогающие производить действия) придумать сюжет и развить его одному или с партнёрами.

2. Для игры с макетом подбирать предметы-заместители, обогащая предметную среду игры.

3. Совместно с детьми создавать предметную среду макетов, Обогащая сюжет.

4. Придумывать новые сюжеты, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

Приёмы:

1. Презентация дополнительного материала для игры-макета.

2. Беседа после игры - выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

3. Совместная игра с детьми, с целью увлечь их, развить фантазию.

4. Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

II. МАКЕТЫ-КАРТЫ.

Задачи: придумывать на макете-карте свою игру, используя готовые игровые предметы, предметы-заместители, создавая свои дополнения.

Приёмы: при совместных играх с детьми включать разные формы общения (диалог, коммуникативные игры, беседы) предварительно давать новые знания по теме игры.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МАКЕТОВ

НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ

Цель:

1. Подготовить дошкольников к восприятию макетов. Формировать компенсаторные приёмы восприятия на полисенсорной основе в процессе рассматривания макета

2. Активизировать и обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь в процессе составления словосочетаний по словесной инструкции воспитателя, описательных рассказов с помощью алгоритмизации; развивать умение связно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли.

3. Систематизировать и расширять представления о свойствах, признаках, качествах, фигуре, цвете, форме, величине, вкусах, запахах предметов. Формировать приёмы целенаправленного восприятия, умение всматриваться, распознавать, называть признаки предметов, сравнивать, группировать их по внешним признакам, применять систему сенсорных эталонов при обследовании предметов.

4. Развивать осязательное, слуховое, зрительное восприятие, мышление, зрительную память, воображение.

5. Развивать бино-монокулярное, периферическое зрение, тренировать все виды прослеживания (горизонтальное, вертикальное, по кругу, по ломаной линии), зрительно-моторную координацию.

6. Учить ориентироваться относительно себя, предмета, воспроизводить пространственные отношения по подражанию, по образцу, словесной инструкции; формировать понимание и восприятие  типологических отношений окружающей среды, выраженных с помощью предлогов горизонтального и вертикального размещения (рядом, вместе, между).


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Использование игр с макетами оказало положительное влияние на усвоение новых знаний и представлений в большей степени, чем традиционная плоскостная наглядность.

Практика показывает, что у детей наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности данного опыта в работе воспитателя. Игры с макетами в значительной мере способствуют развёртыванию разнообразных комбинаций, событий, активизируют комментирующую речь, фантазию, творчество детей.

Обследование детей, проведённое в сентябре 2008 года, показало следующие результаты:

Игры с макетами способствуют эмоциональному развитию детей, становлению их речи, самовыражению и самореализации ребёнка.

У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжеты игр, в темы рисунков.

В процессе игр с макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета.

Дети придумывают сюжеты, соединяя реальные и сказочные, фантастические события, например: макеты «Зоопарк», «Доисторические животные»; «Дом», «Наша улица», «Дорожное движение» и др.

Игры с макетами способствуют развитию волевого усилия. Дети обозначают к игре конкретную цель, самостоятельно дополняют макеты по своему желанию, применяя продуктивную деятельность.

Участие в игре с макетами развивает чувства коллективизма, партнёрства, позитивного взаимодействия. В процессе игры дети с удовольствием разговаривают по поводу деятельности, обмениваются репликами, ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и др.


ВЫВОДЫ

Широкие возможности использования макета оказывают на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащают его мыслями и чувствами, побуждают к высказыванию, направляют его, конкретизируют образы рассказа воспитателя, помогают воспроизводить полученные знания и представления в своём воображении, способствуют развитию воображения (т.к. можно передвигать объекты, добавлять их), помогают обыграть сказку, придумать рассказ и т.д. Макет является средством развития внимания, наблюдательности и памяти.

Макет играет важную роль в организации речевой деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи.

Для развития речевой деятельности дошкольников и обогащения предметно-игровой среды в тесном взаимодействии с семьями воспитанников были изготовлены тематические макеты: «У нас на даче», «Мой детский сад», «Птичий двор», «Домашнее хозяйство», «В лесу», «Зоопарк», «Доисторические животные», «Цирк зверей», «Река «Нева», «Морские жители», «Улица города».

Хобби Марины Валерьевны – флористика

Дети нашей группы благодарны за её творческий вклад при создании макетов


ПЕРСПЕКТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Учитывая эффективность использования данного вида наглядности в системе коррекционных занятий с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, необходимо использовать её на занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, математике, лепке, изобразительной деятельности и в совместной деятельности педагога с детьми, самостоятельной деятельности детей и т.д.

На транспорте ездим мы все постоянно. Автобусы возят нас всех непрестанно, трамваи, троллейбусы… Есть и метро, которое спряталось очень хитро.

Я знаю кукушек, грачей, голубей, и сов, и орлов, и ещё журавлей.

Известны мне чайки, стрижи, воробьи, прекрасные лебеди и соловьи.

К птицам относятся гуси, павлины, аисты, ласточки, но не дельфины!


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. ФГОС Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Мозаика Синтез ООО», 2016.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург, “Союз”, 1997.
  3. Кондратьева С.Н. Мы. Санкт-Петербург, “Детство-Пресс”, 2002.
  4. Николаева С.Н. Юный эколог. Москва, “Москва-синтез”, 1999.
  5. Рыжова. Наш дом - природа. Москва, “Ланко-Пресс”, 1998.
  6. Журнал “Обруч”, №2, №19.
  7. Гибсон Р. Делай и играй. Веселые игры.
  8. Гудилина С.И. Чудеса своими руками.
  9. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала.
  10. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке.
  11. Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги.
  12. Панфилова Т.Ф. Веселые самоделки.
  13. Соколова С. Сказки из бумаги.
  14. Филенко Ф.П. Поделки из природного материала.
  15. Мастерилка. Что имеем, то храним. Игрушки из старых вещей. Шишка, желудь и ракушка. Снесла курочка яичко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по макету "Улица города" 2 младшая группа

Формирование элементарных правил поведения на дороге....

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

Настольная дидактическая игра-ИГРОВОЙ МАКЕТ: Здравствуй город!

Название игры  : «Здравствуй город».Цель дидактической игры: обучение дошкольников основным элементарным правилам дорожного  движения.Задачи: ознакомление детей основным правилам...

Квест-игра «Собери макет проезжей части»

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым....

Дидактиеская игра по макету "ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ"

Дидактичесеая игра "ПДД" на все возрастные группы...

Игры с макетами

Игры для развития детей...

ИГРЫ НА МАКЕТЕ Дорожные правила

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30723602","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Цель: Формирование у детей навыков осознанного выбора безопасного маршрута  по до...