"Природу в дом"
консультация на тему

Горячева Елена Михайловна

Практические советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodu_v_dom.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Природу в дом»

Всякое общение с природой

как-то освящает человека.

И. Рерих

Привлечь интерес малыша к растениям не просто. Отношение к ним ребенка похоже на то, как он относится к мебели, без них неуютно, они украшают. «Чтобы было красиво» - самый распространенный ответ на вопрос: «Зачем нужны в доме растения?».

   Очень рано дети начинают понимать, что растения живые. Их жизнь целиком зависит от того, как за ними ухаживают люди: поливают, подкармливают, рыхлят, пересаживают. Сначала ребенок просто наблюдает за действиями взрослого, затем помогает держать савок, пустую лейку.

 В три года дошкольник сам способен совершать элементарные действия по уходу за растениями. Вы кисточкой снимаете пыль с пушистых листочков узумбарской фиалки, а ваш маленький помощник протирает влажной тряпочкой плотный лист сансевьеры. А теперь можно приступить к главному: отмерили нужное количество воды и руками ребенка поливаете растение по краю горшка. Не забудьте при этом проговаривать то, что делаете вы и ваш ребенок: «А теперь давай напоим растение водичкой, такой, такую какую оно любит. Возьми леечку в правую ручку, и левой помогай. Вот так, молодец».

   В четыре года дети могут самостоятельно, но под вашим присмотром, полить и прорыхлить несколько растений (чтобы лучше дышали корни).

 В пять-шесть лет они вполне способны определить, требуется ли растению полив, рыхление, удаление пыли и провести необходимый уход.

Постоянно советуйтесь с детьми.

- Как ты думаешь, какие из растений надо хорошо полить, какие меньше, какие листья протереть, какие опрыскать, какие вымыть?

Осмотрев растения («обследовав» их), наметьте план действий, продумайте все трудовые операции, подготовьте орудия труда и приступайте к делу.

Если вы уверены, что ребенок справится со своим делом, предоставьте ему полную самостоятельность, если же есть неуверенность, надо тактично направить его, предоставить альтернативу того, как лучше поступить.

Задания нужно постоянно обновлять: «Сегодня я смываю пыль с растений под душем, а ты опрыскиваешь их из пульверизатора, а в следующий раз мы поменяемся.

Общаясь со взрослыми, ребенок узнает что растениям нужна не только вода (одним больше, другим меньше), но и воздух, а также подкормка; что листья должны быть чистыми, чтобы легче было поглощать свет, и т.д.

Дошкольнику рекомендуется сообщать биологическое название растений и подкрепить его народным. Даже 3-4 летний ребенок способен понять, почему бальзамин называют «огоньком», а 5-6 летним детям интересно узнать, отчего зиферантус называют «выскочкой», колеус – «крапивкой», а сансевьеру – «щучьим хвостом».

Старшие дошкольники уже знают, что в своем большинстве комнатные растения не являются представителями нашей природной зоны. Называя родину этих растений, давая характеристику ее климатическим особенностям, тем самым мы объясняем ребенку, какие условия ему требуются. Так, например, представителю субтропиков – бегонии – требуется влажный и теплый воздух, а жителю Южной Африки – хлорофитуму – тепло, свет и обильный полив.

Очень хорошо, если уход за растениями стал приятной обязанностью, а не надоедливым делом. Чтобы такого не произошло, не делайте труд наказанием («что-то ты расшалился, полей лучше растения»), не отрывайте ребенка от игры, интересного занятия ради дела, пусть и очень важного. Работу лучше планировать заранее. И еще один совет, чтобы общение с растениями было ребенку в радость, учите наблюдать за ними.

В пять – шесть  лет наблюдения должны стать постоянными , основываться на сравнении: вот стебель прямостоячий (колеус), а этот повисающий (традесканция), а у этого вообще нет стебля (сансевьера); у одного растения листья плотные, большие (фикус), а у другого мелкие, нежные (бальзамин), у третьего – гладкие (амарилис), у четвертого опушенные (узумбарская фиалка), а у пятого листья похожи на палочки (аспарагус).

Важно воспитывать у ребенка произвольное внимание: дайте ему задание заметить появление нового листа, цветка, увеличение стебля, первых признаков неблагополучия и др.

Комнатные растения выполняют и эстетическую функцию. Наблюдения за ними помогают ребенку наслаждаться красивым, чувствовать прекрасное. Учите его передавать это прекрасное в словесных зарисовках или в рисунке.

Такой же интерес представляет для детей разведение огорода на окне в зимний период времени. Рекомендуется выращивать то, что быстро растет и может дать видимые результаты: лук, петрушка, укроп, овес и другие культуры. Польза от этого двойная. Во-первых, то, что вырастил ребенок, может быть использовано в пищу; но главное – вести изучение, как развивается растение, какие условия необходимы для его роста и развития, как его состояние зависит от ухода.

Развитие растения идет относительно медленно, и дошкольнику, не владеющему временными представлениями, трудно определить, как долго, например, растет луковица. В этом случае интересный совет дает С.Н. Николаева.  Она предлагает под каждым рисунком, на котором запечатлено растение, изобразить полоску времени – неделю с семью одинаковыми квадратиками. Каждый квадрат окрашивается разным цветом. Так, за месяц у ребенка накопится четыре – пять рисунков, в которых образно будет представлено, как менялась луковица в этот период. Для дошкольника это несложно и увлекательно. В конце концов лук срезается и используется в пищу всей семьей. Это ли не предмет гордости для малыша?!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности по теме «Человек – частица природы. Природа – наш дом!»

Образовательная область "Познание". Старший дошкольный возраст. Цель: Показать детям связь человека с природой, её компонентами. Помочь понять, что человек является представителем живой природы, он ...

Роль природы в формировании личности дошкольника. Воспитательно-образовательные задачи ознакомления детей с природой

Экологическое воспитание - это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного - ознакомления детей с природой. Ведьприрода - важнейшее средство воспитания и развити...

Значение экскурсий в природу для формирования у детей представлений и понятий о природе, структура экскурсии в природу.

Во время проведения экскурсии одновременно решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсии проводятся вне дошкольного учреждения. Дети в естественной об...

Знакомим ребенка с природой. Природа – источник познания. Сбережем родную природу!

Знакомим ребенка с природой.Природа – источник  познания. Сбережем родную природу!          Мир окружающий ребенка, - это прежде всего...

Проведение Всероссийского урока « Эколята – молодые защитники природы» По теме «Живая и неживая природа» Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, форм

Проведение данных занятий способствует формированию экологической культуры дошкольников, расширяет их представления о живой и неживой природе, формирует представление о необходимости бережного отношен...

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)

Конспект занятия в подготовительной группе на тему «Разнообразие природы» (красота природы, живая и неживая природа)...