Проблема перехода из детского сада в школу.
консультация на тему

Вовк Светлана Анатольевна

Переход ребенка из дошкольного детства к начальному образованию требует особого внимания от педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_perehoda_v_shkolu.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

В периодизации психического развития ребенка, дошкольный возраст имеет определенные границы - от 3 до 7 лет. Кризис 7 лет служит переходным периодом и как бы отделяет младший школьный возраст от дошкольного детства. Тем не менее сейчас многие дети поступают в школу и включаются в учебную деятельность не с 7, а с 6 лет. В связи с этим возникает много вопросов. Если 6-летний ребенок начинает учиться в школе, значит ли это, что он развивается быстрее и перестает быть дошкольником, поднимаясь на следующую возрастную ступень? Как в этом возрасте включиться в школьное обучение     и каким это обучение должно быть? Как помочь детям адаптироваться к новой социальной роли- роли ученика?

     Сложившаяся система общего образования разграничила единый образовательный процесс на обособленные ступени: дошкольное, начальное, основное, полное образование. Но, системно - деятельностный подход, лежащий в основе ФГОС, предполагает «обеспечение преемственности дошкольного, начального, общего, основного и среднего (полного) образования». В последнее время такому обеспечению преемственности стало уделяться гораздо больше внимания. Дошкольные образовательные учреждения и начальная школа понимают необходимость реализации принципа преемственности для того, чтобы тактика формирования развития дошкольников соотносилась с требованиями и особенностями начального обучения. Необходимо искать эффективные подходы, методы, средства обеспечения преемственности образования, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы.

     При этом необходимо учитывать, что развитие системы образования от дошкольного периода до окончания полной общеобразовательной школы зависит от возрастной периодизации жизни ребенка. Необходимо учитывать, что существуют так называемые переходные (кризисные) этапы в развитии детей. В этом нам помогает возрастная психология, изучение которой необходимо для педагогов. Кризис перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту (6-7 лет) приходится на первый год обучения. Отсюда вытекает необходимость тесного сотрудничества ДОУ и начальной школы. Такой подход позволяет сгладить скачкообразное изменение внутренних и внешних факторов, то есть: смену ведущей деятельности (дошкольный возраст - игровая, младший школьный возраст - учебная), смену условий обучения, смену педагогов, смену режима дня и т.д.

   Шестилетний первоклассник по уровню своего психического развития остается дошкольником. Он сохраняет особенности мышления, присущие дошкольному возрасту, у него преобладает непроизвольная память (так что запоминается главным образом то, что интересно, а не то, что нужно запомнить). Ребенок способен продуктивно заниматься одним и тем же делом не более 10-15 минут. Он считает оценку своей учебной работы оценкой личности в целом, и когда учитель говорит: « Ты сделал неправильно»,- это воспринимается как «Ты плохой». Получение отрицательных оценок, замечаний вызывает тревожность и состояние дискомфорта.

     Основными задачами корректировки общения в 1 классе является формирование позитивных отношений, в том числе и с целью распознавания своих чувств и чувств других людей. Ученики убеждены, что у них все должно получиться хорошо, в том числе и отношения с одноклассниками. Поэтому, они сильно переживают свои неуспехи. Специфика проблем первоклассников в общении заключается в том, что у большинства из них сформирована неадекватно завышенная самооценка (что соответствует возрастной норме). Коррекция отношений первоклассников строится вне зависимости от учебных успехов. Здесь важно взаимодействие воспитателей ДОУ и учителей начальной школы, что позволит минимизировать проблемы.

     Комплексное исследование разных сторон развития шестилетних детей показало, что они чувствуют себя спокойнее и увереннее – психологически комфортнее - при обучении в подготовительных группах детского сада. Детсадовский ритм жизни, стиль общения детей со взрослым человеком и между собой больше отвечает уровню развития психики ребенка-дошкольника. Сокращение дошкольного детства на один год требует большего взаимодействия детского сада и начальной школы во избежание возникновения трудностей адаптации.

   Где бы ребенок ни обучался в свои 6 лет, учитель и воспитатель должны учитывать его возрастные особенности. Например, раз 6-летний ребенок быстро утомляется, выполняя одну и ту же работу, в классе нужно обеспечить смену разнообразной деятельности. Урок из-за этого состоит из нескольких частей, объединенных общей темой. Нельзя давать задания, типичные для традиционного школьного обучения - требующие длительного сосредоточения взора на одном предмете, выполнения серии монотонных точных движений и т.п.

     Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Обычно два аспекта психологической готовности - личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям.

     Любой ребенок, пришедший в школу из детского сада,  хочет учиться, причем учиться хорошо, отлично. Получение высокой отметки становится для ребенка целью, за которой могут стоять различные мотивы. Один из них - социальный мотив учения, связанный с подтверждением своего нового статуса школьника. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родители, его ставят в пример другим детям. Кроме того, высокие отметки для маленького ученика- залог его эмоционального благополучия, предмет гордости, источник других поощрений, его особенно  значительные успехи отмечаются сладким пирогом или подарком- в зависимости от семейных традиций.

     Не только педагогам известно, что трудно научить чему-то ребенка, если он сам этого не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он прежде всего должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Влияет и отношение других детей. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекают внешние атрибуты школьной жизни- разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.д. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, желание приобрести новых друзей. И лишь затем появляется желание учиться.

     Кроме отношения к учению в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

     Помимо учебы формирование жизненного мира определяется в младшем школьном возрасте и другими значимыми сторонами жизни. Важную роль играет общение, прежде всего с одноклассниками. Появившееся в конце дошкольного детства осознание переживаний выводит мотивы общения на новый уровень, делает возможным становление на их основе сущностных связей с миром.

   В основе  преемственности между дошкольным и начальным образованием лежит преемственность реализации следующих видов деятельности обучающихся: учебной, игровой, проектной и исследовательской. Поэтому крайне важно для любой ступени обучения знакомиться с учебными программами предыдущей и последующей ступеней. Опыт такой работы имеется. Воспитатели ДОУ знакомятся с программами начальной школы и, наоборот. В связи с этим весьма полезна практика «Первые дни ребенка в школе», когда за адаптацией только что пришедших из дошкольного образовательного учреждения детей к условиям школы наблюдают совместно и учителя, и воспитатели. Это позволяет пройти адаптации более ровно. Это также позволяет облегчить стоящую перед учителями начальной школы задачу по формированию у младших школьников положительной мотивации к учебной деятельности. Ведь именно в Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования указывается, что новые знания не должны даваться ученикам в готовом виде, школьники сами «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность, дает точный алгоритм действия и подводит итог. А правильно организованный деятельностный тип обучения способен поддерживать учебно-познавательную мотивацию обучающихся на любом этапе урока.

     Шестилетние дети по уровню своего развития- дошкольники.

     Они не могут полноценно развиваться в условиях жесткой, формализированной системы школьного обучения. Включение детей этого возраста в учебную деятельность требует особых условий, «дошкольного режима», игровых методов обучения и др. Здесь и проявляется важность момента преемственности дошкольных образовательных учреждений и начальной школы. Только в этом случае адаптация детей будет проходить безболезненно и поможет активно включиться в учебный процесс.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ: «Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС»

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу...

Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС начального общего образования.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества. В свою очередь достижение современного качества образования невозможно...

Родительское собрание. Проблемы перехода детей из детского сада в школу

Родительское собрание.Тема: Проблемы перехода детей из детского сада в школу Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими зна...

Преемственность и успешная адаптация детей с ОВЗ при переходе из детского сада в школу

В презентации раскрывается опыт работы с детьми с интеллектуальными нарушениями, представлены актуальные целевые ориетиры для данной категории детей при переходе из детского сада в школу....

Преемственность и работа с родителями при переходе из детского сада в школу

Цель: создание общего пространства диалога для педагогов начальной школы и воспитателей......

Как помочь ребенку при переходе из детского сада в школу.

Переход из детского сада  школу — это всегда стресс.  Причем, как для ребенка, так и для родителей. В этой статье общие рекомендации, как подготовить ребенка к переходу в пер...