Консультация для воспитателей "Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников средствами устного народного творчества"
консультация (младшая группа) на тему

Наиболее доступным средством воспитания в этом направлении  является русский фольклор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Дети любят потешки

С раннего возраста ребенок откликается на потешки, приговорки, попевки. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить: вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребенка, но и организовывает его поведение.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребенок. И мы, воспитатели, особенно младших групп, должны держать в памяти большой запас песенок, потешек, припевок и тактично, с чувством меры, с учетом доступности восприятия включать их в повседневный разговор с детьми.

Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребенка к новым для него условиям детского сада. Во время «тяжелого» расставания с родителем можно переключить его внимание на яркую красочную игрушку (кошку, петуха, собаку), сопровождая ее движения чтением потешки, например:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь,

Саше спать не даешь.

 Или:

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись,

Наша Танечка пойдет,

Через киску упадет.

Или:

Вот собачка Жучка,

Хвостик-закорючка,

Зубки острые,

Шерстка пестрая...

Вариантом такого приема могут быть игры ребенка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Это пальчик наш малыш,

А зовут его Ванечка.

Или:

Этот пальчик — я.

 Вот и вся моя семья.

Правильно подобранная потешка помогает установить контакт с малышом,

пробудить у него чувство симпатии к пока еще незнакомому человеку воспитателю.

 С помощью народных песенок, потешек можно воспитывать у детей положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

.Ай лады, лады, лады.

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Детям улыбаемся.

 При причесывании

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Дочка, маму слушайся.

Во время приема пищи

Умница Катенька, ешь кашку

                                   сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую,

                                душистую.

 

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица   за   зерно   взялась.

Зайка — за капусту,

Мышка — за корку,

Дети — за молочко.

 При одевании на прогулку

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем галошки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо!

Валенки – валенки

Невелички - маленьки

Опушка бобровая,  

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф

Будем делать снежный шар,

 Шар покачу, гулять хочу.

 При укладывании спать

Спи, усни, дитя Сереженька.

Все ласточки спят,

 Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке

 Спать велят.

Вот и люди спят,

Вот и звери спят!

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках.

Утки — на муравушке.

Детки все по люлечкам

Спят-поспят,   всему   миру   спать

                                           велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай.

 Белолапа, не скули,

 Нашу Таню не буди.

Чтение   народных  песенок,   потешек, сопровождаемое показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста.

Одну и ту же потешку можно обыграть разными способами: сопровождать чтение действием игрушки, куклы би-ба-бо, использовать пальчиковый театр, шапочки различных персонажей.

Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отношение к окружающему миру. Задача воспитателя — помочь им в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества

Статья о воспитании дошкольников средствами устного народного творчества...

Воспитание дошкольников средствами устного народного творчества.

  В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Этот процесс проходит н...

Доклад "Патриотические воспитание дошкольников посредством устного народного творчества"

Данная статья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества" актуальна, так как в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его ...

Презентация "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества".

Данная презентация составлена к докладу "Патриотическо воспитание дошкольников посредством устного народного творчества". Цель данной работы - приобщение детей к национальной культуре, развитие интере...

Доклад на конференцию по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества»

Воспитание любви к своей Родине — задача не только важная, но и сложная. Особенно, когда она применительно к детям раннего возраста. Эта сложность заключается в том, что делае...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА»

Доклат посвящен патриотическому воспитанию дошкольников по средством устного народного творчества...