Консультация "Развитие коммуникативных навыков детей 3 - 4 лет в процессе игровой деятельности".
консультация (младшая группа)

Науменко Людмила Николаевна

От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие коммуникативных навыков детей 3 - 4 лет

в процессе игровой деятельности»  

Консультация

«Дефицит общения в дошкольном возрасте накладывает

роковую печать на последующую судьбу личности,

определяя формирование у неё агрессивности,

антиобщественных наклонностей,

душевной опустошенности». В.В. Давыдов.

        Мы хотим видеть своих детей людьми самостоятельным, обладающими определённым набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни, усвоения общественных, этических норм поведения, взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

        От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба.
В дошкольной педагогике преобладает точка зрения М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, А. Г. Рузской, согласно которой «общение» и «коммуникативная деятельность» рассматриваются как синонимы. Ими отмечается, что «развитие общения дошкольников со сверстниками, как и с взрослыми, представляется как процесс качественных преобразований структуры коммуникативной деятельности».

        Коммуникация - это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. Коммуникативные способности – это важное условие развития ребёнка-дошкольника, его социализации и индивидуализации, формирования личности. Начиная с 3-4 лет, в жизни ребенка появляется новый партнер по общению, который с возрастом становится все более значимым. Это сверстник. Потребность в общении со сверстником является одной из лидирующих потребностей ребёнка в дошкольном возрасте. Трехлетний ребенок относится к сверстникам как к себе подобным, с которыми можно весело провести время. Но в то же время ребенок еще не умеет прислушиваться к мнению других детей. Для малыша существует только собственное «я», а других детей он воспринимает не как самостоятельные личности, а как источник удовлетворения потребностей его «я» (поиграть, подраться, побегать, и т.д.) При этом ребенок искренне не понимает, что и у других детей есть собственные потребности и собственные желания. Он привык только диктовать свои условия, и при этом не брать в расчет желания окружающих. В этом возрасте у ребенка уже появляются первые друзья. Но дети часто меняют свои пристрастия. С трех лет до семи, и дальше в течение всей жизни, человеку становится очень важным получать общение и обратную связь от сверстников. Родители часто заблуждаются, что эти качества придут к ребёнку сами по себе. Но практика показывает, что одной из составляющих задач предшкольной подготовки как раз и является умение ребёнка научиться общению со сверстниками. Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать

        Развитие коммуникативных навыков у дошкольников — это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами общения. 
Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И научить детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приёмы.

Какие формы организации детского общения мы можем предложить?

  • Образовательная деятельность.
  • Речевые проблемные ситуации.
  • Беседы.
  • Составление рассказов, сказок, загадок.
  • Ситуативные разговоры.
  • Игры.

        Мне хотелось бы остановиться на игровой деятельности, так как игра – это любимый вид деятельности ребенка дошкольного возраста и наиболее эффективная форма взаимодействия детей. Это самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка и основной метод формирования коммуникативных способностей, в котором ребенок учится вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и жесты, согласовывать свои действия с действиями партнера. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Важным элементом любой игры является общение. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.         Сегодня мы познакомимся с коммуникативными  играми, которые направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, на развитие эмоциональной сферы.

        Коммуникативные игры делятся на группы:

  • игры на развитие внимания, интереса к партнёру по общению;
  • игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог; 
  • игры на развитие навыков взаимодействия в группе; 
  • игры на телесный контакт.

        После проведенных игр полезно побеседовать с ребенком о том, насколько важна речь для общения с другими людьми, как важно говорить правильно. Обсудить с ребенком важность жестов и мимики для выразительности речи. Можно побеседовать о тех людях, которые говорят слишком много (болтуны) и слишком мало (молчуны), для чего нам нужно говорить, умеем ли мы слушать другого, как легко ранить словом.
При проведении с ребенком игр и упражнений надо показать, ему, что «язык тела» (мимика, жесты) не всегда совпадает с тем, что мы говорим словами. Например, говоря другому что-то хорошее, человек может непроизвольно сжимать кулаки, т. е. подсознательно выражать агрессию по отношению к своему собеседнику.         Поговорить о ее содержании, выяснить, что произошло, были ли у ребенка какие-либо трудности при выполнении заданий, что он чувствовал и что ему в этот момент хотелось, почему возникали в игре конфликтные ситуации (если они были).
        Сформированные коммуникативные способности позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Игры, способствующие развитию коммуникативных навыков.

Коммуникативные игры с движениями (подвижные  игры). Этот вид игр учит детей внимательно слушать, соотносить движения с музыкой или словами, двигаться слаженно, синхронно, помогающие достигать согласованности и взаимодействия в коллективе.

«Весёлый паровозик»

        Цель: Развивать сплочённость группы детей, умения сообща преодолевать препятствия. 

        Ход: Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:

— Я веселый паровозик - Лена, а ты кто?

— А я красивый вагончик Саша.

— Поехали дальше вместе?

— Поехали.

Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди, за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия: подняться и сойти со стула («нужно переехать через горы»); проползти под столом («въехали в тоннель»); пробраться через «дремучий лес»; тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».

        На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается: «Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути».

«Ладонь в ладонь»

        Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта, устранение трудности в процессе общения.

Возраст: любой. Количество играющих: 2 или больше человек.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

        Ход: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д.

        Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

«Ау!»  
        Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

        Ход: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.

        Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
«Вежливые слова»

        Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

        Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова - приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

«Раздувайся пузырь»

        Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.

        Ход: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая  «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!» Получается большой круг. Затем взрослый (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» - «лопнул») или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

«Слушай команду»

        Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.

        Ход: звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра поможет взрослому сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Ласковое имя»

        Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
        Ход: дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, «волшебную палочку»). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т.д.) ведущий обращает внимание детей на ласковую интонацию.

«Эхо»

        Цель: учить детей быть открытыми для работы с другими, подчиняться общему ритму движений.

        Ход: дети отвечают на звуки ведущего дружным эхо. Например, на хлопок - участники группы отвечают дружными хлопками. Ведущий может подавать другие сигналы: серию хлопков в определённом ритме, постукивание по столу, стене, коленям, притопывание и т.д. Упражнение может выполняться в подгруппе (4—5 человек) или со всей группой детей. При выполнении небольшими подгруппами одна подгруппа оценивает слаженность действий другой.

«Кто к нам в гости пришел?»

        Цель: учить детей переключать свое внимание с себя на окружающих, брать на себя роль и действовать в соответствии с ней.
        Ход. В начале игры ведущий объясняет детям, что сейчас они будут встречать гостей. Задача детей - угадать, кто именно пришел к ним в гости. Из числа детей ведущий выбирает игроков, каждому из которых дает определенное задание - изобразить животное. Делать это можно посредством жестов, мимики, звукоподражаний. (Игрок, изображающий собаку, может «помахивать хвостиком»- махать сзади рукой и лаять и т.д.). Игроки, изображающие животных, выходят к детям - зрителям по очереди. Зрители должны догадаться, кто именно пришел к ним в гости, приветливо встретить каждого гостя и усадить его рядом.

«Комплименты» 
        Цель: развивать эмоциональную чувствительность, отрабатывать навыки вербального общения.

        Ход. Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу. Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо
похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.
        Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

«Друзья»
        Цель: формировать чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе.

Дети стоят в кругу.

        1 куплет.

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)
Ссориться нельзя (грозят в центр пальцем)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (взялись за руки)

        2 куплет (повтор движений в парах)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Ссориться нельзя (грозят друг другу пальцем)

Вот и ты, вот и я (протягивают ладони вперёд, потом кладут себе на грудь)

Вместе мы друзья (обнимают друг друга)

«Звериное пианино»

        Цель: развивать умение сотрудничать друг с другом.

Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку карточки с изображениями животных, голосами которых будут звучать «клавиши» (кошка, собака, свинья, мышка и т. д.). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.
Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

«Пожалей котёнка»

        Цели: Развитие коммуникативного общения; воспитание эмоциональной отзывчивости.

        Ход: появление игрового персонажа Котёнка, который плачет и рассказывает, как ему плохо, оттого, что его бросила хозяйка. Обсуждение с детьми, как можно помочь котёнку, как его пожалеть. Детям предлагаются речевые формы высказываний, как можно обратиться к котёнку, пожалеть его. Затем дети по очереди жалеют котёнка.

Литература

 О.Е. Хухлаев, О.В. Хухлаева «Практические материалы для работы с детьми»

Н.В. Клюева. Ю.В. Касаткина «Учим детей общению»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для воспитателей на тему: "Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Совместная со взрослым деятельность по формированию навыков общения, не только обогатит опыт детей, но и способна смягчить и даже полностью устранить проблемы в общении у детей в дальнейшем....

"Формирование навыков речевого общения в процессе игровой деятельности"

В данной работе раскрыты возрастные особенности общения, технология описания опыта работы по формированию навыков речевого общения....

"ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» или внутренней речи. Возникновению внутренней речи предшествует промежуточный этап так называемой эгоцентрической речи. В начале э...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Формирование коммуникативных навыков дошкольников через организацию детской игровой деятельности

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Проблема формирования коммуникативных навыков детей в дошкольной педагогике ...

Доклад на педсовете. Тема "Развитие коммуникативных навыков дошкольников через различные виды игровой деятельности", 27.11.2017

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Поэтому вопрос формирования коммуникативных способностей дошкольников актуал...