Проект по сюжетно - ролевой игре "Увлекательное путешествие на автобусе"
проект (младшая группа) на тему

Абросимова Ольга Андреевна

Проект по сюжетно - ролевой игре "Увлекательное путешествие на автобусе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbda_detskiy_sad.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

MБДОУ   детский сад № 10 «Дубравушка»  г.  Грязи

Проект по сюжетно-ролевой игре

« Увлекательное путешествие на автобусе».

                         Разработала:

                         Абросимова

               Ольга Андреевна,

Воспитатель 2 мл. группы.

2015 год.


Содержание проекта.

Паспорт проекта.

План реализации проекта.  

Материалы, используемые для реализации проекта.

Обобщение.

Фотоальбом.

Литература.


Паспорт проекта.

Тип проекта: творческий, ролевой - игровой.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя).

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, художественное творчество.

Актуальность темы: личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладавает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Сюжетно - ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. В сюжетно - ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психологического развития детей.

Цель проекта: создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

  • упражнения в умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;
  • способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений;
  • развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных игровых действий с персонажами.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать воображение, речь, речевую выразительность;
  • закрепить правильное, отчетливое произношение звуков.

 Воспитательные задачи:

  • воспитывать дружеские взаимоотношения;
  • формировать интерес к совместным играм.

Предполагаемый результат: развертывание детьми условных действий с игрушкой, предметом – заместителем; связывание 2-3 игровых действий в цепочку; продолжать  действие, начатая партнером.

Роль родителей в реализации проекта:предложить родителям собрать иллюстрационный материал на тему «Автобус»;оформить альбом на тему «Профессии»;

 привлечь родителей к организации развивающей среды в группе.

Продукт проектной деятельности:

создание совместного альбома «Профессии», оформление папки - передвижки «Мы играем»; выставка детских рисунков на тему «Автобус для зверят».

Презентация: Самостоятельная игра. Соблюдение правил, выполнение взятых на себя ролей. Применение приобретенных знаний, обогащение игрового опыта.


План реализации проекта.

 Комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе.

Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектирование предметной  игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое

сотворчество родителей детей

Цель: создать

 основу для

 развития

обогащения

 содержания

 игры

Наблюдение

- за движением

 автобусов,

- действиями

 людей на

 автобусной

 остановке.

Рассматрива-ние

- картинки

«Едем на

Автобусе»

(серия «Мы

Играем»);

- иллюстраций

(автобус;

 пассажиры,

 дети в автобусе

 и т. п.)

- Игрушечного

автобуса.

Чтение

Б. Заходер

«Шофер»

А. Барто

«Грузовик»

«Рисование».

«Колеса для

машин».

«Отремонтиру-ем

 машине

 колеса»

( ж ДВ 1990, № 8)

Аппликация

«Автобус для

зверят»

«Конструирование из

 строителя»

 «Автобус»,

«Автобусная

Остановка».

 Музыкальное

 развитие

 разучить с детьми

песенку друзей на слова

С. ихалкова.

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры.

 Дидактические игры

«Что лишнее?», «Подбери колесо к машине», «Собери машину» (разрезанные картинки), «Цветные автомобили», «Как нужно себя вести в автобусе».

Игра- инсценировка стихотворения

 А. Барто «Грузовик» Игровые упражнения «Водитель объясняет остановки», «Пассажиры садятся в автобус», «Кондуктор продает билеты».

 Подвижные игры

«Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Автобус», «Мы шоферы», «Машины едут».

Цель: способство-

вать развитию

самостоятельной

 игры ребенка,

поиску новых

игровых задач и

способов их решения

Создание

Подсказывающей

 ситуации «Кто хочет

 поехать в гости? На

 дачу?», «Как

добраться до

магазина?»

Побуждение к

ролевым

высказываниям

«Кто поведет

автобус? Кто будет продавать билеты?»

 Помощь в сговоре

 Обращения по ходу

игры «Пассажиры,

 занимайте места в

 автобусе»,

«Пассажиры, не

забудьте купить

билеты».

Постройка автобуса

из стульчиков.

Цель: создания

 условий,

 адекватных

уровню развития

 игровых умений

 детей и

 содержанию

 игровой

 деятельности

Книжный

 уголок:

иллюстративный

 материал на

тему

«Транспорт»

Подготовка

атрибутов для

игры:

средообразующие

 предметы, лента

 атласная для

 обозначения

автобуса, руль,

 фуражка шофера, водительское

удостоверение,

 инструменты

«Механика»,

 солнечные очки,

 билеты,

урна для билетов,

 повязка, сумка

 кондуктора.

Игрушки:

Автобусы,

 Машинки

 разного размера, выполненные

 из разных

материалов,

куклы, игрушки

(пассажиры).

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

Общение

«Куда идут машины» (14, 32) Учить детей правильно называть себя в игровые роли («Я- шофёр», «Я- кондуктор» ) Называть игровые действия («Я завожу мотор, мотор работает Р-Р-Р.Я еду быстро. Сейчас будет остановка.» )

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровые роли, выполняемых действиях. Учить договариваться о совместных действиях.

Учить использовать в речи этикетные обороты. Тренинг общения «Как вести себя в транспорте.»

Цель: Педагогическая Пропаганда знаний и об игровой деятельности ребенка среди родителей.

Предложить родителям понаблюдать с ребёнком за движением автобусов, действиями кондуктора пассажиров, шофера; обращать внимание ребёнка на примере взаимовежли-вого общения пассажиров и кондуктора. Оформить папку-передвижку «Мы играем». Рассматривать вопрос «Игра» на родительском собрании.

Консультация «Поведение ребёнка- дошкольника на улице и в общественном транспорте».


Материалы, используемые для реализации проекта.

Наблюдение. «Автобус к остановке подъезжает,      

                          Пассажиров в салон приглашает».

 Цели: продолжать знакомить детей с видами общественного транспорта (автобус); учить отличать его от других видов транспорта.

Ход прогулки.

  1. Познание (познавательно - исследовательская и речевая деятельность).
  1. Наблюдение. Это что за транспорт? (Автобус.) Автобус – это  транспорт для всех. На что похож он? (Он похож на большой вагон на колесах с окнами и дверями.) В автобусе есть кресла, поручни, за которые можно держаться. Кто ведет автобус? (Ведет автобус водитель.) Кого перевозит автобус? (Пассажиров.) Где останавливается Автобус? (На остановках.) На остановках водитель нажимает кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят, другие входят. После этого шофер закрывает двери автобуса и едет до следующей остановки.

2. Загадки об автобусе. 

    1. Что за чудо этот дом-

Окна светятся кругом,

Носит обувь из резины

И питается бензином?

2. На колесиках коробка,

    Чуть поедет - остановка.

3. Дом по улице идет,

                       На работу всех везет,

                      Не на курьих ножках,

                     А в резиновых сапожках.

  1. Стихотворение. 

Автобус.

Вот на шипах из резины

Подкатился странный дом.

Он гремит, дыхнет бензином-

Как конь огненным- огнем.

Остановка опустела-

Все у домика внутри.

Ух! Теперь ещё полдела-

По домам всех развести.

О.Чернорицкая.

  1. Физическое развитие (овладение основными двигательными навыками, выполнение движений по шаблону).
  1. Подвижная игра «Автобус»  (см. картотека подвижных игр).
    Игровая ситуация «Автобус».

Хотите прокатиться на автобусе? Давайте дружно из стульчиков построим просторный на автобус. Где кабина водителя? Закрепим здесь руль. Считалкой выберем водителя.

Зайчишка - трусишка

По полю бежал.

В огород забежал,

Морковку нашёл.

Сидит, грызёт.

Иди прочь-

Хозяин идёт!

Водителем автобуса будет… Занимай место в кабине, бери руль. А мы с вами расположимся на сиденьях (стульчиках) в салоне. Значит, кто мы? (Пассажиры).

Проходите в автобус спокойно, без спешки, не толкайте друг друга, не  торопитесь, смотрите под ноги и вперёд. У меня есть сумка и билеты. Кто догадался, кем я буду? (Кондуктором). Получите билеты, обязательно пассажиры покупают билеты, оплачивают свой проезд. В автобусе без билета ездить нельзя. Безбилетных пассажиров называют «зайцами», их могут оштрафовать и высадить из автобуса. А кто может сказать, почему пассажиров - безбилетников называют «зайцами?» (Прыг-скок- и нету зайца, волк не догонит. Так же и безбилетника: прыг-скок- и соскочил с автобуса, контролер не догонит. «Зайцами» называют из-за их проворства, поскольку «зайцы» при приближении кондуктора стараются скрыться, убежать, даже спрыгнуть на ходу.)

 Есть ещё правила, который должен запомнить каждый культурный пассажир: что разрешается, что запрещается делать в автобусе. Вы знаете эти правила?

Старшим место уступать разрешается?

А ехать «зайцем», нам известно… (запрещается).

Всех расталкивать, кричать … (запрещается).

А тихонечко стоять… (разрешается.)

К двери сильно прижаться прижиматься... (запрещается).

Громко, весело смеяться... (запрещается).

Отвлекать водителя вопросом... (запрещается).

Кашлять и чихать, и шмыгать носом... (запрещается).

Мороженое брать в салон... (запрещается).

Ноги всем топтать, как слон… (запрещается).

Можно за поручни крепко держаться? (разрешается.)

Можно доброжелательно всем улыбаться?(разрешается.)

Быть осторожным, внимательным… (разрешается).

Выйти на остановке своей обязательно… (разрешается).

 Молодцы, все правила вы знаете, а теперь отправляемся в путь. Дети сидят на стульчиках и выполняют движения согласно тексту стихотворения.

 Мы в автобусе сидим,

И сидим, и сидим,

Из окошечка глядим,

Все глядим, вдаль глядим.

Гляди назад, глядим вперёд-

Вот так вот, вот так вот.

Ну что ж автобус не везет?

Не везет, не везет.

Колеса закружились

Вот так вот, вот так вот.

Вперёд мы покатились, вот так вот.


Конспект сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе «Путешествие на автобусе».

  Цель: обучения детей реализации игрового замысла; воспитание культуры поведения в транспорте.

Программное содержание: развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, помочь создать игровую обстановку; развивать речь, обогащать словарный запас, закреплять звукопроизношение; закрепить ранее полученные знания о труде шефёра, кондуктора; расширять кругозор детей; воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Подготовка к игре:

- Наблюдение за проезжающим транспортом на улице.

- Рассмотрение иллюстраций на тему «Едем на автобусе».

- Аппликация на тему «Автобус для зверят».

- Дидактическая игра «Собери машину» (разрезанные картинки).

 Игровой материал:

- Руль, сумка для кондуктора, «билеты», «деньги».

Игровые роли:

- Водитель;

- Кондуктор;

- Пассажиры.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, хотите отправиться в увлекательное путешествие?

- На чём можно поехать? (На машине, поезде, на автобусе).

- Правильно, Молодцы ребята, но в автобусе удобнее путешествовать, потому что, в него может вместиться много людей и он может везде проехать.

Дети вместе с воспитателем строят из стульчиков автобус, при помощи считалочки выбираем водителя, воспитатель- кондуктор. Пассажиры покупают билеты, занимают места в автобусе.

- Билеты нужно сохранить до конца поездки, а что потом с ними делать? (Выбросить в урну на остановке).

- А перед тем, как мы тронемся в путь, давайте вспомним, Как нужно вести себя в автобусе?

 Памятка пассажира:

1. Крепко держись за поручни, чтобы не упасть.

2. Не входи в автобус и не выходи из него, когда двери уже закрываются.

3. Не высовывайся из окна.

4. Заботься об удобствах в других пассажиров (уступи место пожилым, с маленькими детьми, инвалидам).

 Дети отправляются в путь, исполняя песню на слова

С. Михалкова «Песенка друзей».

В «пути» описываю детям воображаемые картинки за окном: - Смотрите, смотрите! Вон два маленьких козленка дерутся, бодаются. А может быть играют. Забавно. А сейчас мы переезжаем речку, едем по длинному мосту. А по речке лодочка плывет. Вы видите? Предлагаю сделать остановку. Давайте подойдем к речке. (Подходят к «реке» ребята). Ребята, давайте попробуем водичку в реке. Какая она? А вот и кораблики стоят. Кто знает, что с ними можно сделать? (Пускают лодочки по реке).

- А что ещё можно делать на реке? (Ответы детей).

- Ну, что же отправляемся дальше в путь. (Дети садятся в «автобус»).

- А теперь мы въехали в густой лес. Что вы здесь видите? (Дети фантазируют, воображают).

- А я беру белочку. Она скачет по ветвям, хочет наш автобус догнать. Но куда ей. Мы быстро едем. До свидания, белочка. (Машем воображаемой белочке ручкой).

Во время поездки периодически напоминать детям правила поведения в общественном транспорте. 

- Ребята, хотите на лесной полянке остановиться? (Выходят из автобуса).

- А чем же можно заняться в лесу? (Предложение детей).

- Поиграем? (Игра «У медведя во бору» см. картотеку подвижных игр).

- Ну, а теперь мы возвращаемся домой. По пути домой мы заедем в гости к бабушке, проведаем ее и ее питомцев. («Едут»). Вот и домик, посмотрите, вас встречают бабушкины любимцы. (Дети играют с игрушками- домашними животными).

- Ребята кто это? (Кошка).

- А как она кричит? (Мяу).

- Что она у нас просит? (Молока).

- Давайте ей в блюдце нальем молока. (Дети угощают кошку воображали молоком).

- Пора нам, ребята, в группу возвращаться, попрощайтесь. (Дети садятся в автобус и с песенкой друзей возвращается в детский сад). Приехали. (Предлагаю детям выйти из автобуса. Ребята выходят из автобуса, билеты выбрасывать в урну).

- Вот мы и вернулись. Вам понравилось наше путешествие на автобусе? (Да).


Картотека подвижных игр.

  1. Подвижная игра «Автобус» (с петушком и собачкой). 

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, ходить друг за другом, бегать по площадке в разных направлениях.

Ход игры: Дать детям цветные ленточки (40 см) и пригласить сесть в «автобус». Малыши вступают друг за другом, берутся за шнур, в другой руке держит ленточку. Заработал мотор (дети воспроизводят звук, и «автобус поехал», пассажира машут ленточками).

Воспитатель. Автобус едет и сигналит.

Дети. Би-би-би-би!

Воспитатель. Автобус едет, колёса шуршат.

Дети.Ш-ш-ш-ш.

Воспитатель. Автобус едет, а мотор его ворчит.

Дети. Р-р-р-р.

 Воспитатель. Автобус приехал.

Дети встретили петушка и собачку Жучку. Воспитатель предлагает с ними поиграть. Водят вокруг петушка хоровод и поют песенку:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даёшь?

Петушку песенка понравилась, он благодарит детей. Дети поют «ку-ка-ре-ку!», сажают петушка. Собачка Жучка спряталась, дети ищут его. Искали, искали и нашли собачку Жучку. Малыши водят хоровод вокруг собачки, идут по кругу, хлопают в ладоши и поют песенку.

         Вот собачка Жучка,

         Хвостик закорючкой,

        Зубы острые,

Шерстка пестрая!

Ты, собачка, не лай,

Лучше с нами поиграй,

Мы бежим, ты догоняй!

Собачка весит лает, бегает за детьми и догоняет их, дети убегают.

  1. Подвижная игра «У медведя во бору». 

Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: из детей выбирается волк (для первого раза лучше выбрать взрослого, который покажет как надо играть), все остальные детки. На одной стороне площадки отмечают домик для деток, на противоположной стороне домик медведя. Медведь садится в домик не делает вид, что он спит.

Дети выходят из своих домиков и медленно приближаются к медведю со словами:

    У медведя во бору.

    Грибы, ягоды беру,

    А медведь не спит

    И на нас глядит.

Пока дети читают текст они изображают как собирают грибы и ягоды и складывают их в корзину.

Как только произнесли слова «на нас глядит» медведь просыпается и бежит догонять деток. Дети убегают свой домик, где медведь их уже может ловить.

  1. Подвижная игра «Мы – шоферы».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве.

Ход игры: с одной стороны площадки два «гаража» (начертить две параллельные линии на расстоянии 5-6 шагов одна от другой). На линиях сделать места для «автомобилей»; поставить в кубике. В одном гараже стоят машины с красными рулями (на кубиках лежат лежат красные кружки), а в  другом машины - с зелёными рулями (на кубиках лежат зеленые кружочки). Дети –«шоферы», поделены на две разные группы, становятся лицом к своим машинам каждые возле своего руля, которые лежат на кубиках. Воспитатель, который выполняет роль милиционера, стоит на одинаковом расстоянии от двух гаражей и руководит движением машин. Когда он отводит левую руку в бок, дети - шоферы с гаража, стоящий с левой стороны, нагибаются, берут обеими руками руль и готовиться к выезду (колонны). Но поднятый вверх зеленый флажок дети выезжают из гаража и разъезжаются по всей площадки. На красный флажок останавливаются, на зеленый едут дальше. На слова воспитателя: «В гараж» машины возвращаются на свои места. Воспитатель отмечает внимательного шофера, который раньше всех вернулся в гараж. Затем воспитатель отводит руку в сторону и дети -  шаферы, которые стоят с правой стороны, делают тоже самое.

  1. Подвижная игра «Цветные автомобили». 

Цель: развивать внимание; закреплять умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Ход игры: дети стоят вдоль стен комнаты - это автомобили в гараже. Каждый держат в руке флажок, или кольцо, или картонный диск синего, жёлтого и зелёного цвета. Воспитатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соответствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цвета разбегаются по площадке и, Подрожая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустят флажок автомобили останавливаются и направляются в гаражи.

  1. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».

Цель: учить детей быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.

Ход игры: дети садятся на стульчики или скамеечки на одной стороне площадки или комнаты. Это воробышки гнездышках. На противоположной стороне становится взрослой. Он изображает автомобиль. После его слов «Полетели, воробушки, на дорожку» дети поднимаются стульев, бегают по площадке, размахивая руками -  крылышками.

По сигналу «Автомобиль едет, летите, воробушки в свои гнездышки!» автомобиль выезжает из гаража, воробушки улетают гнезда (садятся на стулья). Автомобиль возвращается в гараж.

  1. Подвижная игра «Машины едут».

Цель: закрепить знания о том, что машины едут по дороге.

 Ход игры: сказать детям, что они сейчас поедут на машине. Они берут рули, поворачивают их в правую, левую сторону, выясняют, что рули крутятся. Заводят машины, произнося звук «ж-ж-ж-ж». У машин закрутились колёса - дети, стоят на месте, топают ножками- машины поехали. Сначала машины «едут» по широкой, узкой дорожкам, въезжают на горку, спускаются вниз. Затем машины двигаются быстро, каждая по своей дорожке. Напомнить детям, что когда машины едут, шофер сигналит, если кто-то оказывается у него на пути. Предложить детям посигналить «Би-би-би-би!» Машины устали, все приехали в гараж (дети кладут рули).


Обобщение.

Во время проекта дети познакомились с такими профессиями, как водитель автобуса, кондуктор. Ребята с интересом рассматривают сюжетные картинки, могут по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картинках, отвечют на вопросы, принимают участие в беседе о транспорте, в играх «Что лишнее», «Собери машину (разрезанные картинки)», «Подбери колесо к машине»; проявляют эмоциональную отзывчивость, с удовольствием распевают песенку друзей на слова С. Михалкова.

Очень эмоционально проходили наблюдение на  прогулке. Так как рядом с детским садом находится автобусная остановка, дети с интересом наблюдали за автобусом, знакомились с правильным поведения в общественном транспорте.

Многие родители заинтересовались проектом, с удовольствием приносили фотографии разных профессий, из которых мы оформили альбом «Профессии». Ребята с огромным удовольствием рассматривают фотографии в альбоме. Я считаю, что своей цели достигла: проделанная работа позволила обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.


 Литература. 

  1. Волочкова  Н. В., Степанова В. Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста практическое пособие для воспитателей детских садов.
  2. Как разнообразить подвижные игры. Дошкольное воспитание, 2005 г., № 6
  3. Кострикина В. Н., Попова Г. П. Организация деятельности детей на прогулке. Вторая младшая группа.
  4. Краснощекова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.
  5. Пензулаева Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет.
  6. Сахипова З. Г. Читаем детям. Книга для чтения.