«Патриотическое воспитание через народное творчество»
статья (подготовительная группа) на тему

Панина Нина Анатольевна

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности родного языка, быта в котором живет человек. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь поражает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Каждый народ приносит в культуру свое, и любое достижение народа является общим для всего человечества. Россия – родина для многих, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДСОВ №135»

«Патриотическое воспитание через народное творчество»

 

Воспитатели:                                        Дудкина Венера Иннокентьевна

                                                        Панина Нина Анатольевна

г. Братск 2016 г.

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности родного языка, быта в котором живет человек. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь поражает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Каждый народ приносит в культуру свое, и любое достижение народа является общим для всего человечества. Россия – родина для многих, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Патриотизм нужно не навязать ребенку, а породить. Народная культура – это тот базис, ориентир, который заложен в генах русского народа, именно он станет полноценным помощником для формирования патриотических чувств, с раннего детства. Те, кто работает с детьми, дошкольного возраста не понаслышке знает, что дошкольный возраст фундамент для развития личности, индивидуальной неповторимости ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить национальную духовность в наших детях, заложить в них, высокие нравственные ценности, которые сделают их устойчивыми к нежелательным влияниям, научат их правилам общения, умению жить в коллективе – эти идеи стали истоками нашей работы над воспитанием патриотизма у детей через народное творчество.

Мы поставили перед собой задачи:

1.Познакомить детей с бытом, укладом, жизнью родного народа.

2.Развивать нравственно этические основы личности, осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3.Развивать эстетически развитую личность, эмоционально отзывчивую на исторические факты становления национальной культуры

4.Совершенствовать коммуникативные способности.

5.Воспитывать любовь и уважение к Родине, родному народу.

Основные направления в нашей работе по патриотическому

воспитанию являются:

1.Ознакомление с народным календарем и наблюдение за природой.

2.Ознакомление с историей и культурой родного народа.

3.Поисково-познавательная деятельность в мастерской «Народные умельцы».

4. Проведение народных праздников и развлечений с родителями и сотрудниками.

Работа с народным календарем помогает детям лучше почувствовать природу родного края. Формирует целостное представление об окружающем мире, природе и человеке через взаимодействия с бытом и культурой народа. Цикличность календаря позволяет детям постепенно усложнять материал. В основе знаний лежит подлинный региональный материал, строгое соответствие времени. Дети узнают о таких народных праздниках, как: «Синичкин день», «День русской березки», «Екатерина-Санница» и другие.

При ознакомлении с жизнью и бытом наших предков даем детям возможность понять, как жили, трудились наши предки. Путешествуем с детьми во времени, наши путешествия помогают детям узнать прошлое и настоящее русского человека. Отправляясь в путешествие по Реке Ангаре, дети узнают, что за люди живут в Сибири, чем занимаются, характер, быт. Наши путешествия символизируют линейное движение исторического времени (древность – старина - наше время).

 У нас есть небольшой мини – музей с предметами старины, русской национальной одеждой. Где дети могут нарядиться в народный костюм, подействовать ухватом, посидеть за прялкой, за ткацким станком. Максимальное использование наглядного материала дает возможность поддерживать интерес ребенка к истории и культуре родного народа.  

Однако представления детей о русской культуре были бы отрывочны и поверхностны без устного народного творчества. Именно в устном народном творчестве, как нигде сохранились представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности. Народный фольклор: сказки, потешки, прибаутки, поговорки, загадки, сказки, хороводы помогает нам раскрывать в доступной форме духовный и нравственный потенциал ребенка. Народный фольклор – замечательная школа общения. Ведь народная игра, хоровод, потешка, прибаутка в народной традиции не только самореализация своих способностей, но и умение войти в социум, что дает детям возможность взаимодействовать с другими людьми.  Развивает нравственно - этические основы личности, помогает осознать самого себя в своих поступках, чувствах.

Обогатить и реализовать полученные знания помогает «Творческая мастерская», где дети могут заняться разнообразной деятельностью.

Познавательно-исследовательская деятельность в «Творческой мастерской дает ребенку возможность более самостоятельно действовать, общаться с взрослыми и сверстниками. Здесь важно в доброй, приветливой форме при общении натолкнуть ребенка к экспериментированию. Знакомясь с процессом выращивания хлеба, дети с азартом разбирают колосья ржи, пшеницы. Пробуют растереть зерна камнем, чтобы получилась мука, замешивают тесто, раскатывают. Устанавливают причинно-следственные связи, что нужно для того чтобы зерно проросло и хорошо росло.

Разбирая лукошко с лекарственными растениями, дети знакомятся с растениями родного края, классифицируют их на виды: от головной боли, от простуды. При ознакомлении с домашними животными, дети классифицируют животных по признакам, одни одевали людей, другие кормили, помогали в труде.

Знакомясь с народно прикладным искусством, дети в «Творческой мастерской» создают свои изделия на основе полученных знаний. Прядут на прялке, ткут на «кросне», лепят из глины, рисуют народные узоры.  

Мы думаем, что все согласятся с нами, что мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, обычаям своего народа. Многие семьи отмечают некоторые народные праздники в домашнем кругу «Святки», «Масленица», «Пасха» и другие. Мы с детьми тоже поддерживаем народные традиции. На праздники и развлечения приглашаем родителей, бабушек, дедушек. Дети стараются показать взрослым, как они умеют петь частушки, плясать плясовые, водить хороводы, играть в народные игры. Дети радуются, когда им удается вжиться в образ простого русского человека, в образ русской красавицы, в образ хозяйки русской горницы.

Использование разнообразных форм дает нам возможность проявить свое творчество, индивидуальность, Поэтому приоритет закрепляем за такими формами, которые интересны нам самим, работа проходит легко и непринужденно, эффективно в плане познавательного и личностного развития ребенка.

Работу по теме воспитания у детей патриотизма через народную культуру построили на принципах.

 1.Личностно - ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка.

2.Сохранение самооценки ребенка, как созидателя, раскрывающего мир и духовность культуры.

3.Сочетание доступности материала.

4.Разнообразие детской деятельности.

Опора на данные принципы в работе дает нам возможность создать оптимальные условия для воспитания патриотических чувств у дошкольников.  Дети, с детского сада впитавшие в свою личность традиции, культуру, обычаи своего народа по доброй воле будут передавать их будущим поколениям, а поколение не просто пишет историю, но является духовным и интеллектуальным потенциалом нации, наши дети станут настоящими патриотами своей Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание патриотических чувств через народное творчество (бисероплетение)"

Уважаемые коллеги. Я сама увлекаюсь бисероплетением и попыталась привить этот вид искусства своим детям. Им очень понравилось получать видимый результат, даже путём некоторых усилий. Я в начале работы...

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило ин...

НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. В самом раннем детстве закладываются в человеке основы нравственности и духовности, формируется первоначаль...

"Духовно- нравственное воспитание через народное творчество"

В представленной публикации рассматриваются средства формирования духовно - нравственного воспитания дошкольников через разные виды народного творчества....

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника через народное творчество"

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника через народное творчество"...

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника через народное творчество"

Консультация для родителей "Воспитание дошкольника через народное творчество"...