"Духовно- нравственное воспитание через народное творчество"
консультация

Зайцева Надежда Васильевна

В представленной публикации рассматриваются средства формирования духовно - нравственного воспитания дошкольников через разные виды народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_duh-nr.docx31.75 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Духовно – нравственное воспитание через народное творчество»

Суть духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в душах наших детей семена любви к родному дому, семье, к истории, культуре и духовному богатству нашего народа. 

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка. Сохранить всё человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, научить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности. Поэтому, нравственно-патриотическое, духовное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

- формировать средствами народного творчества позитивное отношение ребенка к окружающему миру, другим людям, самому себе;

-воспитывать чувство доброты, милосердия, сострадания, патриотизма, честности, справедливости;

-формировать любовь к истокам русской культуры, интереса к устному народному творчеству.

  1. Заклички, приговорки, потешки

Заклички: «Ах ты, радуга – дуга», «Солнышко – ведрышко», «Дождик пуще», «Травушка – муравушка».

Приговорки: «Улитка, улитка, высуни рога», «Божья коровка, лети на небо».

Потешки: «Водичка – водичка», «Сорока – белобока», «Чешу, чешу волосоньки», «Вот они сапожки», «Петушок-петушок, золотой гребешок», «Ладушки, ладушки». 

Заклички, приговорки, потешки вводят ребенка в мир, учат его жить. С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причесыванию, приему пищи, одеванию. Сопровождаемые припевками и приговорками, эти процессы становятся для ребенка более интересными.

  1. Пословицы: 

«Любишь кататься, люби и саночки возить», «Делу время, потехе – час», «Поспешишь – людей насмешишь».

Обращенные к детям пословицы могут открыть им правила поведения, моральные нормы. Через пословицы дети усваивают коллективное мнение народа о разных сторонах жизни. В них прослеживается нравственная сущность человека: сострадание, доброта, правдивость, жалость. Пословицы и поговорки являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

  1. Загадки: 

«Мягкие лапки, а в лапках царапки. Кошка».

 Загадки развивают мышление дошколят, приучают анализировать различные явления, предметы из разных областей окружающей действительности.

  1. Считалки:  

«На золотом крыльце сидели…», «Аты-баты, шли солдаты…»
Ребенок в игре должен быть находчивым, сообразительным, памятливым, ловким, добрым и даже благородным. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивают считалки.

  1. Русские народные игры: 

«Ручеёк», «Перетягивание каната», «Третий лишний», «Жмурки», «Золотые ворота», «Снежки». 

В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь.

  1. Сказки:

 С помощью сказок мы формируем у детей умения быть дружными, трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей («Гуси лебеди», «Сестрица-Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и бесстрашными («У страха глаза велики»), трудолюбивыми («Ховрошечка», «Царевна Лягушка»).  Сказки развивают такие нравственные качеств: трудолюбие, верность, внимание, заботу, любовь, щедрость, правдивость, справедливость. А такие качества, как лень, трусость, жадность, зависть, упрямство сказка осуждает.

 В большинстве русских народных сказок главный герой — богатырь, заботясь о своих близких, своем народе, сражается с различными чудовищами (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный)

и, уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

  Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

7. Праздники и обряды:

«Осень», «Новый год», «Колядки», «Масленица», «Пасха».

Знакомя детей с обрядовыми праздниками, которые были частью труда и быта русского народа, дети получают возможность познакомиться с историей народа, с его укладом жизни и народной мудростью.

Народные праздники, со всеми относящимися к ним обрядами, песнями и играми – это сильнейший и обильнейший источник познания народной жизни.

8. Народные игры:

 Детская игра – одно из величайших достижений народа. В играх отражаются национальные черты, бытовой уклад народа, его мировоззрение, общественная жизнь.

«Кто сильнее», «Ловкий в кругу», «Ручеёк», «Перетягивание каната», «Золотые ворота».  Народные игры являются неотъемлемой частью духовно-нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром.

Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение - народ без будущего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Духовно-нравственное воспитание через искусство"

Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Воспитать интерес к народному быту, формировать образную речь, употреблять в разг...

Духовно-нравственное воспитание через сказку

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

«Духовно – нравственное воспитание через приобщение детей к русской народной культуре».

Статья содержит информацию о духовно - нравственном воспитании через приобщение детей к русской народной культуре....

Духовно-нравственное воспитание через экологию, воспитание любви к природе родного края"

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там ...

Презентация по духовно-нравственному воспитанию средствами народного творчества - опыт работы вторая младшая группа

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников средствами народного творчества" во второй младшей группе...