Главные вкладки

    «Системный подход к организации патриотического воспитания».
    материал (старшая группа) по теме

    Спиридонова Ольга Петровна

    Доклад:  «Системный подход к организации патриотического воспитания». 

    Игра "Моя Самара"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Доклад23.54 КБ
    Файл Игра "Моя Самара"2.5 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема доклада: «Системный подход к организации патриотического воспитания».

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

    Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

    Особое место в программных правительственных документах последних лет уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране, государству, где живет человек, начинается с детства.

    Мы живем в небольшом, но прекрасном городе - Самара. И должны помочь детям узнать, чем красив и богат край, который носит такое гордое имя. Ведь именно процесс познания своего, родного, близкого связан с обогащением духовного мира ребенка, его личными переживаниями, дающими основу формирования высоких чувств: любви к Родине, готовности встать на защиту Отечества.

    Исходя из вышесказанного, я ставлю перед собой следующую цель:

    • Формировать нравственно-патриотические чувства дошкольников в процессе изучения истории, культуры, природных и экономических особенностей родного края.

    Данная работа включает целый комплекс задач:

    1. Дать детям представления об истории нашего края.
    2. Познакомить детей с символами России и города: гербом, флагом, гимном.
    3. Воспитывать уважение к труду людей, чувство гордости за трудовые достижения земляков.
    4. Расширять знания детей о родном городе, как частице русской земли.
    5. Развивать интерес к традициям национальной культуры русского народа. Формировать толерантность, чувство уважения к другим народам.
    6. Обогащать знания детей о природных богатствах родного края, их роли в социальном и экономическом развитии области.
    7. На примере жизни знаменитых людей города Самары, воспитывать чувства гражданской ответственности, гордости за трудовые и боевые подвиги своих земляков.
    8. Воспитывать любовь и привязанность, созидательное отношение к родному городу и родному краю.

    Ведущей формой работы по ознакомлению с родным краем, городом являются познавательные занятия, которые активизируют мыслительную деятельность детей. С этой целью я использую приемы сравнения (например: сравниваем культуру разных народов.), вопросы поискового характера, индивидуальные задания. Учу детей анализировать, делать выводы. Важным приемом подачи информации детям, особенно исторического характера, является познавательный рассказ. Учитывая, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, необходимо сопровождение его наглядным материалом: фотографиями, иллюстрациями, слайдами, схемами, а также предметами старинного быта. Обращение к детям с вопросами в процессе рассказа, активизирует их внимание, побуждает к логическому мышлению. Например: Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? или почему так называют наш край, город? т. д.

    Работа по ознакомлению с предприятиями района и трудом земляков перерастает в интересную длительную сюжетно-ролевую игру, в которой дети применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт (“Автотранспортное предприятие”, “Библиотека”, “Ателье”, “Стройка” и т.д.)

         Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому я разрабатываю, изготавливаю и использую в своей работе разнообразные дидактические игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами воспитания, а форма доступна каждому ребёнку. Дидактические игры являются составной частью занятий и режимных моментов в жизни группы. Знания, полученные детьми, способствуют развитию их творческой деятельности. Ребята с удовольствием рисуют, лепят, изготавливают поделки из природного и бросового материала.

    Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

    Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

    Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

    Задача педагогов и родителей - как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком, гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

    Важным условием эффективного осуществления нравственно-патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Я в своей работе опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, а как на равноправных участников формирования личности ребенка. Работа по тематическому блоку “Наш край родной” ведется с непосредственным активным участием всех поколений семьи ребенка. Ведь бабушки и дедушки наших воспитанников - это живые участники истории родного края. Дети совместно с родителями и прародителями обсуждают семейные традиции, реликвии, национальные, профессиональные корни своего рода. Старые фотографии, рассказы старших членов семьи помогают детям глубже осознать исторические факты и события, почувствовать связь своей семьи и себя как ее члена с родной землей.

    Активно участвуют родители в создании развивающей среды: организации фотовыставок, оформлении фольклорных праздников атрибутами русского быта, изготовлении для детей элементов русских костюмов.

    Планирование работы в данном направлении проводится по следующим темам: "Моя семья", "Моя улица", "Мой детский сад", «Мой город», «Моя Россия», «Кто на Волге живет?», «С них берем пример (почетные люди Самары)», «Памятники и достопримечательности нашего города», «Почему Самару называют «космической?».

     Работа по каждой теме включает занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Издавна на Руси любили праздники и с особым почтением их отмечали. Народные праздники носили природно-земледельческий характер. В праздниках русского народа отражались характерные черты уклада жизни, быта, природного времени. Необходимо чтить свою историю, знать особенности культурной жизни прадедов, чтобы, возрождая прежние традиции, показать их детям в новом, современном звучании.

    Лучшее средство для этого – праздники и развлечения. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду. Это:

    • народные и фольклорные праздники – Масленица, весенне-летние игрища и забавы, Осенины;
    • государственно-гражданские праздники – Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День города;
    • международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;
    • православные праздники – Рождество Христово, Пасха;
    • бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники, которые специально придумываются взрослыми.

    Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением зала, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.

    Работая в данном направлении, мы уже достигли результатов:

    • дети получили необходимые знания о своем городе, области России;
    • продолжается тесное сотрудничество с родителями;
    • педагоги продолжают повышать педагогическое мастерство;
    • пополняются групповые уголки по нравственно-патриотическому воспитанию новыми материалами;

    Планы на будущее:

    • продолжить работу по патриотическому воспитанию;
    • использовать в дальнейшем проектный метод работы;
    • создать мини-музеи «Семейные коллекции», «Русская изба».

    Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если взрослые сами будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

    Но никакие знания не дадут положительного результата, если воспитатель сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

    Для передачи опыта между воспитателями старших групп по патриотическому воспитанию, мною было проведено методическое объединение с презентацией на тему: «Специфика организации образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным городом». Мастер – класс «Игра – презентация «Моя Самара».

    Список используемой литературы

    1. «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В. Алешина УЦ Перспектива. Москва 2008 г.
    2. «Патриотическое воспитание детей 4 – 6 лет». Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. Творческий центр. Москва 2007 г.
    3. «Современные подходы к патриотическому воспитанию дошкольников» Дошкольная педагогика. (февраль 2009г).
    4. Журнал «Ребенок в детском саду».
    5. Журнал «Дошкольник».

    .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ИГРА «Моя Самара»

    Слайд 2

    С А М А Р А А М Л О Ё Т З В О К Л Е О Р Т Т Е Р Т А Т Е К А В О Л Г 1. 2 . 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6.

    Слайд 3

    Выбери изображение Вечного огня . Верный ответ

    Слайд 4

    Назовите площади города «Площадь Революции» «Площадь Куйбышева» «Площадь Кирова» «Самарская площадь Славы»

    Слайд 5

    Угадай, что это за театры? «Театр драмы» «Театр оперы и балета» Филармония Театр кукол

    Слайд 6

    Игра «Четвёртый лишний»

    Слайд 7

    Игра «Четвёртый лишний»

    Слайд 8

    Выбери изображение Самарского Драматического театра имени М. Горького. Верный ответ

    Слайд 9

    Молодцы!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление с анализом работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» на районном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации работы по развитию творческих способностей воспитанников в художественно-эстетической деятельности»

    Текст выступления Лихацкой Е.А. к МО Анализ работы по программе И.А.Лыковой «Цветные ладошки» в МКДОУ ДС №7 «Колосок»нарайонном методическом семинаре-совещании «Системный подход к организации ра...

    системный подход при организации проектной деятельности в ДОУ

    Опыт работы по организации проектной деятельности с использованием системного подхода, раскрывается сущность системно-деятельностного подхода, составления кластера - одного из продуктов системного про...

    «Системный подход к организации физкультурно-оздоровительной работы в соответствии с внедрением ФГОС дошкольного образования»

    Одной из форм реализации физкультурно-оздоровительного направления  в соответствии с требованиями ФГОС является система дополнительной образовательной деятельности, создание необходимой здоровьес...

    Доклад на тему: "Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"

    Доклад на тему: "Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО"...

    «Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОУ»

    патриотического воспитания как основной части духовно-нравственноговоспитания.Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизнен...

    «Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОУ»

    патриотическое воспитание очень важный элемент в  развитии каждого ребенка....

    Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО

    Современные подходы к организации патриотического воспитания в ДОО...