Главные вкладки

    Статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему:
    «Предметно развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста» (материал из опыта работы).

    Жук Ирина Ивановна

    Идея развивающей среды не нова. Необходимость природной развивающей среды в условиях детского сада подчеркивал еще Фридрих Фребель.

    Особую популярность эта идея приобрела в начале ХХ  века среди теоретиков свободного воспитания.

    Образец развивающей среды был  создан в 20-х годах Е.И. Тихеевой и описан в ее книге «Детский сад по методу Тихеевой».

    Понятие «Предметная среда» - очень емкое, это все материальные вещи, природные и искусственно созданные, которые окружают ребенка в пространстве, где он находится.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

         

    «Предметно развивающая среда и ее роль в самостоятельном познании природы детьми дошкольного возраста» (материал   из опыта работы).

    Идея развивающей среды не нова. Необходимость природной развивающей среды в условиях детского сада подчеркивал еще Фридрих Фребель.

    Особую популярность эта идея приобрела в начале ХХ  века среди теоретиков свободного воспитания.

    Образец развивающей среды был  создан в 20-х годах Е.И. Тихеевой и описан в ее книге «Детский сад по методу Тихеевой».

    Понятие «Предметная среда» - очень емкое, это все материальные вещи, природные и искусственно созданные, которые окружают ребенка в пространстве, где он находится.

    Мы будем рассматривать это понятие в более узком смысле – как  материал, состоящий из различных предметов, которые даются в распоряжение детям, в «лаборатории природы».

    Таким образом, этот материал становится своеобразным стимулятором, источником исследовательской деятельности детей. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает личный опыт, в основе которого – его активная деятельность.

    Одна из главных задач «лаборатории», как развивающей среды – научить детей задавать вопросы и  самостоятельно искать и находить на них ответы, не принимать, а  самостоятельно ставить цель и находить решение.

    Отправной точкой самостоятельной деятельности детей в «лаборатории природы» являются сведения, полученные на занятиях или в совместной деятельности с взрослым. Эти сведения дети пропускают через самостоятельную опытническую, экспериментальную деятельность в «лаборатории природы».

    Опыты в «лаборатории» проводятся только по желанию детей.

    Воспитатель никого не принуждает, желающие могут проводить их многократно в течение нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.

    - Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в «круговой дискуссии».

    Дети собираются за круглым столом и рассказывают о том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные результаты.

    - Круглый стол – тоже необходимый элемент развивающей среды.

    - Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность детей. В ходе дискуссии обязательно  используются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

    После дискуссии желающим детям дается возможность повторить опыт. Обычно дети, не проводившие опыт, после дискуссии стремятся тоже попробовать его провести. Часто наблюдается взаимообучение детей – накапливается опыт положительного общения детей, сотрудничества в ситуации интересной деятельности.

    Так постепенно все дети увлекаются и вовлекаются в исследовательскую деятельность.

    - Работу в «лаборатории природы» следует начинать с изучения неживой природы. На первых порах дети не умеют еще самостоятельно ставить цель опыта, могут забыть ее, могут увлечься самим процессом деятельности, поэтому желательно, чтобы результат опыта дети получили быстро, этому отвечают опыты с неживой природой. В живой же природе результат опыта обычно значительно отсрочен во времени, поэтому лучше проводить  эти опыты, когда дети уже увлечены и приобрели навыка исследовательской деятельности.

    В основе работы с младшими детьми – развивающее взаимодействие взрослого и ребенка.

    В младшем возрасте предлагаем начинать работу со второй половины года, когда дети уже получили элементарные знания и навыки работы в уголке природы.

    В отведенном для «лаборатории природы» месте на низкую подставку устанавливается большой аквариум с водой или другая емкость.

    Подбираются различные сосуды с узким или широким отверстием разной формы, небольшие предметы, которые можно опустить в воду, плавающие и тонущие. Дети, сначала в совместной деятельности с воспитателем, а потом самостоятельно изучают свойства воды. Каждое свойство изучается и обсуждается отдельно, каждая самостоятельно, инициатива ребенка поощряется.

    Средний возраст

    После проведения занятия на выявление зависимости плавучести предметов от материала, в «лабораторию природы»  вносится разнообразный набор предметов из разных материалов и разного размера.

    - Дети рассказывают, какие предметы плавали, а какие утонули, уточняют, из чего сделаны предметы, которые утонули и которые плавали. Если возникает спорный  результат, опыт с этими предметами повторяется. Окончательный вывод формулирует воспитатель (плавучесть не зависит от формы и размера предмета, а зависит от материала, из которого он сделан).

    - После занятия на выяснение растворимости веществ в воде, в «лабораторию» вносятся различные растворимые и нерастворимые вещества (соль, сахар, гуашь, мука, крупа, камешки, речной песок), а также вода, банки, ложечки или палочки для размешивания веществ.

    В «круговой дискуссии» дети приходят к выводу, что вода является растворителем многих веществ; такие вещества, как соль, сахар и т.д. растворяются в воде.

    - Для выявления свойств песка и глины в 2лабораторию» вносятся цветочные горшки с поддонами, вода и сами исследуемые материалы – песок, глина.

    После опыта в «круговой дискуссии» дети объясняют, как  отличить глину от песка: песок пропускает воду, а глина нет; песок не растворяется в воде, а глина очень медленно растворяется, и вода делается мутной; сухой песок сыплется, а глина сохраняется в комьях, из влажного песка и глины можно лепить, но глина более пластична.

    В старшем возрасте работа может начинаться с занятий, разработанных И.С. Фрейдкиным.

    В старшем возрасте могут повторяться опыты на выявление разного агрегатного состояния воды, проводившиеся ранее.

    - Вода испаряется; в холодном помещении испаряется медленно, чем сильнее нагревать, тем быстрее она испаряется.

    -Полые предметы плавают, воздух легче воды, поэтому заполняя полые предметы, он не дает им утонуть, если вода проникает в предмет, он утонет.

    Для проведения опыта подбираются многочисленные пузырьки и бутылочки с крышками, лодочки.

    Во время «круговой дискуссии»  дети рассказывают о том, что произошло с бутылочками, выдвигают предположения, почему некоторые бутылочки утонули. После окончательных выводов детям задается вопрос, почему во время шторма корабль может утонуть?

    Организовывая работу в «лаборатории природы», воспитатель поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов, а  создавая проблемную ситуацию, воспитатель помогает детям организовать необходимые условия, чтобы найти решение. В итоге все дети вовлекаются в исследовательскую работу. Деятельность в «лаборатории природы» сглаживает скованность и заторможенность застенчивых детей. Ситуация интересной деятельности способствует накоплению у таких детей необходимого опыта общения со сверстниками.

    Робкий ребенок проявляет здесь свои сильные качества и по – новому раскрывается для окружающих.

    В результате деятельности в  «лаборатории природы» у детей развивается познавательная активность, самостоятельность мышления, инициативность, совершенствуется прогнозирующая  функция мышления, умение анализировать факты, аргументировать свои суждения и делать выводы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация предметно-развивающей среды для формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста.  На успешность обучения дошкольников  математическим началам    влияет не только содержа...

    "Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы.

    "Организация совместной деятельности педагога и детей дошкольного возраста". Сообщение из опыта работы....

    Статья:"Некоторые методы и приемы работы в коррекционных группах с детьми с диагнозом ОНР (из опыта работы)

    В статье изложены некоторые методы и приемы, разработанные мною, совместно с Рачеевой Н.В. Они помогают нашим воспитанникам  с интересом осваивать новый и закреплять старый образовательный матери...

    Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и развитии дошкольников.

    Значение предметно-игровой среды и ее составляющих в воспитании и   развитии дошкольников....

    Художественное слово на прогулках с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)

     Использование художественного слова необходимо воспитателю в педагогической деятельности. Использование стихов, загадок, потешек, скороговорок помогут воспитателю сделать прогулки с детьм...