Моя профессиональная деятельность и требования ФГОС ДО
статья на тему

Заика Александра Анатольевна

Как изменилась моя профессиональная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_profdeyatelnosti_v_sootv._s_fgos.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

Изменения в моей профессиональной деятельности в соответствии с

требованиями ФГОС ДО.

                   Подготовила воспитатель Заика А.А. 2016 год

«Как никто не может дать другому того, чего не имеет сам, так не может развивать, воспитывать и образовывать других тот, кто сам не является развитым, воспитанным и образованным».

А. Дистервег

       Работаю в детском саду уже 25 лет. С огромным интересом изучаю новые технологии в образовании, интересуюсь новыми веяниями в области дошкольного образования.  С1992 года работала по программе Л,Венгера  «Развитие».  Как и у многих воспитателей, знакомство с ФГОС началось с осторожностью и некоторым недопониманием, так как с внедрением Стандарта обнаруживались некоторые противоречия (здесь и материально- техническое обеспечение, и большая наполняемость групп, и недостаток методической литературы). Но… новое, есть новое, приходится осваивать. Уже два годанаша образовательная организация работает в соответствии с ФГОС по Примернойобщеобразовательной программе ДО «От рождения до школы».

Что изменилось в моей профессиональной деятельности?Приобрела опыт правильно писать свою образовательную рабочую программу, какие условия должны быть соблюдены, учитывая возрастные особенности детей и имеющиеся в группе проблемы, использовать условия для реализации принципа индивидуализации в рамках внедрения ФГОС.

Поменялась установка по отношению к образовательной области «Познавательное развитие».  Ранее, по ожиданиям некоторых педагогов и родителей, считалось, что дети по окончанию детского сада должны быть готовыми к школе, т.е. уметь считать и писать, читать.Школа всегда хотела получить «удобного» ребенка: послушного, дисциплинированного, умеющего писать и считать. СТАНДАРТ же говорит, что отныне «НЕ РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ГОТОВИТЬСЯ К ШКОЛЕ, А ШКОЛА ДОЛЖНА ПОДГОТОВИТЬСЯ К РЕБЕНКУ!»
        Именно это подтверждает, что дошкольное детство, наконец-то, стало приоритетным на этапах образования.  Стандарт говорит о том, что необходимо развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению и письму. Познание предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. В ФГОС главное - не результат, а усвоение!

Условия - социальная ситуация развития ребенка – сложившаяся система взаимоотношения ребенка с окружающим миром, представляемым взрослыми и детьми. Если условия созданы -  стандарт реализован.

Изменилась личностная позиция по отношению к педагогическому труду. Появилась возможность самостоятельно принимать решения выбора основной программы и вариативной части программы. Умение проводить самоанализ своей педагогической работы с позиции требований ФГОС.

Также возможность применять в практике современные образовательные технологии, современные подходы к воспитательно – образовательной деятельности, возможность отбирать и применять методы и приемы, предполагаемые Стандартом. Организовывать конструктивные взаимодействия детей в разных видах деятельности, создавать условия для свободного выбора детьми деятельности.  Возможность работать в зоне ближайшего развития ребенка, поддерживать его индивидуальность и обеспечивать развитие его потенциала.

Опираясь на принцип ФГОС ДО «индивидуализация педагогического процесса», стараюсь строить свою деятельность таким образом, чтобы каждый ребенок почувствовал свою уникальность. В организованной образовательной деятельности иду от интересов, возможностей, способностей детей. Именно такой прием активизирует активность ребенка, способствует самостоятельности к самовыражению. Во время общения у детей улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Я уверена, что детей надо любить такими, какие они есть, воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. И еще каждый ребенок должен знать, что он важен и нужен.

Л. С. Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в ходе обучения вызвать к жизни все процессы развития, которые сейчас лежат в зоне ближайшего развития».  Весь образовательный процесс  стараюсь строитьпо принципу интеграции  всех образовательных областей.  Разработала модульное перспективное планирование, где каждая неделя посвящается определенной тематике  и эта тема проходит красной нитью через все виды деятельности ребенка.  В работе с детьми также использую метод проектирования.

Разработанный новый  ФедеральноГосударственный Образовательный Стандарт дошкольного образования большое внимание уделяет работе с родителями и позволяет организовать совместную деятельность семьи и детского сада более эффективно.

ФГОС предусматривает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, а также степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и необходимость повышения педагогической грамотности семьи. Сформулированы и требования по взаимодействию с родителями.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования является основой оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных особенностей и необходимых коррекции

нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка, положительных результатов в воспитании, которого можно достичь при согласованности действий и при условии развития интереса родителей к вопросам воспитания и обучения.  Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в его развитии.

Поэтому Стандарт помог мне определиться с цельюмоей работы:

Установить сотрудничество и партнёрские отношения с семьёй и активизировать участие родителей в различных мероприятиях.

 Имея большой опыт работы с детьми,я всё больше убеждаюсь, что только общими усилиями семьи и детского сада можно помочь ребёнку. Поэтому свои отношения с родителями стараюсь строить на основе сотрудничества и взаимного уважения. Всегда помню о том, что ребёнок – уникальная личность. Его нельзя сравнивать с другими детьми. Для эффективного взаимодействия с семьёй недостаточно одного желания сотрудничать. Выявить запросы родителей, их проблемы и затруднения в вопросах воспитания и обучения детей помогают не только личная беседа, анкетирование, но и самостоятельный выбор ими тем для обсуждения из примерного перечня вопросов по каждому разделу программы, предложенных мною. С учётом их пожеланий и предложений я осуществляю планирование работы с семьёй.

 Важно вовлечь родителей в процесс воспитания и развития детей, чтобы они стали активными его участниками, а не пассивными слушателями. С этой целью использую разнообразные традиционные и инновационные формы работы с ними. Так, например, мы несколько месяцев работали над проектом «Наш цветущий детский сад». Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников детского сада.

На разных возрастных этапах развития детей нашей группы наиболее эффективные формы сотрудничества с родителями являются:

родительские собрания: по заявленной тематике и по запросам родителей, где были раскрыты возрастные особенности развития детей, способы развития у них коммуникативных качеств.  Родительские собрания дают возможность, сообща решать внутренние вопросы конкретной возрастной группы.

Кроме родительских собраний в нашей группе проводилась дискуссии за круглым столом.  Вместе с родителями обсуждали вопросы приобщения детей к здоровому образу жизни, организации спортивного досуга. А на ноябрьском празднике, посвященном Дню Матери, приобщили детей и родителей к совместным  конкурсным заданиям в игровой ситуации «Мама, бабушка и я – веселая семья».

 Интересной формой налаживания доверительных отношений и взаимопонимания  с семьёй являются выставки совместного творчества детей, родителей и воспитателей на различные темы. Проведение таких выставок, как: «Осенние фантазии», «Огородное чудо», «Праздник белых журавлей»; выставка стенгазет "Мы помним! " В фойе детского сада накануне Великого праздника Победы поместили стенгазеты. В праздничных выпусках приняли активное участие, как дети, так и взрослые – родители.

 Необходимую информацию по вопросам воспитания и обучения детей родители получают через наглядно – информационный материал:ширмы, стенды, папки – передвижки на различные темы: «Правила, который должен знать каждый! », «Закаливание», «Заповеди для родителей», «Профилактика гриппа»,«Застенчивый ребёнок» и т. д.  Из папки – передвижки «Растём, играя» родители узнали: как правильно организовать детские игры, какие игрушки необходимы детям старшего возраста. А рубрика «Домашняя игротека» познакомила с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в которые родители смогут поиграть с ребёнком в любое удобное для них время дома. Так появились: «Игры на кухне», «В свободную минутку», «По дороге в детский сад».

 Результативность: Сотрудничество и партнёрские отношения детского сада с семьёй имеет огромное значение. Только объединив свои усилия, родители и воспитатели могут обеспечить нашим детям двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную, содержательную жизнь дома и в детском саду, помогут развитию его основных способностей, умению общаться со сверстниками и обеспечат подготовку к школе.

 Многие из родителей осознали важность сотрудничества с воспитателями. Если раньше степень включённости родителей нашей группы в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными являются лишь 20% родителей.

 Индивидуальные собеседования с родителями  и анкетирование показывают, что многие из них смогли повысить уровень педагогических знаний, умений и навыков.  Постоянный контакт с семьёй позволил пробудить чувство расположения и доверие родителей к детскому саду, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

Т.О. разработанный новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования, большое внимание уделяет работе с родителями и позволяет организовать совместную деятельность семьи и детского сада более эффективно. Так, как   ФГОС предусматривает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, а так же степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ и необходимость повышения педагогической грамотности семьи. Сформулированы и требования по взаимодействию с родителями.

 При реализации ФГОС ДО у нас появилась возможность активно использовать не только традиционные формы работы с родителями, но и внедрять инновационные методы и формы взаимодействия с семьей:

 - «Семинар-практикум»;

 - Анкетирование, тесты, опрос на любые темы;

 - Консультации специалистов;

 - Почта доверия, телефон доверия;

 - Семейные проекты;

 - Интеллектуальные ринги для детей и родителей;

 - Родительская гостиная;

 - Конкурс семейных талантов;

 - Портфолио семейного успеха;

 - Мастер – классы;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Профессиональная идентичность педагога в условиях внедрения профессиональных стандартов и требований ФГОС ДО»

Данная методическая разработка предназначена для проведения мероприятий с педагогами (педагогический совет, занятия по психологическому просвещен...

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Педсовет «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога»

Цель: повышение качества работы педагогов в ходе реализации Профессионального стандарта педагога.Форма проведения: круглый стол....