Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.
методическая разработка на тему

Белова Татьяна Владимировна

Материал создан для методистов и старших воспитателей ДОУ как помощь в проведении педагогического совета, методического объединения или семинара по теме готовности педагогов к введению ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol.doc51 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kruglyy_stol.ppt628.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО.  

Профессиональный стандарт педагога.

Цель: выяснить спектр мнений по поставленной проблеме с разных точек зрения; обсудить неясные или спорные моменты, связанные с проблемой; наметить способы ее решения.

Задачи:

  • Рассмотрение разных подходов к понятиям "профессиональная компетентность педагога ДО" и "готовность педагога к профессиональной деятельности".
  • Обогащение представлений о формах повышения профессиональной компетентности педагогов.

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: компьютер, проектор, доска, карточки с определениями на каждого участника, столы, стулья по кругу для всех участников.

План проведения:

  1. Вводная часть (упражнение-тренинг, определение и обсуждение понятий).
  2. Дискуссионная часть (выделение вопросов для обсуждения, представление гипотезы, работа педагогов в подгруппах).
  3. Заключительная часть (рефлексия).

Ход мероприятия

Вводная часть.

Слайд 1

1 Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы о том, как определяется понятие профессиональной компетентности педагога  на нашем круглом столе "Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО ".

2 Ведущий: Как любое изучение материала, предлагаем вам начать с определения основных понятий.

Участники должны высказать свою точку зрения в определении понятий,  а затем предлагается пример определения в презентации.

Участникам  круглого стола предлагаются для обсуждения следующие понятия: «квалификация педагога»,

«профессиональная компетенция  педагога»,

 «самореализация».

Слайд 2.

1 Ведущий: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: "Как изменяются требования к профессиональной компетентности и квалификации педагогов в связи с введением нового профессионального стандарта педагога».

Слайд 3.

Как мы с вами знаем,  новый стандарт дошкольного образования предъявляет требования не только к содержанию образования, к его результатам, но и, самое главное отличие от ФГТ, к условиям реализации образовательного процесса. В плане внедрения ФГОС ДО особое внимание уделено кадровому обеспечению и подготовке педагогов дошкольного образования. Основные требования к педагогам определены в тексте Профессионального стандарта педагога. Главной фигурой, способной осуществить поставленные образовательные и воспитательные задачи, становится педагог. И не просто педагог, а специалист, отличающийся высоким уровнем профессиональной компетентности.

Основная функция современного детского сада любого вида - целенаправленная социализация личности ребенка, то есть введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. От того, насколько грамотно будет выстроен образовательный процесс в дошкольном учреждении, зависит качественный уровень воспитания и развития ребенка-дошкольника.

2 Ведущий:  Как показывает практика, качество дошкольного образования неоднозначно воспринимается разными людьми.

Родители под качеством дошкольного образования понимают развитие индивидуальности детей и степень их подготовленности к поступлению в школу.

2 Ведущий: А для вас, уважаемые коллеги, что включает в себя понятие "качество дошкольного образования"?

Мнение участников круглого стола. (Как правило, полное методическое обеспечение пособиями разработками педагогического процесса).

Слайд 4.

2 Ведущий: Ксения Юрьевна Белая предлагает следующее содержание данного понятия: "Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения".

От чего же зависит качество работы дошкольного образовательного учреждения? (выслушивается мнение участников, подводится итог).

Слайд 5.

  1. От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей.
  2. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений.
  3. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми.
  4. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

1 Ведущий: Таким образом, качество - это результат деятельности всего педагогического коллектива. Немаловажным является и тот факт, что каждый участник образовательного процесса должен уметь взаимодействовать с другими членами коллектива, что бы стать единомышленниками.

Слайд 6.

То есть выявляется необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма. Тогда, прежде всего, он сам определяет, что, когда и в какой форме ему делать, дабы измениться самому и таким образом повлиять на результаты своего труда (а значит, и на результаты работы дошкольного учреждения).

При таком подходе акцент смещается на профессионально-личностный рост педагога, на процесс и результат этого роста, и поиском эффективных форм работы и средств обеспечения этого роста.

2 Ведущий: Для  отдыха, уважаемые слушатели, предлагаем вам небольшую мозговую разминку,  давайте попробуем подобрать определения-характеристики для творческого воспитателя:

Раздаются карточки с буквами.

В- Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой

О- Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист

С- Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист

П- Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот

И- Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь

Т- Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий,

А- Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик

Т- Темпераментный, терпеливый, толерантный

Е- Естественный, единомышленник

Л - Ласковый, любящий, лидер

Ь- Добрый, мягкий, светлый, нежный.

Слайд 7

Слайд 8.

К.Д.Ушинский сказал: "В деле обучения и воспитания: ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя".

2 Ведущий: Одним из важных условий успешной работы педагога в современном образовательном учреждении становится ощущение не только ответственности за свое дело, но и внутренней свободы в работе. Педагог должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Реализация этой задачи может способствовать формированию профессионального роста и мобильности педагогов к тому новому или обновленному содержанию, что появляется в детском саду, а также помогает в быстром освоении новых видов деятельности.

1 Ведущий: Предлагаем вашему вниманию четыре определения понятия "профессиональный рост педагога", выберите, пожалуйста, какое определение больше всего соответствует нам, дошкольникам.

 (Определения предлагаются педагогам на отдельных листах без указания авторства).

Слайд 9.

  1. Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников. (Марк Максимович Поташник, действительный член, академик Российской академии).
  2. Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. (Анатолий Викторович Мудрик, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор).
  3. Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников. (Михаил Владимирович Левит, к.п.н., вед.н.сотрудник Центра стратегии образования).
  4. Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. (Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель).

Выбор участниками наиболее приемлемого с их точки зрения определения, доказывая на примерах свое представление.

2 Ведущий: В педагогике встречаются два понятия "профессиональный" и "личностный рост педагога". Как вы думаете, какое понятие способно повлиять на другое?

Мнение участников круглого стола.

Слайд 10.

Ведущий: Они существуют в тесном переплетении взаимосвязи и взаимодействия. Поэтому правильно говорить о профессионально-личностном росте педагога, как о положительных изменениях или как о развитии профессиональных и личностных качествах.

Какие пути способствуют развитию профессионально-личностного роста педагога?

Мнение участников.

Слайд 11.

1 Ведущий:  Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций.  Понимание необходимости изменений профессиональных ценностных ориентаций в условиях личностно-ориентированного обучения приводит к осмыслению вопроса о совершенствовании системы подготовки и переподготовки педагогических кадров. Готовность педагога к реализации образовательного процесса в рамках нового образовательного стандарта включает в себя: мотивационно - психологическую готовность, теоретическую готовность, результативную готовность.

Какие же формы повышения профессиональной компетентности педагогов вы могли бы назвать самыми эффективными?

Мнения участников.

Слайд 12.

Слайд (формы повышения квалификации педагогов)

2 Ведущий: Посредством самообразования и за счет осознанного, обязательно добровольного участия педагога в организованных дошкольным учреждением или отделом образования мероприятиях, которые объединяются обобщенным названием "методическая работа".

1 Ведущий: Таким образом, в условиях реализации нового ФГОС ДО, в рамках профессионального стандарта педагога неотъемлемой частью педагогической деятельности является непрерывное повышение своей профессиональной квалификации, непрерывное самообразование.

Слайд 13.

Заключительная часть (рефлексия)

2 Ведущий: В преддверии наступающего нового учебного года предлагаем вам сделать себе подарок.

Оформление вазы с цветами.

1 Ведущий: Большое спасибо за ваше активное участие в работе круглого стола.

Слайд 14.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога» Белова Татьяна Владимировна , старший воспитатель МБДОУ Детский сад «Аленка» Тюльган 2014г

Слайд 2

Ключевые понятия Квалификация педагога – уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация педагога складывается из его профессиональных компетенций. (Профессиональный стандарт педагога) Профессиональная компетенция педагога – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. (Профессиональный стандарт педагога) Самореализация - наиболее полное выявление личностью своих индивидуальных и профессиональных возможностей. (Словарь-справочник «Управление дошкольным учреждением»)

Слайд 3

ФГОС ДО Требования К содержанию К результатам К условиям

Слайд 4

"Качество дошкольного образования - это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности развития КАЖДОГО РЕБЕНКА увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения". К.Ю.Белая

Слайд 5

Качество дошкольного образования зависит: От качества работы педагогов, в первую очередь, воспитателей. Сложившихся в педагогическом коллективе отношений. Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми. Объективной оценки результатов деятельности КАЖДОГО СОТРУДНИКА.

Слайд 6

Необходимость ПРИОРИТЕТА субъективной позиции педагога по отношению к самому себе, что позволяет сделать его лично ответственным за уровень (качество) своего профессионализма.

Слайд 7

Качества настоящего профессионала В - Внимательный, выразительный, всесторонне развитый, вариативный, волевой О - Образованный, общительный, одаренный, ответственный, открытый, обучаемый, оптимист С - Справедливый, самостоятельный, свободный, самокритичный, счастливый, симпатичный, стильный, стратег, специалист П - Познавательный, понимающий, понятливый, практичный, прогрессивный, профессионал, психолог, прогнозист, патриот И - Индивидуальный, интеллигентный, интересный, инициативный, инновационный, игривый, исследователь Т - Трудолюбивый, тактичный, талантливый, творческий А - Активный, адекватный, авторитетный, азартный, артистичный, аналитик Т - Темпераментный, терпеливый, толерантный Е - Естественный, единомышленник Л - Ласковый, любящий, лидер Ь - Добрый, мягкий, нежный

Слайд 8

В деле обучения и воспитания ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д.Ушинский)

Слайд 9

Профессиональный рост педагога - это цель и процесс приобретения педагогом знаний, умений, способов деятельности, позволяющих ему не любым, а именно оптимальным образом реализовать свое предназначение, решить стоящие перед ним задачи по обучению, воспитанию, развитию, социализации и сохранению здоровья воспитанников. (М.М. Поташник) Профессиональный рост педагога - это самостоятельно и/или кем-то управляемое на рациональном (осознанном) и/или интуитивном уровнях "нарастание" разнообразия стереотипов, социальных установок, знаний, умений, способов деятельности, необходимых для решения педагогических задач и ситуаций. (А.В.Мудрик) Профессиональный рост педагога - это, с одной стороны, спонтанное, с другой, - целенаправленное, всегда авторско-личностное самостроение педагога себя самого как профессионала из внутренних качеств и внешних источников самого. (М.В.Левит) Профессиональный рост педагога - это неустранимое стремление педагога к самосовершенствованию, в основе которого лежит природная потребность в творчестве в работе с детьми. (Е.А.Ямбург)

Слайд 10

Профессиональные качества: Знание ребенка, его возрастных и индивидуальных возможностей Владение наукой и методиками воспитания и обучения Умение организовывать игровую деятельность с детьми Проведение занятий, развлекательных мероприятий Организация работы с родителями Работа с компьютером, использование Интернета, банка цифровых образовательных ресурсов и др. Личностные характеристики: Интеллект Тип мышления Темперамент Характер Физические данные Харизма Обаяние Обладание музыкальным слухом Владение искусством стихосложения Степень развитости чувства юмора Артистические умения и др. Профессионально-личностный рост педагога

Слайд 11

Непрерывное повышение квалификации педагогов оказывает прямое влияние на рост качества образования, развитие творчества и одаренности в детях, становление личности в целом, что является основной задачей деятельности школьных и дошкольных организаций.

Слайд 12

Формы повышения квалификации педагогов Система подготовки и переподготовки педагогических кадров (проблемные курсы и курсы повышения квалификации); Методическое сопровождение педагогической деятельности; Информационное и ресурсное обеспечение; Информационно – методические и научно – практические семинары; Проблемные семинары и вебинары; Конкурсы педагогического мастерства; Работа по самообразованию.

Слайд 13

Наличие мотива, который является побудительной причиной самостоятельной работы педагога над собой, сдвиг мотива на цель, «рефлекс цели», отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных, напряженных целей – главные и обязательные факторы самоорганизации самообразования и профессионального роста педагога. М.М.Поташник

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности в контексте ФГОС».

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...

ДИАГНОСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Используется диагностика готовности педработников к эффективной деятельности в соответствии с профстандартом, разработанная АНОО ДПО Академией образования взрослых «Альтернатива»...

"Профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности".

Сообщение "Профессиональная готовность педагога к инновационной деятельности"....