Главные вкладки

    Консультация для педагогов Тема: "Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей"
    консультация на тему

    Клесун Татьяна Викторовна

     Программой воспитания в детском саду определен круг сведений   и  представление, которые  должны   получить дети.  Так, малыши знают, что песок сыпучий, что он бывает и  сухой и сырой; что вода может течь, бывает, теплая и холодная; в воде одни предметы плавают, другие тонут; что снег холодный, тает, из снега можно лепить; что каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например, вода может быть: жидкой, твердой   (лед)   и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть мутной и прозрачной; что песок бывает сухим, рассыпчатым и сырым, тяжелым и т.д.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    РОЛЬ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ ДЛЯ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.  C:\Users\Victor\Desktop\Новая папка (2)\s800700.jpgИгры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр, формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности малыша.

    Игры с песком, водой, снегом и другими материалами относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка ориентироваться  в окружающей действительности, способствуют познанию свойств и качеств материалов, развитию изобразительного творчества.

      В основу этих игр должно быть положено стремление ребенка активно действовать исследовать природный материал. Вместе с тем, чтобы игра малыша приобрела познавательный смысл и не носила

    характер однообразной и разрушительной деятельности,  взрослые должен постоянно заботиться об обогащении представлений детей о разнообразных качествах и свойствах природных материалов.

     Программой воспитания в детском саду определен круг сведений   и  представление, которые  должны   получить дети.  Так, малыши знают, что песок сыпучий, что он бывает и  сухой и сырой; что вода может течь, бывает, теплая и холодная; в воде одни предметы плавают, другие тонут; что снег холодный, тает, из снега можно лепить; что каждый из этих материалов в определенных условиях может превращаться из одного состояния в другое, например, вода может быть: жидкой, твердой   (лед)   и парообразной, она может переливаться, журчать, бурлить, может быть мутной и прозрачной; что песок бывает сухим, рассыпчатым и сырым, тяжелым и т.д.

        Предоставление детям  возможности строить из песка, купать  любимые   игрушки   в   воде   создает, благоприятные   условия сенсорного воспитания, для совершенствования ощущений и восприятии,  являющихся  первыми  ступенями  в познании  окружающего мира. Даже простейшие игровые действия ребенка с природными материалами могут принимать осмысленный характер и быть воспитательно –ценными    при    умелом    руководстве    со    стороны  взрослых.

    Конечно, и без руководства взрослых дети - могут приобрести некоторый опыт. Например, играя с песком, малыш на ощупь различает его влажность и сухость, по цвету определяет, из какого песка можно делать пирожки и возводить постройки, и т. д. Но на конкретный вопрос «Каким песком ты играешь?» дети, как правило, отвечают: «Хорошим», «Крепеньким», Без камешков» и т. д.        

        Из ответов малышей видно, что опыт, приобретенный стихийно, не отражает состояние материала, его существенные признаки. В лексике играющих почти нет определений таких качеств, как сухой, влажный, мокрый, тяжелый. Ведь взрослый не, фиксировал на них внимание ребенка.

       Без направляющей роли взрослого дети не могут выполнять задуманные игровые действия. Так, дети любят формовать пирожки, но большинство из них не умеет это делать: набирают не полные, формочки, не знают, как опрокинув формочку, нужно по ней постучать; забывают, что, прежде чем опрокинуть формочку с песком, надо аккуратно похлопать по песку, чтобы он плотно прилегал к форме; опрокидывают формочку, растопырив пальцы, поэтому песок высыпается.

        Игры с песком и  водой обычно продолжительны по времени, но однообразны: формовка пирожков, мороженого; купание кукол. При этом движения, которые ребёнок выполняет руками, часто бывают не координированные ему трудно держать одной рукой предмет, а другой производить какие-либо действия. Порою малыш не может установить, в какой последовательности нужно выполнять действия: с чего начать, чем закончить. Большое значение для упорядочения действий ребенка с природным материалом имеет развитие его зрительного и зрительно-моторного восприятия. Поэтому на первом этапе работы с детьми взрослые должны решить такие задачи: научить ребенка сенсорным путем определять свойства материалов, довести до сознания малыша возможность их использования.

    Организуя игры с природным материалом, необходимо создать соответствующие условия, отвечающие как гигиеническим, так и педагогическим требованиям.

    C:\Users\Пользователь\Desktop\i.jpeg

    Песок, которым пользуются дети, периодически очищают, меняют, поливают, хорошо перемешивают (особенно о чистоте песка приходится заботиться в тот период, когда дети знакомятся с таким его свойством, как сыпучесть). Наиболее удобны для игры с песком песочные дворики и столы «песок-вода». Дети играют, стоя  или сидя за столами. В жаркое время года над песочницей желательно иметь навес или устанавливать солнцезащитные зонтики.

    Во время игры нужно следить за состоянием их одежды. Температура воды может быть  от +18 до +20; длительность игры не должна превышать 5—7 мин.

    Ознакомление детей со свойствами материалов посредством простейших игровых действий облегчается удачным подбором игрушек. Для действий, связанных с формовкой пирожков,  пересыпанием песка,  лучше использовать различные пластмассовые формочки, воронки, сита,  ведерки, лопатки, фигурки животных, куклы, машины. Для малышей неприемлемы металлические формочки: об острые края они могут порезаться. Не следует давать малышам сразу много формочек. Если на каждого ребенка имеется по 2—3 формочки и по совку и ведерку, игры детей будут достаточно разнообразными и интересными.        

    Для игр с водой также нужны разнообразные и выполненные из различных материалов игрушки. Это могут быть легкие, плавающие игрушки  из пластмассы (куколки, рыбки, лодочки)  и резины  (куколки, уточки, рыбки). Хороши игрушки из коры дерева. Используются также баночки, полиэтиленовые пузырьки, воронки, лейки, камешки, ракушки и др. Набор игрушек нужно постоянно пополнять и обновлять. C:\Users\Victor\Desktop\Новая папка (2)\1358033.jpg

     Выполняя определенные действия, описанные выше, ребенок знакомится с материалом, познает его свойства и в то же время увлекательно играет. Взрослые побуждают детей к игровым действиям, активизируют их умственную деятельность. Слово взрослого организует чувственный опыт ребенка, не подменяя его. Это способствует освоению детьми обобщенных понятий, активизации словаря. Полученные знания малыши применяют в последующих играх. 

    C:\Users\Victor\Desktop\Новая папка (2)\girl-washing-hands-clipart-19.jpgИнтересно развиваются игры с водой. Сначала нужно приучить ребенка к воде: предложить опустить в нее руки, ощутить, какая она приятная. В процессе, игры воспитатель предлагает всем по смотреть на свои ладошки в воде. Многократно вынимая руки из воды и вновь их опуская, дети замечают, что водичка теплая.

    Затем педагог переливает воду из одной баночки в другую, а дети наблюдают за его действиями и слушают, как она шумит. Далее воспитатель учит малышей купать кукол. Следует обращать внимание детей на соблюдение некоторых правил: перед игрой надевать фартуки, завертывать рукава; после игры вытирать насухо руки; использовать игрушки по назначению и т. д.

    Этот период первоначального ознакомления ребенка со свойствами природных материалов следует рассматривать как важный этап в процессе сенсорного воспитания. Целенаправленным подбором игрушек и предметов взрослый создаёт условия для разнообразных действий детей, для накопления чувственных представлений. Однако этого еще недостаточно для формирования у ребенка осознанного отношения к материалам.

    Дальнейшая задача педагогического руководства  является    воспитание у детей умения правильно и последовательно действовать с игрушками.  Эффективные  результаты  здесь дает  совместная  игра  взрослого с детьми. По ходу игры он называет состояние материалов и их свойства, показывает последовательность действий с разными игрушками.      

     Воспитатель подходит к детям, берет формочки, лопатку и спрашивает: «Хотите делать пирожки?» Дети отвечают положительно, некоторые тут же пытаются действовать, но у них ничего не получается. Педагог говорит, что песок сухой, его можно набирать в стаканчики, в формочки, пересыпать, сыпать через воронку, ситечко, а вот пирожок не сделаешь. Воспитатель берет лейку с водой и на глазах у ребят поливает и перемешивает песок, затем предлагает детям попробовать пересыпать его. Малыши пробуют пересыпать песок из стаканчиков в другую ёмкость (через воронку), но их попытки оканчиваются неудачей.

     Совместная игра со взрослым, попутные его замечания и разъяснения постепенно сказываются на детском развитии. Чувственные восприятия ребенка закрепляются. Эта находит отражение в его высказываниях: «Водичка блестит, переливается и журчит»; «Она светлая, прозрачная»; «Она живая, ее в руке не удержишь»; «В ней видно шарик, слоников»; «В ней можно купать куколку»; «Куколка не тонет — она легкая»; «Этот шарик утонет — он тяжелый» н т. д. Совершенствуется координация движений; действия малыша становятся упорядоченными; обогащается содержание игры.

    Осознание детьми свойств природных материалов, овладение навыками действия с ними требует разного количества упражнений. Для установления таких качеств воды, как теплая, холодная, чистая, любому ребенку достаточно одной игры с теплой и холодной водой (игра «Купание кукол»). Различение плавающих и тонущих игрушек требует большого количества повторений, причем, понятиями «плавает — легкий» дети овладевают легче, чем понятиями  «тонет- тяжёлый».

    Значительно быстрее младшие дошкольники начинают ориентироваться в различении качеств песка и овладевают соответствующим словарем. Организуя и направляя игры, педагог должен учитывать индивидуальные возможности детей. Малышам, не вполне владеющим лопаткой, воспитатель помогает усвоить разнообразные действия с этой игрушкой: показывает, как насыпать песок в форму, как правильно ее заполнять и т. д. Детям, освоившим эти операции, он предлагает простые сюжеты для игры с песком: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого для кукол. C:\Users\Пользователь\Desktop\1 песок.jpeg

    В начале года дети не выполняют объемных построек и играют на небольшом пространстве,. Пока что они овладевают - умениями сгребать песок и сооружать из него валы, утрамбовывать песок, рыть ямки, копать канавки и т. д.

    Такие игры подводят младших дошкольников к более сложным строительно-сюжетным постройкам (сооружению домиков для кукол, гаражей для машин и т. д.), Однако задача педагога заключается не столько в том, чтобы научить малышей выполнять сложные постройки, сколько в том, чтобы привить им навыки совместной игры.

    Например, так же как и в играх со строительным материалом, дети, играя рядом, сооружают каждый для себя домик для кукол. Построенные в одну линию, домики образуют улицу. Это дает возможность поиграть  с игрушками: малыши катают по улице машины.

    По  ходу  игры  нужно  показать детям,  как следует сгребать влажный   песок   в   ровные  кучки,   утрамбовывать,   выбирать  его изнутри, чтобы домики не обвалялись; как сделать окна, дверь.

    Таким образом, при условии систематического педагогического руководства маленькие дети могут играть в содержательные игры с природным материалом. Игры доставляют малышам большую радость, развивают простейшие конструктивные навыки и активизируют познавательную деятельность. Речь детей обогащается различными частями речи, формируются грамматические понятия, закрепляется произношение звуков, развиваются навыки слухового восприятия речевыми и  неречевыми звучаниями.

    C:\Users\Victor\Desktop\Новая папка (2)\img7.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Тема: «Роль педагогов в воспитании толерантности детей»

    «Семья формирует внешние социально-приемлемые формы поведения ребенка, а дошкольное учреждение занимается преимущественно интеллектуальным развитием.»...

    Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста

    Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста ...

    «Роль игр с песком и водой для всестороннего развития детей»

    Игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр, формирование из песка можно считать началом конструирования, оно заставляет ребенка сосредоточиться. Игры...

    ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ

    ВЛИЯНИЕ ИГР С ПЕСКОМ И ВОДОЙ НА СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В ДОУ...

    Консультация для педагогов Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»

    Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребёнка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, ...