Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста
консультация (младшая группа) на тему

Дубских Любовь Сергеевна
Консультация для педагогов Тема: «Роль поисково-экспериментальной деятельности в речевом развитии детей младшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_v_noyabre.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Кораблик» г. Волгодонска

Консультация для педагогов

Тема: «Роль  поисково-экспериментальной

деятельности в речевом развитии

 детей младшего возраста

Воспитатель: Дубских Л.С.

г. Волгодонск

2017г


Мы, педагоги и родители воспитанников ДОУ хотим видеть наших детей любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке. А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребенок- дошкольник является исследователем, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

В процессе исследования- экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко-  низко- далеко; мягкий- твердый- теплый и т.д.).

Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития, в ходе ознакомления их с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования обследовательских действий детей педагогам рекомендуется решать следующие задачи:

-Сочетать показ ребенка с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т.д.)

-Сравнивать сходные по внешнему виду предметы.

-Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений.

-Использовать опыт практической деятельности, игровой опыт.

На третьем году жизни наглядно-действенное мышление достигает своего максимального развития. Манипулирование предметами начинает напоминать экспериментирование. Продолжая обогащать среду ребенка более сложными объектами, взрослый создает все условия для развития его самостоятельности. Ребенок должен полюбить действовать и выражать эту любовь словами: «Я хочу сделать то- то», «Я сам!» Это- основное новообразование данного возраста, имеющее важное значение в развитии как экспериментирования, так и личности в целом. Если взрослые ограничивают самостоятельное экспериментирование, то возможны два исхода: либо формируется пассивная личность, которой ничего не надо, либо возникают капризы — извращенная форма реализации «Я сам!», когда у ребенка не было возможности пользоваться словами «Я хочу».

К концу второго года жизни все нормально развивающиеся дети должны называть полным названием все знакомые предметы и действия с ними. К этому времени они должны иметь правильные представления о многих объектах и их частях, о наиболее распространенных формах поведения животных и о явлениях природы. Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами.

Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.

В этом возрасте впервые появляется способность к пристальному и целенаправленному рассматриванию объектов и событий. Это дает возможность приступить к осуществлению простейших наблюдений (до этого ребенок не наблюдал, а просто смотрел). Однако из- за неустойчивости внимания период наблюдения является очень коротким, и взрослый должен постоянно заботиться о том, чтобы поддерживать интерес к избранному объекту.

К трем годам все дети овладевают фразовой речью, следовательно, можно предлагать им отвечать на простейшие вопросы. Но составить рассказ они еще не способны. Поскольку поле деятельности детей расширяется, внимание к соблюдению правил безопасности возрастает.

В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное обучение, совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельная деятельность детей. Важно помнить, что занятие является итоговой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей.

В нашем МБДОУ в группах оборудованы уголки экспериментирования и в нашей группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.

Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В содержание уголка входит: зона «песка и воды», разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.

Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, постоянно пополняется наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования на занятии выдвигаю следующие цели:

  1. развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;
  2. подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуаций;
  3. развивать умения планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы;
  4. развивать коммуникативные навыки;
  5. помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;
  6. способствовать развитию умения обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
  7. развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности;

Процесс развития детского экспериментирования не ограничивается лишь одними занятиями. В свободной деятельности детей используются упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же я подключаюсь к уже возникшей деятельности детей, замысел которой часто возникает, как сиюминутное желание действовать с чем- то, делать что- то.

Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом - на обочине - рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Продолжаем прогулку. Так эксперимент прошел незаметно для детей.

Так как интерес к экспериментированию возникает с раннего возраста, занятия по детскому экспериментированию начинают проводить со 1-й младшей группы.

С детьми 2-3-4-х лет проводится подготовка детей к экспериментированию. С помощью игровых персонажей предлагаются детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? Почему нельзя есть снег? Как пройти по льду и не упасть и др.

Во второй младшей группе дети осваивают действия по переливанию, пересыпанию различных материалов и веществ. Знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки; и др.

Мы проводим следующие эксперименты: «Лепим колобки» где дети получают представления о том, что из влажного песка можно лепить. «С кем подружится Капелька» знакомим детей с тем, что вода бывает чистой и грязной, необходима для жизни растений, животных и людей. «Волшебные тени». Знакомим с тем, что если светить на предмет, то появится тень «Разноцветные льдинки». Даем представление о том, что лед это замороженная вода.

В этом возрасте в экспериментировании цель опыта, помогают детям продумать план его проведения, и вместе с детьми осуществляю необходимые действия. Постепенно привлекаю детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если мы подуем на одуванчик?»

Учить детей подбирать и находить необходимый материал и оборудование, выполнять простейшие действия, видеть результат деятельности, тем самым, развивая собственную исследовательскую активность детей, речь детей.

Так, например, на занятии «Спрячь колечко», дети познакомились со свойствами воды- прозрачность, бесцветность, может менять цвет. Идет активизация детей

Выступая, как партнер, выяснять с детьми, как спрятать колечко в стакане с водой, что для этого необходимо, уточняю. Затем проверяем предложенные детьми все способы решения проблемы. Далее планируем свою деятельность: например: обернем стакан бумагой, но ее нет, тогда подкрасим воду красками. Выясняем, какого цвета краска подходит лучше, что бы спрятать колечко. В процессе деятельности обсуждаем производимые действия и то, что происходит.

Затем совместно делать выводы: Вода была без цвета, а потом стала цветная, разноцветная, вода может поменять цвет. Вода была прозрачной, а стала непрозрачной и  др.

Чтобы повысить педагогическую грамотность родителей проводятся

Консультации.

Привлекаем родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе.

Взаимодействие с родителями, увеличило их интерес к исследовательской деятельности своего ребенка. Родители охотнее обращаются за помощью к воспитателям, делятся своими впечатлениями.

В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково- исследовательской деятельности, увеличивается запас слов.

Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях происходящих в ней; об объектах неживой природы (воде, воздухе, сольце и т.д.) и их свойствах; о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге).

Нужно внимательно выслушивать все вопросы ребенка, не оставляя их без ответа. Малышам надо узнать многое, потому неудивительно, что их вопросы просто сыплются один за одним. Разумеется, после сотого вопроса «Почему да как?» так и хочется проигнорировать вопрос или даже огрызнуться. Однако каждый вопрос ребенка заслуживает ответа. Если ответа па вопрос не последует или он не удовлетворяет пытливый ум крахи, ребенок может прекратить расспросы. Поэтому отвечать нужно всегда, разумеется, с поправкой на возраст малыша.

Нужно примириться и даже поощрять исследовательские деятельность ребенка. Часто поступки детей могут свести родителей сума, но избавлять малыша от возможности экспериментировать нельзя. Следует сдерживать порыв одернуть ребенка с целью сохранения порядка в доме, таким образом, разрешив приобретение такого нужном опыта.

У детей появляются навыки планирования своей деятельности, умения выдвигать гипотезы и подтверждать предположения, делать выводы.

Развиваются качества личности: самостоятельность, инициативность, креативность, познавательная активность и целеустремленность, речевое развитие.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний.

Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Разработанная и апробированная на практике система по развитию деятельности детское экспериментирование доказала свою эффективность в речевом развитии.


Литература

  1. Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в младшей группе»
  2. Галанова Т.В. Для родителей и педагогов пособие «Развивающие игры с малышами»
  3. Деркунская В.А. «Игры-эксперименты с дошкольниками»
  4. Зубкова Н.М. «Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет»
  5. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
  6. Стефанко А.В. «Организация воспитательно-образовательного процесса»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Консультация для педагогов: «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста»

Дидактическая игра-игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных интересов, развитие познавательных способнос...

Консультация для педагогов «Занимательные опыты и эксперименты с дошкольниками младшего возраста»

Занимательные   опыты   и   эксперименты    с   дошкольниками   младшего   возраста....

Консультация для педагогов Тема: "Организация проведения речевых игр в режимных моментах для детей младшего возраста".

Консультация для педагогов на тему "Организация проведения речевых игр в режимных моментах для детей младщего возраста"....

Консультация для родителей Тема: «Игры для сенсорного развития детей младшего возраста».

Основы сенсорного развития закладываются в младшем дошкольном возрасте. Чем меньше ребёнок, тем больше значение в его жизни имеет чувственный опыт. Профессор  Н.М. Щелованов называл младший...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста через разные типы исследовательской деятельности.»

1. Создавать условия для познавательно-исследовательской деятельности.2. Развивать логическое и творческое мышление детей.3. Учить детей нестандартному мышлению, творческому подходу к решению поставле...