АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Топольскова Фатима г.Гуково

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству»

 

В. А. Сухомлинский

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbdou_no_33_topolskova_f._v._.docx27.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Топольскова Фатима Владимировна,

воспитатель

МБДОУ  Детского сада №33 «Солнышко»

     

               

АКТУАЛИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА С ОВЗ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству»

В. А. Сухомлинский

Жизнь в современном обществе предполагает постоянное общение людей друг с другом, успешность данного взаимодействия зачастую зависит от умения договариваться. Несмотря на то, что данное обстоятельство присуще в большей степени для взрослого общества, нельзя отрицать, что развитие коммуникационной деятельности происходит в дошкольном периоде.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, но всё же по своей природе любознательны. В таких условиях познание происходит в молчаливой обстановке, от этого активное развитие речи останавливается, речь детей становится скудной и безграмотной. Это явление нарушения речевой деятельности является приобретённым.

Но есть дети, по предшествующим обстоятельствам их раннего развития, имеющие врождённые тяжёлые нарушения речи. Таких детей с каждым годом становится всё больше. Ребята с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), равно как и все без исключения дети, обладают правом на образование, полноценную, интенсивную жизнь в социуме.

Индивидуальные особенности развития таких детей, а именно с речевой дисфункцией, препятствуют овладению средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, что определено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, как важнейшее интегративное качество.

Одной из главных задач современного дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие каждого ребёнка. Наряду с детским садом навыки социализации формируются и в семье, и на улице, и в системе дополнительного образования. Но основным преимуществом дошкольной организации перед другими социальными институтами заключается в том, что задачи социализации решаются в комплексе с другими задачами ДОУ: формируя навыки сотрудничества и взаимодействия, параллельно развиваются творческие, художественно-эстетические возможности, то есть раскрывается и развивается природный потенциал ребёнка (познавательный, творческий, двигательный и т.д.), при этом целенаправленно происходит актуализация речевой деятельности.

Социально-коммуникативное развитие ребёнка с ОВЗ в дошкольной организации благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, дошкольник непосредственно завладевает информацией, нужными познаниями и умениями, у него формируются личные взгляды, потребности, стиль поведения, закладываются личностные особенности характера. И не смотря на то, что принято считать, что дети с ОВЗ – это трудные, особые дети, для меня, уже очень долгое время работающего специалиста с такими детьми, не существуют сверхтрудностей при их обучении и воспитании. Просто необходимо для себя и непосредственно адаптивно для своей группы детей выбрать определённую форму, технологию взаимодействия, и, конечно же, запастись терпением.

На данном этапе эффективной методикой социально-коммуникативного развития ребёнка-дошкольника с ОВЗ в моей педагогической деятельности выступает театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. А как мы знаем, вся жизнедеятельность ребёнка-дошкольника пропитана игрой. Театрализация даёт возможность формировать опыт социальных навыков поведения, ведь любое художественное, сказочное произведение для ребёнка имеет высоконравственную нацеленность (добросердечность, смелость, сострадание и др.). Поэтому дети познают через театральную деятельность социальный мир не только разумом, а их маленьким сердечком. И через такое индивидуальное чувственное восприятие формируется самостоятельное отношение к добру и злу. Через театрализованную деятельность дети справляются с застенчивостью, неуверенностью. Театр развивает у детей наблюдательность прекрасного и положительного в окружающей действительности, способность переносить в жизненное поведение прекрасное и доброе. Полюбившиеся сказочные герои становятся примером для подражания.

Воспитательные способности театральной игры широки. Участвуя в ней, дети познают окружающий мир, а значит, учатся думать, исследовать, формировать способности заключения и обобщения, - происходит  непосредственное интеллектуальное развитие детей. А интеллектуальное развитие сопряжено с актуализацией речевого развития.

Мои воспитанники – это дети с общим недоразвитием речи. Большинство из них, приходя в детский сад, не умеют общаться ни со взрослыми, ни со сверстниками. Они замкнуты, эмоционально неуравновешенны, импульсивны, зачастую агрессивны по отношению к окружающим их детям. Прослеживается отсутствие как вербальной, так и невербальной коммуникации. И, осознавая значимость театрализованных игр в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, мною была разработана программа кружковой деятельности  «Солнышкин театр», направленная на развитие речи, через реализацию задач социально-коммуникативного, речевого и художественно-эстетического развития детей с нарушениями речи.

Реализация программы «Солнышкин театр» направлена на овладение речью, как средством общения и культурного взаимодействия через реализацию кружковой работы, игр, конкурсов, развлечений, чтение художественной литературы, проектную деятельность.

Для успешной реализации данной программы, в первую очередь, был создан микроклимат для развития и воплощения театральных способностей детей: театрализованные зоны (групповой комнаты, мини-театра ДОУ), виды театров (театр картинок, игрушек, теневой театр, театр ложек, кружек, Би-ба-бо, перчаток, театр-варежка и др.), декорации, подобран репертуар сказок и постановок.

Работа по программе реализуется поэтапно. В каждой возрастной группе речевые навыки формируются, развиваются и совершенствуются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития.

В средней группе основной задачей выступает формирование интереса к театрализованной деятельности. Через театр-кружек, театр-варежек, как наиболее доступный материал, сначала устанавливается эмоционально-положительный контакт с детьми. Здесь акцент делается на формирование умения имитировать характерные действия персонажей, с помощью невербальных средств общения передавать эмоциональное состояние героев. Устанавливается ролевое взаимодействие детей друг с другом, со взрослым. Дети постепенно осваивают приёмы кукловождения, при этом особое внимание обращается на элементы костюмов сказочных персонажей и сопровождающей атрибутики, как элементы характерные той или иной роли. Освоение данными навыками дают предпосылки к объединению детей в небольшие группы для создания театрализованной игры.

В формате такой игры основной акцент ставится на формирование вербальной коммуникации и расширение активного словаря, за счёт введения правила проговаривания/называния всех предметов и действий, присутствующих в театрализации. В дальнейшем использовать уже знакомые песенки, рифмовки, которые разучиваются в непосредственно-образовательной деятельности, а также с учителем-логопедом. Данные произведения подбираются с учётом состояния речевых и общекоммуникативных навыков детей: «Ножки, ножки, где вы были?», «Зайчишка-трусишка», «Дон! Дон! Дон!», «Репка», «Теремок», «Пых», «Маша и медведь» и др.

В старшей группе использование видов театра постепенно расширяется. Добавляется театр картинок, ложек, перчаток, игра-драматизация. Разнообразие использования театров позволяет создавать атмосферу продуктивного творчества, доверительного отношения между всеми участниками игры. При их организации, подготовке и проведении создаются условия для объединения детей в пары, малые группы для обсуждения и подготовительной работы. Здесь мне предоставляется возможность к побуждению у детей инициативности, самостоятельности выбора роли, сопутствующей атрибутике, у детей формируется способность согласовывать свои действия с остальными детьми. Что в большей мере способствует социально-коммуникативному развитию.

Активный словарь детей пополняется и расширяется, но основной упор делается уже на формирование грамматического строя речи. Основная задача – это согласование слов в предложениях: прилагательные с глаголами, существительные с числительными, развиваются способы словообразования, подбираются однокоренные слова, совершенствуется навык употребления существительных и глаголов во множественном числе.

На данном этапе происходит плавный переход от режиссёрской игры, где главными героями были сказочные персонажи-игрушки (их заместители), к собственно, театрализации. Но для этого моим воспитанникам необходимо в полной мере овладеть средствами вербального и невербального общения. В этом мне помогает технология ритмопластики.

Ритмопластика содержит в себе комплексные ритмические, мелодические, пластические игры и задания, которые направлены на формирование природных психомоторных возможностей воспитанников, раскрепощённости и выразительности телодвижений, приобретение гармоничного состояния своего тела с окружающим миром. Работа проводится по определённым этапам:

- Игра-имитация единичных действий человека, животного и растительного мира (ребята проснулись – потянулись, птички полетели – замахали крылышками, цветочек– поворачивается к солнышку и т.д.), имитация их эмоционального состояния.

- Игра-имитация цепочки поочерёдных операций в комбинации с передачей главных эмоций героев (жизнерадостные матрёшки зааплодировали в ладошки и начали плясать; зайка заметив волка, испугался и спрятался за кустик).

- Игра-имитация поведенческого поведения хорошо знакомых сказочных героев (храбрый зайка идёт по дорожке, мишка косолапый по лесу идёт и др.).

- Игра-импровизация под музыкальное сопровождение («Солнечный дождик», «Зимний снегопад», «Хоровод – в лесу родилась ёлочка»).

- Бессловесная игра-импровизация с одним героем, но со стихами и прибаутками, которые рассказывает воспитатель («Больная кукла», «Снег, снег»).

- Игра-импровизация согласно словам коротких сказок, рассказов и стихов, рассказываемые педагогом («Котёнок», «Дед Мороз», «Дятел», «Бодливая корова», «Земляника», «Про зайчат»). Ролевой разговор героев сказок («Колобок», «Про обезьянку», «Заячья лапка»).

- Разыгрывание отрывков из сказок о зверях («Храбрая собака», «Лиса и козёл»).

- Игра-драматизация по мотивам народных сказок и стихотворений  («Золотой петушок», «Про белого бычка», «Цыплёнок и утёнок», «Ёжики смеются» и др.).

Для развития эмоциональной стороны речи используются упражнения для развития речевого дыхания и интонационной выразительности (мелодику речи, силу голоса, темп речи). В парных упражнениях используются потешки «Два весёлых гуся», «Курочка-рябушечка», «Уж как я мою коровушку люблю…»; русские народные сказки «Лиса и журавль»,, «Битый небитого везёт»; стихотворения «Стыдливая лиса», «Хорошее воспитание» и т.п.. В групповой работе используются произведения: песенок «Как на тоненький ледок..», рнс «Теремок», «Колобок», «Заюшкина избушка»; стихотворений «Три мамы», «Похвалили» и др. При использовании таких упражнений автоматизируется звукопроизношение.

В подготовительной к школе группе, все приобретённые умения и навыки укрепляются и расширяются уже во всех видах театра. При этом развиваются организаторские способности, инициативность для организации театрализованной деятельности. Совершенствуются навыки согласовывания своих действий с партнёрами при распределении ролей, определении используемой атрибутики, развитии сюжета.

На данном этапе моя роль, как воспитателя, непосредственного руководителя игровой деятельности, уходит на второй план, и лишь ненавязчивое сотрудничество направлено на актуализацию развития и совершенствования уже полученных навыков вербальной и невербальной коммуникации. А именно, в процессе театрализации отрабатывается правильная артикуляция, звукопроизношение и дикция, интонационная выразительность и логичное построение речи. При этом очень важно способствовать формированию у детей чувства публичности, т.е. учить их не стесняться выступать на публику, даже если что-то не получается. Это достигается с помощью организации открыто действующего театра, где зрителями выступают дети из других групп, родители, а в дальнейшем и гости, приглашённые на открытые мероприятия.

Данная глобальная работа на этом возрастном этапе проходит по следующему принципу:

  1. Создание мотивирующей ситуации, способствующей возникновению идеи к театрализованной деятельности.
  2. Выбор и обсуждение произведения для театральной постановки.
  3. Распределение ролей на основе взаимного уважения друг к другу, по договорённости, или с использование считалок и др.
  4. Подготовка необходимых атрибутов, реквизита, костюмов, изготовление декораций.
  5. Проведение речевых упражнений на отработку дыхания, дикции, артикуляции, интонационной выразительности, подбор упражнений для развития лексико-грамматического строя речи.
  6. Подбор упражнений на развитие ритмопластики, внимания, памяти и других психических функций, способствующих снятию сценического напряжения, и направленных на отработку выбранного сценического образа.
  7. Отрабатывание эпизодов спектакля для формирования умения позитивного взаимодействия, сотрудничества в паре, в малой группе, и в целом, в группе.
  8. Непосредственная работа над постановкой спектакля: репетиционная работа, проработка как наиболее сложных фрагментов, так и общих.
  9. Организация и проведение спектакля для широкой аудитории.

По итогам проведения моей работы театрализованной деятельности, начиная со средней группы, у детей выработалась произвольность поведенческих реакций: умение проявлять инициативу и самостоятельность; сформировались социально-коммуникативные навыки со взрослыми и сверстниками: дети научились договариваться, согласовывать свои действия и собственный игровой замысел с замыслом других детей, быть взаимовежливыми друг к другу, считаясь с интересами своих сверстников.

Путём актуализации речевой деятельности в театральной деятельности раскрылся и речевой потенциал каждого ребёнка: уточнились значения слов и их уместное использование в соответствии с ситуацией, в которой происходит общение; усовершенствовалась звуковая культура речи, восприятие звуков и их произношение; сформировался правильный грамматический строй речи через практическое получение навыков; развились навыки диалогической и монологической связной речи, что очень важно для последующей социализации ребёнка и перехода его на новую ступень обучения – это обучение в школе.

Подготовить дошкольников с нарушениями речи к жизни в обществе сложнее, чем их сверстников. Вместе с тем, целенаправленная работа по формированию навыков взаимодействия и сотрудничества необходима в силу отсутствия у них умения полноценно общаться с окружающим миром. Дети с ограниченными возможностями здоровья с трудом овладевают разными способами усвоения общественного опыта. Поэтому важно выработать у них положительные привычки, позволяющие осваивать жизненное пространство, что укрепит их эмоциональное состояние и повысит уверенность в себе. И наиболее эффективной формой работы здесь выступает театрализованная деятельность, ведь в детском саду ребёнок должен жить интересно и празднично, так как праздник задаёт формы эмоциональных переживаний на всю жизнь.

Литература:

  1. Баряева Л. Б., Вечканова И., Загребаева Е., Зарин А. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. Издательство: Союз, 2001.
  2. Баряева Л. Б., Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью/ Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова. – СПБ. КАРО, 2007.
  3. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в реабилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2006.
  4. Зацепина М. Б. Развитие ребёнка в театрализованной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М.: ТЦ. Сфера, 2010.
  5. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2001.
  6. Малер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие/ Изд. 2-е, испр. и доп. М.: АРКТИ, 2002.
  7. Набойкина Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребёнком. СПб: Речь, 2006.
  8. Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками: учебное пособие/ ред. Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова. – Санкт-Петербург: Каро, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

Развитие образности и выразительности речи, творческой речевой активности средствами театрализованной деятельности

Одной из основных задач работы с детьми, выбрана театрализованная деятельность, как  средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных ч...

развитие речевой самостоятельности и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

презентация по театрализованной деятельности  детей в МДОБУ № 192 г. Оренбурга...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию средствами театрализованной деятельности сказка "Теремок" для детей 2 -3 лет

Цель: активизировать речь детей, совершенствовать диалогическую речь, побуждать детей к участию в театрализованной деятельности....

Развитие речевых способностей детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

laquo;Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необхо...

Развитие речевой культуры детей дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности (из опыта работы)

Размышление, о том, что театрализованная деятельность благоприятно влияет на развитие речи детей....