Развитие образности и выразительности речи, творческой речевой активности средствами театрализованной деятельности
материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Краюшкина Оксана Александровна

Одной из основных задач работы с детьми, выбрана театрализованная деятельность, как  средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие образности и выразительности речи,  творческой речевой активности   средствами театрализованной деятельности»

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.

      Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, тем больше в ней выступает говорящий: его лицо, он сам» Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование детьми разнообразных средств выразительности – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.  А театрализованная деятельность является важнейшим средством развития выразительности речи детей.

           В результате наблюдений  в группе мы отмечаем  недостаточное речевое развитие  детей в разных видах деятельности. Не хватает образности, поэтичности, красоты русского языка в рассказах, созданных самими детьми. Театрализованные игры детей невыразительны, мало эмоциональны.

      Поэтому одной из основных задач работы с детьми, мы выбрали театрализованную деятельность, как  средство развития речи, ее поэтичности, образности, развития фантазии, воображения, воспитания гуманных чувств, качеств личности.

     Речевое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность рассказов, инициативность в общении и самостоятельность при выполнении речевого задания.

    По результатам наблюдения выявлено, что основная масса детей охотно откликается на предложение послушать сказку, устанавливают в сюжете последовательность событий, но с трудом выделяют причинные связи, в играх чаще выступают на вторых ролях или в роли зрителя. Только трое  (Даша К., Илья С., Алеша В.) активно запоминают и воспроизводят сказку, устанавливают  временные, причинные и последовательные связи, с большим интересом слушают, самостоятельно пересказывают и придумывают сказки и их используют в играх драматизациях.

        Для выявления уровня образной речи использовали методику, разработанную О. С. Ушаковой, которая считает, что в основе выразительных средств языка лежат фразеологизмы. Они придают высказыванию особую выразительность, индивидуальность, развивают образную речь детей.

   Цель обследования - выявить уровень образности речи в самостоятельных связных высказываниях, особенности восприятия художественных произведений, в том числе малых фольклорных форм (пословиц, поговорок, загадок).

     Анализируя результаты обследования выявили, что в своих связных высказываниях дети используют следующие средства образности: прямую речь, повторы, определения. Метафоры, сравнения, эмоционально-оценочная лексика встречается  крайне редко, только в рассказах  Даши, Алеши и Ильи

  При оценке умений различать жанр заметна  недостаточность  представлений детей об особенностях стиха, рассказа, сказки. Лишь несколько человек (Саша П., Вика К., Катя К.) называли особенности жанра.

        Исходя из результатов обследования,   стало видно, что речевое развитие детей соответствует возрасту, но недостаточно развитие образной стороны речи детей, частично сформированы представления о характерных особенностях жанров.

        Поэтому развитие образности речи имеет для наших детей особенную значимость, а театрализованная деятельность поможет нам развить речь детей,  интерес к русскому народному слову, словесное творчество детей.

        Родители являются активными участниками педагогического процесса. Очень важно единство подходов к воспитанию и развитию ребенка.  Поэтому в сентябре 2014 года, мы провели анкетирование родителей с целью выявления условий для развития речи и театрализованной деятельности  детей  дома и увидели, что родители могут стать активными помощниками в развитии  образности речи детей.

    На основании результатов  обследования особенностей  развития речи детей  и анкетирования родителей  мы поставили перед собой следующую цель работы.

      Способствовать развитию образности и выразительности речи,  творческой речевой активности   при создании собственных рассказов и сказок  средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать устойчивый интерес к театру и  любовь к художественному слову.
  1. Формировать знания о жанровых особенностях сказки, расширять литературный опыт детей.
  1. Содействовать развитию образности и выразительности речи детей при театрализации сказок.
  1. Развивать речевое творчество  детей при составлении сказки.

    Мы сформулировали следующие этапы работы по развитию образности и выразительности  речи детей старшего дошкольного возраста  средствами театрализованной деятельности:  

  1. Ознакомление  детей с видами театра.
  2. Работа со сказками:
  • Чтение детям сказок  и рассказов.
  • Работа над выразительностью речи и движений детей
  • Совместное  с детьми изготовление атрибутов и декораций.
  • Театрализованная игра.
  • Сочинение сказок детьми.

   

         Основная форма обучения – это занятия  и игры с детьми.

  Задачей первого  этапа стало ознакомление детей с разными видами театра, его устройством, театральными профессиями.

При знакомстве детей с театром, его назначением использовались  проблемные ситуации, методы ТРИЗ (см. перспективный план стр.). Детей очень заинтересовало занятие № 2, которое объясняло театральные профессии. Мама Кати К. - скрипачка, папа - виоланчелист, раньше они работали в оперном театре. Они рассказали детям о жизни театра, о людях, которые там работают. После проведения данных занятий дети стали проситься в театр, и после его посещения оставили свои рассказы о театре, которые мы объединили в самодельную книжку "Как я был в театре"  В рассказах Алеши было описание не только спектакля и антракта, но и декораций, людей, которые работают в театре. Только жалко, что дети рассказали о кукольном театре и театре "Вера", а в нашем городе есть и другие театры.

     Проведение данной работы увеличило активность детей, их желание  самим стать артистами театра для маленьких детей детского сада и выявило необходимость совместного с родителями посещения театров города.

    После этого мы перешли ко второму  этапу работы со сказками. Этот этап мы поделили на подэтапы:

  • Чтение и анализ сказок.
  • Работа над выразительностью речи и движений детей
  • Совместное  с детьми изготовление атрибутов и декораций.
  • Театрализованная игра.
  • Самостоятельное сочинение сказок детьми.

На первом подэтапе ознакомления детей со  сказками задачей стала активизация известных сказок, знакомство с новыми сказками, выделение средств выразительности сказки.

      На данном этапе мы ввели детей в мир сказки.  Дети нашей группы  знают много сказок о животных, но мы рассказали новые, неизвестные сказки: “Лиса и кувшин”, “Волк, медведь и лиса”, “Крылатый, мохнатый да масляный”, “Пузырь, соломинка и лапоть”, а также рассказали волшебные сказки: “Царевна-лягушка”, “Никита  Кожемяка”, “Сивка - Бурка” и многие другие.

     Мы рассказали  детям о происхождении сказки, о том, как в стародавние времена ходили из города в город, из деревни в деревню сказители и рассказывали свои чудесные сказки, которые люди от мала до велика слушали, затаив  дыхание, а потом рассказывали  сказку  друг другу, тем кто не услышал сказку, своим деткам. После рассказывания сказки,  мы обязательно беседовали с детьми по сказке.

        Мы рассказали детям, что в сказке есть зачин (начало) сказки, своеобразная концовка. Дети с удовольствием вспоминали зачины из волшебных сказок: “В некотором царстве, за тридевять земель - в  тридесятом государстве жил – был сильный и могучий царь.”   “ В стародревние годы в некоем царстве, не в нашем государстве, случилось одному солдату на часах стоять.” Выделяли и концовки: Они теперь живут поживают и добра наживают, Стали они в добре поживать и лиха не знать, Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец, Стали они жить поживать, и теперь живут – хлеб жуют. После слушания сказки, при пересказе её, дети выделяли части сказки, используя схемы-модели, иллюстрации по сказке.   При анализе построения сказочного сюжета (повторность сюжета сказки) мы использовали сказки: “ Репка” , “ Колобок” ,” Лисичка со скалочкой”,   “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”  выделяя в них  последовательность развития сюжета моделями. Когда дети запомнили сказку, выделили причинно - следственные  связи, персонажей, стали пересказывать сказки мы перешли ко второму подэтапу,   в котором  работали над выразительностью речи и движений, закрепляли знание сказки детьми.

    Для обучения детей средствам речевой выразительности использовали такие упражнения. Например, предложили детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и другие (приветливо, небрежно, просяще, требовательно и т.д.) Или привлекли внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путем перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Дай мне куклу», «мама пришла за мной» и т.д.  Выполнение таких упражнений приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость и д.р.) и способами их невербального  и вербального выражения.

       Решению этой задачи способствуют задания типа «разные настроения» (по карточкам – пиктограммам), чтение произведений и просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния .

      Мы предлагаем детям разыграть отдельно маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как девочке подарили новую куклу или как ребенок испугался медведя и т.д.  

    В дальнейшем наблюдения за поведением  детей  на занятиях и в повседневной жизни показали, что ребята стали включать образные слова, сравнения в свою речь. 

     Это позволило нам начать третий  под этап деятельности -  совместное  с детьми изготовление атрибутов и декораций. Мы готовили атрибуты к игре в сказку.  Рисовали декорации, делали маски на занятиях по миру искусства и художественной деятельности. Например, для драматизации сказки "Царевна лягушка" мы изготовили маску - ушки Лягушки, подготовили костюмы Иванушки, Кощея - Бессмертного. Из соленного теста сделали чудо - пирог.  Во время рисования или склеивания деталей маски или шапочки задавали вопросы, побуждая детей объяснять свои действия, вспоминать героев сказки.  Это позволяет поддерживать интерес детей к сказке и желание её показать другим детям. 

   Переходим к четвертому под этапу  -   театрализованной игре.  За осень 2014 года мы подготовили для показа сказку "Гуси - лебеди". Показывали сказку сначала младшим, потом средним  группам.  Театрализация элементов сказок и сцен использовалась на музыкальных праздниках. На осеннем празднике дети играли месяца Осени - Сентябрину, Октябрину и Ноябрину.  Наши дети почувствовали себя артистами и актерами. Не все дети могли участвовать в спектаклях. Остальные были  зрителями, а потом  и артистами. Использовали мы не только драматизацию, но и кукольный театр би - ба - бо.  Лиза Т. стеснялась играть сама, а в кукольном спектакле блистала в главной роли Машеньки, интонационно выразительно   спрашивала дорогу, просила о помощи. Игра за ширмой прибавляла ей уверенности в себе и на осеннем празднике она читала стих.

      На последнем этапе работы   мы стали совместно с детьми составлять новые сказки, комбинировать старые, изменять сказки, добавляя новые условия, в соответствии с методикой Щебицкой. Придумывали  продолжение  сказок. Например, сказку «Репка» дети продолжили так: «Принесли репку домой, а она заговорила: «Не ешьте меня, я любое ваше желание исполню». А в сказке «Теремок» дом зверей превратился в летучий корабль, и облетали друзья весь шар земной. После  пересказа сказки «Лиса и кувшин» мы предложили детям пожалеть лису и придумать счастливый конец сказки. В сказке Алёши лиса разбила кувшин о камень и выбралась наружу. А в сказке Ани на помощь лисе пришли щуки, которые своими острыми зубами разгрызли кувшин.  Также мы придумывали новые условия в сказке. Например, в сказке «Лисичка – сестричка и серый волк» мы предложили изменить время года.  «Пусть будет лето»,- сказали дети. Даша предположила, что у волка хвост не замёрзнет,  и он наловит много рыбы, больше чем лиса. А Миша сказал, что волк взял сеть, наловил рыбы и угощал ею лису.

Также мы использовали приём совместного сочинения сказки. Мы вместе выбирали тему сказки, обсудили план сказки, назвали персонажей. После обсуждения дети вместе с родителями придумывали сказку “Как мы помогали Алёнушке спасать братца”. Использовали и такой приём: мы начинали сказку, а дети  по- разному её заканчивали. Например:”  В некотором царстве, в некотором государстве, жила – была царевна . Гуляла она по своему волшебному саду и вдруг……” Дети придумали такие продолжения: у Даши К. царевна встретилась с феей; У Алёши царевна увидела  золотые яблочки , которые умели разговаривать; у Кати царевна встретила волка и подружилась с ним.  Вопросами, предположениями помогали развитию сюжета, концовке сказки.

  На предложение придумать сказку  о приключениях колобка, Артем придумал сказку о том, как колобок попал  к Лесовичку, а Саша П. рассказала о приключениях колобка в детском саду на новогоднем утреннике:  в сказке Кати К. Колобок попал на берег моря и увидел дельфинов.  Очень заинтересовались дети, когда мы предложили придумать сказку на тему:  “Однажды я превратился в…..” Данил  в своей сказке превратился в божью коровку и путешествовал по своей деревне.  Лера - превратилась в бабочку  и от её имени рассказала как она летала по лугу и разговаривала с цветами.

  Дети постепенно превращались в маленьких сказочников. В уголке книги стали появляться рисунки к любимым сказкам, рисунки к сказкам, которые придумали сами дети. Сказки, придуманные детьми, мы записывали,  постепенно создавая книги со сказками.  Родители и дети рисовали иллюстрации к созданным сказкам. В уголке книги появились сказки и рассказы собственного сочинения:

  1. Приключение колобка,
  1. Новые приключения Красной Шапочки.

  При повторной диагностике образной речи детей по методике Ушаковой также видны положительные   сдвиги: увеличилось  количество  детей с высоким уровнем развития до 39% . Дети стали лучше различать различные жанры литературных произведений, понимают смысл многих пословиц, воспринимают образные выражения в загадках, замечают необычные слова в сказках, сами придумывают сказки. Сократилось число детей с низким уровнем развития до 12% .

   Результаты проведенной работы показали, что театрализация сказок  обогащает речь детей, способствует её грамматическому и образному развитию.

     На основании  проделанной работы можно сделать следующие выводы:

 

Развитию речи детей, её образности, а также творческих способностей детей, способствует театрализованная деятельность.  Она является важнейшим источником развития выразительной детской речи.

  Театрализованная деятельность способствует:

 

  1. повышению интереса детей к русскому народному творчеству;
  1. развитию творческой активности;
  1. развитию образной речи детей;
  1. развитию связной речи;
  2. воспитанию интереса к сказке, языковому богатству русского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности» Обобщение опыта работы по театрализованной деятельности

Работа по обобщению опыта "Развитие творческой личности ребенка средствами театрализованной деятельности"содержит  практический материал о возможностях развития творческих способностей детей сред...

«Развитие образности и выразительности речи через игры - драматизации»

Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, те...

Развитие интонационной выразительности речи у детей с речевой патологией средствами театрализованной деятельности.

В своей работе я использую имаготерапию как  средство развития интонационной выразительности речи.Для этого на основе методики Л. В. Лопатиной я разработала свою систему работы «Развитие ин...

развитие речевой самостоятельности и творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности

презентация по театрализованной деятельности  детей в МДОБУ № 192 г. Оренбурга...

Развитии образности и выразительности речи детей старшего дошкольного возраста при театрализации русских народных сказок.

С каждым годом все больше становится детей "молчунов", найти общий язык взрослому и ребёнку становится всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. К сожалению, сейчас всё больше внимания ...

Развитие образности и выразительности речи в театрализованной деятельности

Развитие образности и выразительности речи  в театрализованной деятельности...

Формирование активной речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для ег...