Развитие речевых способностей детей раннего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя группа)

Пятерикова Анастасия Витальевна

 «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

                                                                                                                         Джанни Родари

 

   Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

   Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

   Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

   В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

   Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

   Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

   В начале учебного года нами был проведен мониторинг областей развития детей, по результатам которого у большей части оказался низкий уровень речевого развития.  Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками, воспитателю нужно создать такие условия, которые позволят активно в игре развивать речь.

   Для решения выявленных проблем можно разработать систему образовательной работы с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием театрализованной игры, совместной работы с родителями воспитанников.

   Более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.

   Почему именно театрализованная деятельность? Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в группах раннего возраста. В процессе работы с театрализацией, мы отметили, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило нам пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

   У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка... ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

   Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

   Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

   С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Атрибуты для кукольного театра должны быть расположены в группе так, чтобы малыши могли свободно пользоваться ими, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.

  Для организации театрализованной деятельности в нашей группе имеется ширма, занавес. Наш театральный уголок пополнился атрибутами к сказкам, элементами костюмов к театральным постановкам. Особой популярностью в нашей группе пользуется настольный театр игрушек, подобранный к определенным сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Детям легко играть с такими куклами.

   Театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии речи детей дошкольного возраста при следующих условиях:

- организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;

- создания единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования речевых навыков дошкольников в театрализованной деятельности;

 - создания коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта речевого развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.

    Этапы организации работы по развитию связной речи детей группы раннего возраста в театрализованной деятельности:

1.Составление картотеки игр-упражнений на развитие навыков театрализованной деятельности у детей раннего дошкольного возраста

2.Создание театрального уголка с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка», театр бибабо и др.

3. Выбор и чтение художественной литературы и русских народных сказок

4. Постановка сказок

5. Подготовка консультационных материалов с целью повышения компетентности родителей. Подборка интересных и доступных по содержанию игр, заданий, упражнений, которые можно самостоятельно использовать дома.

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей»,

- «Чем хороши театрализованные игры»,

- «Зачем ребенку кукольный театр?»,

- «Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии детей»,

- «Играем в кукольный Театр»,

- «Домашний кукольный театр».

- «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного

возраста»;

-«О роли родителей в развитии речи детей»,

- «Играйте вместе с детьми»,

- «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»,

   На данный момент благодаря системной театрализованной деятельности в режимных моментах у детей нашей группы начинает развиваться активная речь, и вырабатываются игровые умения. Дети формируют умение быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила, тембр голоса, темп речи).

   Данный опыт может быть использован как начинающими, так и опытными педагогами с детьми раннего возраста в непосредственной образовательной и совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Младший дошкольный возраст21.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
            «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа  Самара

                                   Доклад

       «Развитие речевых способностей детей

                  в группах раннего возраста

  средствами театрализованной деятельности»

             

                                                                                                                          Воспитатели:

                                                                                                                          Пятерикова А.В

                                                                                                                          Комалова Л.А.

                                                       Самара, 2021г

 «Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку»

                                                                                                                         Джанни Родари

   Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из главных.

   Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

   Уровень развития речи во многом определяет умение вступать в контакт с детьми и поддерживать его. Ребенок с хорошей речью свободно может пригласить другого в игру, объяснить правила, придумать интересный сюжет. Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребенка. В процессе игры он нередко сопровождает свои действия словами, а иногда и целыми фразами.

   В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе; дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

   Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

   Игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет.

   В начале учебного года нами был проведен мониторинг областей развития детей, по результатам которого у большей части оказался низкий уровень речевого развития.  Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками, воспитателю нужно создать такие условия, которые позволят активно в игре развивать речь.

   Для решения выявленных проблем можно разработать систему образовательной работы с детьми раннего возраста по развитию речи с использованием театрализованной игры, совместной работы с родителями воспитанников.

   Более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития детей раннего возраст является театрализованная деятельность.

   Почему именно театрализованная деятельность? Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

    Знакомство детей с различными видами театра необходимо начинать в группах раннего возраста. В процессе работы с театрализацией, мы отметили, что встреча с театральной куклой помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу, воспитывает доброту. Разыгрывание перед детьми небольших спектаклей, изменяя голос и интонацию в соответствии с изображаемым героем, также позволило нам пронаблюдать, что дети, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» и др.).

   У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка... ", "Тилибом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок") Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

   Театрализованные игры всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа.

   Основными требованиями к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте является:

- разнообразие и содержание тематики, соответствующая данному возрасту;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребёнка, т.е. во все формы организации педагогического процесса;

- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;

- взаимодействие детей со взрослыми и сверстниками.

   С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, важно поощрять желание ребенка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развить внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путём привлечения его с раннего детства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

   Атрибуты для кукольного театра должны быть расположены в группе так, чтобы малыши могли свободно пользоваться ими, не прибегая к помощи взрослого, в любое время, чтобы с его помощью ребёнок легко включался в игровую ситуацию.

  Для организации театрализованной деятельности в нашей группе имеется ширма, занавес. Наш театральный уголок пополнился атрибутами к сказкам, элементами костюмов к театральным постановкам. Особой популярностью в нашей группе пользуется настольный театр игрушек, подобранный к определенным сказкам «Репка», «Колобок», «Теремок» и др. Детям легко играть с такими куклами.

   Театрализованная деятельность может быть эффективной в развитии речи детей дошкольного возраста при следующих условиях:

- организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО;

- создания единого ценностно-смыслового сотрудничества педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы, форм и методов эффективного формирования речевых навыков дошкольников в театрализованной деятельности;

 - создания коммуникативно-диалоговой основы взаимоотношений дошкольников со взрослыми и сверстниками как аспекта речевого развития ребенка и становления личности ребенка-дошкольника при регулярной включенности в театрализованную деятельность.

    Этапы организации работы по развитию связной речи детей группы раннего возраста в театрализованной деятельности:

1.Составление картотеки игр-упражнений на развитие навыков театрализованной деятельности у детей раннего дошкольного возраста

2.Создание театрального уголка с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка», театр бибабо и др.

3. Выбор и чтение художественной литературы и русских народных сказок

4. Постановка сказок

5. Подготовка консультационных материалов с целью повышения компетентности родителей. Подборка интересных и доступных по содержанию игр, заданий, упражнений, которые можно самостоятельно использовать дома.

- «Роль художественной литературы в развитии речи детей»,

- «Чем хороши театрализованные игры»,

- «Зачем ребенку кукольный театр?»,

- «Значение театрализованных игр и постановок в эстетическом развитии детей»,

- «Играем в кукольный Театр»,

- «Домашний кукольный театр».

- «Значение игры инсценировки в развитии речи детей дошкольного

возраста»;

-«О роли родителей в развитии речи детей»,

- «Играйте вместе с детьми»,

- «Игра-инсценировка как средство развития речи ребенка»,

   На данный момент благодаря системной театрализованной деятельности в режимных моментах у детей нашей группы начинает развиваться активная речь, и вырабатываются игровые умения. Дети формируют умение быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила, тембр голоса, темп речи).

   Данный опыт может быть использован как начинающими, так и опытными педагогами с детьми раннего возраста в непосредственной образовательной и совместной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие коммуникативно – речевых способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Цель: Формировать у детей младшего дошкольного возраста, коммуникативно – речевые навыки, через театрализованную деятельность.Задачи:·         Формирование...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Презентация Ковалевой Н. И, воспитателем МКДОУ д/с№31....

Развитие творческих способностей детей среднего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомления с художественной литературой. Перспективное планирование на год.

В  статье кратко описаны актуальность темы, задачи, методы работы по развитию творческих способностей детей среднего возраста средствами театрализованной деятельности в процессе ознакомлени...

Педагогический проект на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ

Педагогический проектна тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» в условиях реализации ФГТ c презентацией...

Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей мл. дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

Реализация педагогической деятельности по развитию творческих способностей детей мл. дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности....