Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

Боловина Елена Александровна

перспективное планирование деятельности по неделям с учетом различных видов деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл knyazeva.docx44.6 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план реализации парциальной программы

О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

в подготовительной к школе группе

на 2017-2018 учебный год.

Воспитатель: Боловина Е.А.

                                                                                                                                   

№ Тема недели

Совместная деятельность  воспитателя и детей

Взаимодействие с родителями

Игровая деятельность

СЕНТЯБРЬ

I.Тема: «Что летом родиться- зимой пригодиться»

Беседа о лете. Повторение пословиц , поговорок и песен о лете.

Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

 Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

 Участие в выставке «Самая интересная поделка ».

Считалка:

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, полетели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты.

Подвижная игра

«Капуста»

 Развивать  двигательные способности, быстроту реакции, «Муха» 

Формировать умение метать в цель,

«Пахари и жнецы» 

Формировать умение строиться в две  шеренги против друг друга  и двигаться  навстречу.

II.Тема: « Хлеб - всему голова»

Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

III.Тема: « Восенушка-осень – сноп последний косим»

Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Закличка      « Восенушка-осень»

IV.Тема: «К худой голове своего ума не приставишь»

Беседа об уме и о глупости. Знакомство со сказкой «Про Филю». c. 233(1)

ОКТЯБРЬ

I.Тема: «Град на усть Оки»

 Рассказ об истории  родного края .

Места проживания наших предков, строительство жилища. Быт и основные занятия. с.104(1) , с.108(1)

Пополнение фотографиями альбома «Мой город»

Выставка рисунков и аппликаций  «Природа осенью»

Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа»

«Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами

Считалка

Шла кукушка мимо сети

А за нею малы дети.

Кукушата просят пить .

Выходи- тебе водить.

Хороводная игра

«У дядюшки Трифона» формировать  умения действовать по тексту игры, быстро выполнять определенные движения.

Подвижная игра с мячом

« Охотники и собаки»

закреплять умения ловить и бросать мяч, уходить от попадания.

II.Тема: «Октябрь – грязик  –ни колеса, ни полоза не любит»

 Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.с 216(2)

III.Тема: «Злое истребление»

Рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

c.263(1)

IV.Тема: «Камень-град»

Продолжение темы приобщения детей к истории родного края с показом иллюстраций. Загадывание загадок  об избе и предметах быта. Развлечение «в гости к хозяюшки»

НОЯБРЬ

I.Тема: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экскурсия по историческим местам

(можно заменить презентацией)

Участие в празднике осени

 Участие в игре- викторине «Восенушка- осень»

«Большой урожай рябины – морозная зима» сбор ягод в бусы.

Считалочка

Косой , косой,

Не ходи босой.

А ходи обутый,

Лапочку закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут,

Не найдет тебя медведь,

Выходи – тебе гореть.

 

Хороводная игра

« Золотые ворота»

 Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.

Подвижные игры

«Совушка» 

Развитие у детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умение соотносить движения с текстом,

«Кузнецы»

 Развитие  двигательной активности, и устной речи

II.Тема: « Где живет перо Жар-птицы?».

 Знакомство с хохломской росписью. Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1)

III.Тема: «Синичкин день»

Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и Кузьмнки.с.146(2)

IV.Тема: «Чудо -чудное, диво -дивное – Золотая Хохлома»

Рассказ о традициях хохломской росписи ( «кудрина», «травка» и т. п.) Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1)

ДЕКАБРЬ

I.Тема: «Зима - не лето,- в шубу одето»

Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение рус нар песенки «Как на тоненький ледок»

Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза».

Помощь в организации праздника Нового года.

Наглядная информация «Русский фольклор зимой»

.

Считалочка

На златом крыльце сидели

Царь , Царевич,

Король, Королевич,

Сапожник, портной

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей ,

Не задерживай добрых

и честных людей.

 Подвижные игры «Жмурки»

Развитие двигательных способностей с закрытыми глазами; формирование умений вести диалог.

« Бабка –Ежка»

«Баба Яга»

Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга

II.Тема: «Светит, а не греет».

Беседа о разных источниках освещения.

III.Тема: «Пришел мороз- береги нос

»

Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о морозе. Повторение песенки «Как на тоненький ледок»с.253(1)

IV.Тема: «Снегурочка – внучка деда Мороза»

Знакомство со сказкой «Снегурочка».с.236(1)

Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»(в грамзаписи).

Лепка фигур Деда Мороза и Снегурочки. Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

                ЯНВАРЬ

I.Тема: «Пришла Коляда накануне Рождества»

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок . «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение с.151(1), с.115-122(2), 148(2)

Подготовка атрибутов к праздникам. .Участие в развлечении .

Участие в спортивном празднике

«Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» изделиями из кружев.

Подвижные  игры  

« Два Мороза»

 Развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентировать в пространстве. Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.

 « В углы» 

Формирование умения двигаться с угла на угол.

«Льдинки, ветер и мороз»

Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную.  

Хороводная игра «Кружева»

Дразнилки.

II.Зимний спортивный праздник.

Знакомство с народными играми и забавами.

III-IV.Тема: «Гжель прекрасная»

Знакомство с гжельским художественным промыслом. «Морозные узоры» . Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения.с.160(1), с.170(1)

ФЕВРАЛЬ

I.Тема: «Дело мастера боится»

Знакомство со сказкой « Семь Симионов». Дид.игра «Кому что для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. с.238(1)

 «Удивительное рядом». Конкурс поделок  своими руками

Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!».  

Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Подвижные игры

«Горелки»

« Взятие снежной крепости»

Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу ,приобщать детей к русской культуре.

Дидактическая игра «Молчанка»

 Умение изображать слово мимикой и действиями.

II.Тема: «Живет в народе песня».

Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранешенько»  с. 180(1)

III.Тема: «На героя и слава бежит»

Рассказ о русских богатырях. Чтение былин и преданий. с 264(1)

IV.Тема: «Масленица Прасковейка , встречаем тебя хорошенько»

Беседа о Масленице, пение частушек с.155(1), с. 124(2)

МАРТ

I.Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

Участие в организации международного женского дня

Испечь пряники, бублики.

 «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

Наглядная информация «Русский народный фольклор весной».

Подвижные игры

«Скакалка» 

Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

«Дедушка –рожок»

«Горячее место»

Развивать двигательную активность.

II.Тема: «Русская матрешка».

 Рассказ о матрешке, разучивание частушек, рисование. с.172(1)

III.Тема: «Поэзия народного костюма»

Рассказ о народном костюме, слушание грамзаписи песен «Валенки», «Красный сарафан» с.117-126(1)

IV.Тема: «Грач на горе -весна на дворе»

Беседа о русских традициях встречи весны. Пение закличек о весне. Заучивание с детьми пословиц, закличек о весне.  Приготовление булочек «жаворонок» с 134(1), с 278(1)

АПРЕЛЬ

I.Тема: «Шутки шутить- людей насмешить»

Беседа о народном юморе.(докучные сказки, скороговорки, дразнилки)с.285(1),242(1)

Самостоятельная посадка и выращивание семян цветов.

 

«Чудо – писанки».

Рисование на объёмной форме (скорлупе яиц)

Словесная   игра «Чепуха»

 Формировать умение выполнять правила игры,  задавать вопросы , предполагающие действия, развивать  эмоциональность, чувство юмора.

Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки»

Подвижная игра

«Заря-зарница» 

умение играть, соблюдая правила игры.

«Гуси-гуси» 

познакомить детей с народным фольклором,  развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость.

II.Тема: «Красная горка»

Рассказ о Пасхе. с.148(1)

IV.Тема:                       « Путешествие на златогривой чудо- тройке»

Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.с.176(1), с.166(1)

МАЙ

I.Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни»

Заключительная беседа о прошлом родного края и героях – земляках. Просмотр презентации

Консультация «Особенности организации предметно – пространственной»

Прогулка в центральный парк города  

Прогулка в парк Победы.

Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня

 Помощь в оформлении цветочных клумб.  

Подвижные игры

«Ворон»

Умение выполнять правила игры.

Хороводная игра

« Плетень»

« Дружба»

II.Тема: «Край родной на век любимый».

 Литературная викторина по русским народным сказкам.  

III.Тема: «Прощание с избой»

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне, изготовление панно, чаепитие.

                                                                                                                                                                 

,

                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Старшая-подготовительная группа.

Конспект НОД по Региональному компоненту для детей подготовительной (старшей) группы.. Приобщение к истокам русской народной культуры....

Конспект НОД тема: «Богатыри земли русской», Приобщение детей к истокам русской народной культуры, интегрированное занятие в старшей группе. В рамках проекта «Славна богатырями земля русская»

Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.Задачи.· Закрепить названия элементов костюма рус...

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност

Перспективный план реализации парциальной программыО.Л.Князевой, М. Д. Маханевой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»в старше - подготовительной группена 2019-2020 учебный...

Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в подготовительной группе

Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в подготовительной группе...

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе

Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе...

Проект. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, создание мини-музея в группе.

Родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Поэтому я считаем, что приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. С этой це...