Главные вкладки

    Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год.
    календарно-тематическое планирование (старшая группа)

    Коробкова Наталья Вячеславовна

                                          Перспективный план реализации парциальной программы

    О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    в старше - подготовительной группе

    на 2019-2020 учебный год.

    (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельности )

                                              

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл perspektivnyy_plan_mahaneva_1_2.docx60.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план реализации парциальной программы

    О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

    в старше - подготовительной группе

    на 2019-2020 учебный год.

    (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельности )

                                                                                                                  Воспитатели:

                                                                                                                                                 

                                                                                                                                         Коробкова Н.В.

                                                                                                                                         

    № Тема недели

    Совместная деятельность воспитателя и детей

    Игровая деятельность

    Взаимодействие с родителями

    СЕНТЯБРЬ -

    Старшая группа.

    I.Тема: «Что летом родиться, - зимой пригодиться» с.64

    Беседа о лете. Народные предметы  пословицы  поговорок и песен о лете.

    Считалка:

    Пчелы в поле полетели,

    Зажужжали, полетели.

    Сели пчелы на цветы.

    Мы играем – водишь ты.

    Подвижная игра

    «Капуста»

     Развивать двигательные способности, быстроту реакции.

    Формировать умение метать в цель,

    Дид. Игра «С какого дерева ветка?»(плоды , ветки, листья).

    Дид. игра «Вершки корешки»Загадывание загадок.

    Из истории русской кухни.с.130

    Пословицы и поговорки  о хлебе .

    Сбор урожая на огородах, ягод в лесу.

     Заготовка природного материала для поделок и семян для подкормки птиц зимой.

    Наглядная информация «Русский фольклор осенью для развития детей 6-7 лет».

     Участие в выставке «Самая интересная поделка »

    Подготовительная группа 

    I.Тема: «Что летом родиться, - зимой пригодиться»с. 86

    Беседа о лете. Повторение   пословиц, поговорок и песен о лете.

    Старшая группа.

    II.Тема: « Гуляй ,да присматривайся»с.65

    Рассказы о первом осеннем месяце, его приметах.

    Подготовительная группа 

    II.Тема: « Весенушка-осень – сноп последний косим» с.86

    Старшая группа. III.Тема: «Вершки корешки »с.66

    Беседа о первом осеннем месяце, его особенностях и приметах. Заклинка « Восенушка-осень»

    Знакомство со сказкой «Мужик и медведь»

    Подготовительная группа 

    III.Тема: «Хлеб - всему голова»с.87

    Беседа о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами  и их использованием.

    Старшая группа.

    IV.Тема: «Хлеб - всему голова»с.66

    Беседа с детьми «Откуда пришел хлеб на?»Знакомство со старинными орудиями труда- цепом и серпом.

    Подготовительная группа

     IV.Тема: «К худой голове своего ума не приставишь»с.87

    Беседа об уме и о глупости.

    Знакомство со сказкой «Про Филю». c. 233

    ОКТЯБРЬ

    Старшая группа.

    I.Тема: «Октябрь пахнет капустой» с.67.

    Беседа о явлениях природы , народных обычаях и праздниках (Покров , Сергиев день).Знакомство с предметами обихода –деревянным корытцем, тяпкой .

    Пословицы и поговорки  об октябре .с.67.

    Закличка : «Восенушка-осень».

    Подготовительная группа

    I.Тема: «Град на усть Оки»

     Рассказ об истории  родного края .

    Места проживания наших предков, строительство жилища. Быт и основные занятия.с.104(1) , с.108(1)

    Считалка

    Шла кукушка мимо сети

    А за нею малы дети.

    Кукушата просят пить .

    Выходи- тебе водить.

    Хороводная игра

    «У дядюшки Трифона «формировать умения действовать по тексту игры, быстро выполнять определенные движения.

    Подвижная игра с мячом

    «Охотники и собаки»

    закреплять умения ловить и

    бросать мяч, уходить от попадания.

    Знакомство со сказкой «У страха глаза велики».

    Знакомство с пословицами и поговорками.с.220.

    Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». с.221.

    Развлечение «в гости к хозяюшки»

    Пополнение фотографиями альбома «Мой город»

    Выставка рисунков и аппликаций «Природа осенью»

    «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» старинными вещами

    Консультация «Приобретение детьми культурного богатства русского народа»

    Старшая группа.

    II.Тема : «Зайчишка-трусишка».с.68.

    Знакомство со сказкой «Заяц –хваста». Разучивание потешки «Зайчишка –трусишка».

    Подготовительная группа

    II.Тема: «Октябрь – грязик –ни колеса, ни полоза не любит»

     Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.с 88.

    Старшая группа.

    III.Тема: «У страха глаза велики».с.68.

           Беседа о страхе.

    Подготовительная группа

    III.Тема: «Злое истребление»

    Рассказ о монголо-татарском нашествии и предании о граде Китеже. Знакомство со старинным оружием.

    c.263(1)

    Старшая группа.

    IV.Тема: «Друг за дружку держаться –ничего не бояться».с.68-69.

    Беседа о взаимовыручке и поддержке.

    Подготовительная группа

    IV.Тема: «Камень-град» с.89.

    Продолжение темы приобщения детей к истории родного края с показом иллюстраций. Загадывание загадок  об избе и предметах быта.

    НОЯБРЬ

    Старшая группа.

    I.Тема: «Знаешь ли ты сказки?»с.69

    Литературная викторина по сказкам  «Заяц - хваста», «У страха глаза велики», «Крылатый лохматый да масленый»

    Считалочка

    Косой , косой,

    Не ходи босой.

    А ходи обутый,

    Лапочку закутай.

    Если будешь ты обут,

    Волки зайца не найдут,

    Не найдет тебя медв

    Консультация для родителей:

    «Сказка - как средство развития речи дошкольников»

    Подготовительная группа

    I.Тема: « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»с.89

    Презентация Нижегородский кремль .

    едь,

    Выходи – тебе гореть.

    Хороводная игра

    « Золотые ворота»

     Развивать умение двигаться с разной скоростью, уменьшая и увеличивая темп движения; ориентироваться в пространстве; закреплять умение совместных действий; упражнять в ходьбе цепочкой.

    Подвижные игры

    «Совушка»

    Развитие у  детей двигательной активности, внимательности, быстроты реакции, координации движений, умениесоотносить движения с текстом,

    Знакомство со сказкой «Лиса и рак».с.224Приложение 2

    Песенки, загадки, пословицы  Приложение с.180-182

    Предложить родителям свозить детей на экскурсию в Нижегородский кремль.

     

    Участие в празднике осени

    .

    Выставка изделий Хохломской росписи.

    Старшая группа.

    II.Тема: «Гончарные мастеровые» с.69

    Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» с.69

    Подготовительная группа

    II.Тема: «Синичкин день» с.90

    Заключительная беседа об осени. Рассказ о праздниках Синичкин день и  Кузьминки.

    Старшая группа.

    III Тема: «Дикие животные»с.70

    Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них с.70

     Подготовительная группа

    III.Тема: « Где живет перо Жар-птицы? ».

    Старшая группа.

    IV.Тема: «Что нам осень принесла?» с.71

     Знакомство детей с хохломской росписью Рисование декоративной посуды по мотивам хохломской росписи.с.163(1) «Хохлома»

    .

    Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет,

    Подготовительная группа

    IV.Тема: «Чудо 

    -чудное, диво-дивное – Золотая Хохлома»

    Рассказ о традициях Хохломской росписи («Кудрина», «травка» и т.п.) с.90

    ДЕКАБРЬ

    Старшая группа.

    I.Тема: «Здравствуй,
    зимушка-зима» с.71

    Беседа о характерных особенностях декабря с
    использованием соответствующих пословиц и поговорок.

    Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз» с.279

    Участие в конкурсе детских поделок «Мастерская Деда Мороза».

    Подготовительная группа

    I.Тема: «Зима - не лето,- в шубу одето»

    Беседа о характерных особенностях зимы. Исполнение рус нар песенки «Как на тоненький ледок»

    Считалочка

    На златом крыльце сидели

    Царь , Царевич,

    Король, Королевич,

    Сапожник, портной

    Кто ты будешь такой?

    Говори поскорей ,

    Не задерживай добрых

    и честных людей.

    Знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Проказы старухи зимы»

    Подвижные игры «Жмурки»

    Развитие двигательных способностей с закрытыми глазами; формирование умений вести диалог.

     «Баба Яга»

    Выполнение правил игры, умение бегать не наталкиваясь друг на друга Повторение песенки «Как на тоненький ледок

    Прослушивание фрагментов оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»(в грамзаписи).

    Помощь в организации праздника Нового года.

    Наглядная информация «Русский фольклор зимой»

    Просмотр мультфильма по сказке В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

    Старшая группа.

    II.Тема: «Проказы старухи  зимы» с.72

    Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз».

    Подготовительная группа

    II.Тема: «Светит, а не греет».

    Беседа о разных источниках освещения.

    Старшая группа.

    III.Тема: «Лиса-обманщица» с.72

    Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»

    Подготовительная группа

    III.Тема: «Пришел мороз- береги нос»

    Знакомство со сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» загадывание загадок о морозе.

    Старшая группа.

    IV.Тема «Пришла коляда –
    отворяй ворота»с.73

    Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки

                    ЯНВАРЬ

    Старшая группа.

    I.Тема: «С Новым годом со всем родом!» с.73

    Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок

    Загадывание загадок .с.73. Подвижные  игры

    « Два Мороза»

    Развивать быстроту и ловкость, координацию, равновесие, память, умение ориентировать впространстве. Воспитывать стремление к победе, честность, смелость, чувство товарищества.

    Подготовительная группа.

    I.Тема: «Пришла Коляда накануне Рождества»с.93.

    Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. «Пришла Коляда накануне Рождества». Развлечение с.151(1), с.115-122(2), 148(2)

    « В углы»

    Формирование умения двигаться с угла на угол.

    «Льдинки, ветер и мороз»

    Формирование умения быстро менять действия: становиться вкруг, образовывать пары и хлопать в ладоши, бегать в рассыпную.

    Хороводная игра «Кружева»

    Дразнилки.

    Знакомство с пословицами и поговорками с.75.

    Частушки с.75.

    Лепка посуды из глины.

    __________________________

    .

    Краткосрочный проект «Рождественские колядки» Подготовка атрибутов к развлечению «Колядки»

    1 неделя января

    «Бабушкин сундук». Пополнение русской «избы» изделиями из кружев.

    _____________________________

    Старшая группа.

    II.Тема: «Гуляй, да присматривайся». с.74.

    Беседа о характерных особенностях января . Знакомство со сказкой «Морозко».с74.

    Подготовительная группа.

    II.Тема: «Зимние узоры».с .93.

    Старшая группа.

    III.Тема: «Хороший город Городец».с.74.

    Знакомство с творчеством вологодских кружевниц.с.93.

    Рассказ о городе Городце и городецкой росписи .Пение частушек .с.74.

    Подготовительная группа.

    III.Тема: « Гжель прекрасная».с.94.

    Старшая группа.

     IV Тема: «Городецкая роспись» с.75.

    Знакомство с гжельским художественным промыслом .с.94.

    Знакомство с народными играми и забавами .

    Подготовительная группа.

    IV Тема: «Гжель прекрасная»

    Самостоятельное рисование гжельских узоров.

    ФЕВРАЛЬ

    Старшая группа.

    I.Тема: «Гуляй, да присматривайся»с.75

    Беседа о характерных особенностях февраля. Знакомство со

     «Два Мороза»

    Подготовительная группа.

    I.Тема: «Дело мастера боится»с.94

    Знакомство со сказкой « Семь Симонов

    ». Дид. игра «Кому что для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.с.238(1)

    Подвижные игры

    «Горелки»

    « Взятие снежной крепости»

    Развивать ловкость, увёртливость, умение действовать по сигналу приобщать детей к русской культуре.

    «Удивительное рядом». Конкурс поделок своими руками

    Старшая группа.

    II.Тема: Сказка для Кузи.с.76

    Самостоятельное рассказывание детыми сказок.

    Словесная игра «Аюшки»

    Участие в подготовке праздника «Ух ты, Масленица!».

    Подготовительная группа.

    II.Тема: «Живет в народе песня».с.96

    Старшая группа.

    III.Тема: Письмо Нафанес.76

    Беседа о русской народной песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я радешенько» с. 180(1)

    Составление детьми письма Нафане- другу домовенка Кузи.

    Дидактическая игра «Молчанка»

    Умение изображать слово мимикой и действиями.

    Фотовыставка «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

    Подготовительная группа.

    III.Тема: «На героя и слава бежит»с.95

    Рассказ о русских богатырях. Чтение былин и преданий. с 264(1)

    Старшая группа.

    IV.Тема: «Ой ты, Масленица»с.77

    Рассказ о Масленице. Пение обрядовых песен.

    Подготовительная группа.

    IV.Тема: «Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько» с.95

    Беседа о Масленице, пение частушек с.155(1), с. 124(2)

    МАРТ

    Старшая группа. I.Тема: «Нет  милее дружка, чем родимая матушка»с.77

    Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме

    Подвижные игры

    «Скакалка»

    Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

    Подготовительная группа.

    I.Тема: «Сердце матери лучше солнца греет»с.96

    Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

    «Дедушка –рожок»

    «Горячее место»

    Развивать двигательную активность.

    Участие в организации международного женского дня

    Испечь пряники, бублики.

     «За самоваром». Чаепитие по русским народным традициям.

    Наглядная информация «Русский народный фольклор весной».

    Старшая группа. II.Тема: «Мудреному и счастье к лицу»с.78

    Знакомство со сказкой «Семилетка».Загадывание загадок.

    Подготовительная группа.

    II.Тема: «Русская матрешка».с.96

     Рассказ о матрешке, разучивание частушек, рисование.с.172(1)

    Старшая группа. III.Тема: Гуляй да присматривайся» с. 78

    Беседа о характерных признаках начало весны. Разучивание зсакличек о весне «Жаворонки,прилетите»

    Подготовительная группа.

    III.Тема: «Поэзия народного костюма»с.97

    Рассказ о народном костюме, слушание грамзаписи песен «Валенки», «Красный сарафан» с.117-126(1)

    Старшая группа. IV.Тема: «Весна, весна, поди сюда!»с.79

    Пение закличек о весне .Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне»

    Подготовительная группа.

    IV.Тема: «Грач на горе -весна на дворе»с.97

    Беседа о русских традициях встречи весны. Пение закличек о весне. Заучивание с детьми пословиц, закличек о весне. Приготовление булочек «жаворонок» с 134(1), с 278(1)

    АПРЕЛЬ

    Старшая группа. I.Тема: «Шутку шутить –людей насмешить».с.80

    Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа.

    Загадывание загадок о весенних явлениях.

    Участие в конкурсе «Огород на окне».

    Подготовительная группа.

    I.Тема: «Шутки шутить- людей насмешить»с.98

    Беседа о народном юморе.(докучные сказки, скороговорки, дразнилки) с.285(1), 242(1)

    Словесная   игра «Путаница»

     Формировать умение выполнять правила игры,  задавать вопросы , предполагающие действия, развивать  эмоциональность, чувство юмора.

    Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки» Подвижная игра

    «Гуси-гуси»

    познакомить детей с народным фольклором,  развить у них двигательную активность, речь, быстроту реакции и ловкость.

    Презентация Весенние работы.

    Старшая группа. II.Тема: «Небылица в лицах ,небывальщина» с.81

    Знакомство с русскими народными небылицами.

    Подготовительная группа.

    II.Тема: Наши земляки

    Рассказ о М.Горьком. Сказка М. Горького

     «Про Иванушку- дурачка»

    Старшая группа.

    III. Тема: «Красная горка»с.82

    Знакомство с традициями народных гуляний   на Пасхальной неделе.

    Подготовительная группа.

    III.Тема:  «Красная горка»с.98

    Рассказ о Пасхе.с.148(1)

    Старшая группа. IV.Тема: «Апрель ленивого не любит, проводного голубит» с.82

    Рассказ  о весенних полевых работах.

    Подготовительная группа.

    IV.Тема: «Путешествие на златогривой чудо- тройке» с.99

    Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Рассказ о мастерах Палеха.с.176(1), с.166(1)

    МАЙ

    Старшая группа. I.Тема: «Весна красна цветами».с.83.

    Повторение закличек , песенок , пословиц о весне . Отгадывание загадки. Знакомство со сказкой Н.Павловой «Под кустом».

    Подготовительная группа.

    I.Тема: «Человек без Родины, что соловей без песни»с.99.

    Заключительная беседа о прошлом родного края и героях –земляках. Просмотр презентации

    Подвижные игры

    «Ворон»

    Умение выполнять правила игры.

    Хороводная игра

    « Плетень»

    « Дружба»

    Консультация «Особенности организации предметно – пространственной»

    Прогулка в центральный парк города

    Коллективное изготовление панно из лоскутков «Русская кухня

     Помощь в оформлении цветочных клумб.

    Экскурсия в музей.

    Старшая группа. II.Тема: «Победа в воздухе не вьется , а руками достается».с.83.

    Рассказ о воинах –защитниках Отечества . Знакомство со сказкой «Каша из топора».с.232.

    Подготовительная группа.

    II.Тема: « Литературная викторина ».с.99.

    Литературная викторина по русским народным сказкам.

    Игра-драматизация.  

    Старшая группа. III.Тема: « А за ним такая гладь –ни морщинки не видать».с.84.

    Знакомство детей с различными способами глажения белья .Загадывание загадок о предметах о предметах обихода .с.84-85.

    Подготовительная группа.

    III.Тема: « Край родной , навек любимый ».с.100.

    Экскурсия .Русские подвижные игры на открытом воздухе.

    Старшая группа IV.Тема: «Прощание с избой»с.85.

    Словесные народные игры . Рассказывание докучных сказок .Пение частушек.

    Прощальные посиделки с угощением (чай из самовара с баранками , бубликами ).

    Подготовительная группа.

    IV.Тема: «Прощание с избой».с.100.

    Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне. Коллективное изготовление панно из лоскутков .с .100.

    Коллективное изготовление панно из лоскутков.

    ,


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ОЛ. Князевой, М.Д. Маханева Средняя группа

    "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О,Л,Князевой, М.Д.Маханева Средняя группа...

    ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА УЧЕБНЫЙ ГОД

    перспективное планирование на год со  списком  используемой литеоатуры....

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»

    Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «Как жили люди на Руси»...

    Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в старше - подготовительной группе на 2019-2020 учебный год. (Проводиться 1раз в неделю среда в свободной деятельност

    Перспективный план реализации парциальной программыО.Л.Князевой, М. Д. Маханевой«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»в старше - подготовительной группена 2019-2020 учебный...

    Перспективный план по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе

    Перспективный план по приобщению детейк истокам русской народной культуры в старшей группе...

    Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе

    Перспективный план реализации парциальной программы О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в подготовительной к школе группе...