Доклад на тему: «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»
статья на тему

Семенова Елена Викторовна

Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

Пусть будет в человеке все прекрасно:

И мысли, и поступки, и душа!

В гармонии с природой и с собою

На свете чтобы жили малыши,

Воспитывайте в детях, берегите,

Храните экологию души!

              В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

              Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас? Необходимо вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. Постепенно человечеством все больше внимания уделяется проблеме связи общества с природой.

На современном этапе развития общества возрастает значимость экологически воспитанной личности, что предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

            Дошкольное детство – начальный этап становления личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Целью дошкольного воспитания является достижение разностороннего развития ребенка органичным сочетанием в себе интеллектуального и эстетического развития, физического и трудового воспитания.
          Родителям и педагогам необходимо позаботиться об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста. Мы, родители и педагоги, должны приобщать детей к познанию окружающего мира, процессов в нем и законов им управляющих, в доступной и понятной для них форме - музейной педагогике.

Музейная педагогика – одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое быстро развивается. В последние годы появилось много дошкольных учреждений, которые создают мини-музеи самого разного содержания. Мини-музей стал новой особой формой работы с детьми и родителями. Какие именно музеи можно использовать для решения разных образовательных задач? Как сделать мини-музей интерактивным? Чем он отличается от настоящего музея? Как заинтересовать родителей?

Музейная педагогика – это молодая отрасль педагогической науки, тесно связанная с такими дисциплинами, как музееведение, искусствоведение, история, краеведение; это область науки, изучающая историю, особенности культурно-образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.

Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Экологическое воспитание посредством мини-музея.

     Под мини-музеем в детском саду понимается не просто организация экспозиций или выставок, а многообразные формы деятельности, включающие в себя поиск и сбор материалов, встречи с людьми, их рассказы, проведение досугов и праздников, исследовательская и проектная деятельность.

       Исходя из особенностей психологии детей пяти-семи лет, музейно-педагогическая работа организуется и проводится с детьми старшего дошкольного возраста.

         Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку:    восприятие - понимание - осмысливание - закрепление - применение.

     Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев. Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений. Дети нуждаются в возможности увидеть то, о чем мы говорим им, лучше воспринимают и надолго запоминают услышанное, если мы воплощаем свой рассказ в яркий образ. Народ не зря говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».  
Надо показывать ребенку, что создано веками, многими поколениями людей разных наций и народов, научать их понимать и ценить прекрасное.
При претворении в жизнь этих задач воспитания не обойтись без музеев. Именно музеи имеют неисчерпаемый ресурс для ознакомления детей с прошлым и настоящим Родины.

  При организации мини- музея надо определить тему и название музея, разработать его модель, определить место для размещения экспонатов (чтобы  вписывался в интерьер помещений).

Коллекции мини-музея должна постоянно обновляется и пополняется. Первые экспонаты для музея принесли работники детского сада, родители вместе с детьми изготовили декоративно-прикладные работы, отражающие экологическую культуру дошкольников.

Работа с детьми должна вестись в следующих направлениях:

  • приобщение детей к познанию своего края;
  • формирование экологической культуры;
  • формирование чувства любви к Родине;
  • воспитание у ребенка эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать их красоту, желание узнать о них больше;
  • формирование стремления оказывать посильную помощь людям, которые его окружают.

      Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе - эмоциональное воздействие на посетителей музея с помощью музейных экспонатов. Мини-музей позволяет воспитателям сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции - интерес, восхищение, желание узнать о нем больше и т.д. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Любой предмет может подсказать тему для интересного разговора.

      Показать единство и гармонию всего живого на земле - задача музея, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки мини музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно - техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Она очень наглядна - федеральные законодательные документы в области экологии, макеты, декоративно-прикладные работы, фотографии, картины художников о красоте края и многое другое. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.

     Хочется пожелать всем успехов в нашем общем деле, творческого труда в воспитании человека, любящего Родину.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 81"

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Доклад на тему:

 «Музейная педагогика в экологическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

Семенова Елена Викторовна

воспитатель первой

квалификационной категории 

 Энгельс

2018 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»

Доклад на тему «Музейная педагогика в работе с детьми»  (с показом презентации)на районном методическом объединении для воспитателей групп старшего возраста Егорьевского муниципального ...

"Патриотическое и экологическое воспитание дошкольников с использованием музейной педагогики."

Мое глубокое убеждение, что в настоящее время самое большое внимание необходимо уделять патриотическому и экологическому воспитанию.Эти направления неразрывно связаны между собой.Надо учить любить не ...

Доклад на тему "Музейная педагогика"

Нравственно-патриотическое воспитание....

Доклад на тему "Природа – главное средство экологического воспитания дошкольников"

Доклад лля методического обьединения педагогических работников на тему "Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников" (из опыта работы)...

Доклад на педагогическом совете по теме: « Экологическое воспитание дошкольника».

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой тем...