Театрализованная деятельность как средство социализации детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_deyatelnost.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство социализации детей

среднего дошкольного возраста

 

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и другими новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное психическое и социально-эмоциональное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным Н.В. Самоукиной, в период психологической адаптации ребёнка к школе, у 67-69% детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Многие виды искусства предоставляют уже готовые результаты, продукты творческой деятельности авторов, а театр предлагает участвовать в самом творческом процессе, быть «сотворцом» (К.С. Станиславский).

В театре возникает так называемый эффект присутствия, всё происходит здесь и сейчас, в пространстве и времени, являющимися координатами жизни, поэтому театр является «живым искусством», понятным многим, даже детям, и, может быть, особенно именно им.

По мнению исследователей проблемы развития детей в театрализованной деятельности (Т.Н.Дороновой, А.И.Бурениной, Н.Ф.Сорокиной, Л.Г.Миланович, Э.Г.Чуриловой, М.Д.Маханевой и др.), театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию.

Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Проведённый в начале года мониторинг освоения детьми средней группы образовательной области «Социализация» показал, что 50% детей могут принимать на себя роли, владеют способом ролевого поведения, соблюдают ролевого соподчинения, участвуют в ведении ролевых диалогов, проявляют инициативу по обогащению сюжета.

Дети затрудняются адекватно воспринимать в театре (кукольном, драматическом) художественный образ героя, обустроить место для самостоятельной театрализованной игры. Большинство детей не  используют в роли интонацию, мимику, атрибуты и реквизиты, не имеют простейших представлений о театральных профессиях.

Актуальность и необходимость формирования у детей интереса к театрализованной деятельности и повышения уровня освоения детьми образовательной области «Социализация».

На первом эпате было необходимо: изучение и обработка методической литературы, проведение анкетирования родителей «Театр и дети», поиск интересных форм совместной деятельности с детьми и родителями и составление поэтапно – творческого плана работы, подбор совместно с музыкальным руководителем художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально – литературных композиций, инсценировок. 

В период основного (практического) этапа:

В группе был создан «Уголок театра», в котором поместились различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, на фланелеграфе), костюмы, шапочки, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре, ширма, настольно-печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции», «Мы идем в театр», был создан театральный словарик.

В течение учебного года в работе с детьми использовались такие виды деятельности как:

- Знакомство с различными видами театров, обогащение представлений о театре  и театральных профессиях через показ презентаций, рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение театров.

-   Разучивание стихов с различной интонацией «Кисонька-Мурысонька», «Обедать».

- Инсценировка народных песенок «Перчатки» в переводе С.Я. Маршака, стихотворений «Разгром»  Э. Успенского, «Воробушки» П. Берестова,  «Старушка» из английской народной поэзии в переводе С.Я. Маршака, «Девочка-ревушка» А. Барто и П. Барто, «Чив-чив, воробей!» (из коми-пермяцкого фольклора).

- Игровая самостоятельная деятельность с различными видами театров (настольный, пальчиковый, кукольный).

-  Игры, направленные на сплочение детского коллектива «Давайте познакомимся!», «Здравствуй – прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала».

-   Театрализованные игры  «Весёлые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?».

-  Игры и упражнения на действия с воображаемыми предметами «Что мы делаем, не скажем, но зато покажем», «День рождения», «Давайте поиграем».

-   Этюды на основные эмоции – радость, огорчение – «Покупка театрального билета», «Утешение».

- Музыкальная ритмопластика (свободная импровизация ритмических движений)

- Игры и упражнения на развитие двигательных способностей «Снеговик», «Баба Яга».

- Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии «Одно и то же по-разному», «Превращение предмета».

-   Творческие игры со словом «Ручной мяч», «Сочини сказку».

- Совместная изобразительная деятельность по изготовлению декораций, масок.

Театрализованные постановки (воспитатели, музыкальный руководитель и родители): спектакль «Про внучку и собачку Жучку», Ко дню Матери; музыкально – литературная композиция по стихотворению С. Черного «Рождественское»; театральная постановка «Сказка о цыплёнке, который очень хотел вырасти» О. Ведерниковой, к Международному дню 8 марта.

В родительском уголке были оформлены тематические стенды «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у детей навыков сценического искусства», «Игровая деятельность детей 4-5 лет».

Родители приняли активное участие в подготовке спектаклей: создавали реквизиты, закупали яркие красивые ткани для пошива костюмов, оформляли яркие, красочные, прочные декорации, учили с детьми роли.

В рамках заключительного этапа – показ режиссерской игры по мотивам русской народной сказки «Теремок» и презентация «Наш весёлый огород» с инсценировкой «Спор овощей».

Данные результаты мониторинга (конец учебного года – май) и наблюдения за свободной деятельностью детей позволили сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности, возросло количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно выбирают себе роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений, умеют слушать, не перебивая друг друга, активно приглашают зрителей на свои показы.

В процессе театрализованной деятельности у детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца). Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи. У детей появилось желание придумать и показать сказку, историю, сочинить танец и т.д.

Ценность и польза занятий театрализованной деятельностью очевидна,   так   как   она   тесно   связана  с   другими  видами детской деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, рисованием и т.д. Необходимость контакта и систематизирования её в единой педагогической деятельности очевидна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность как средство социализации ребенка дошкольного возраста.

Материал представлен в виде презентации. Подготовила воспитатель Рыбас Дарья Юрьевна....

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Социализация - это комплекс социальных и психических процессов, благодаря которым человек усваивает знания, нормы и ценности, определяющие его как полноценного члена общества. Это непрерывный процесс ...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от 13.03.2018 г.

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме "Волонтерская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста" от  13.03.2018 г....

Статья "Здоровьесберегающие технологии театрализованной деятельности, как средство социализации детей дошкольного возраста."

В данной статье раскрыта театральная деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста...

Театрализованная игра, как средство социализации детей дошкольного возраста

Значение театрализованной игры трудно переоценить. Театрализованная игра имеет коллективный характер, способствует развитию партнёрских отношений между детьми, проявлению личностных качеств. Она помог...

обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"

Обобщение опыта "Волонтерская деятельность, как средство социализации детей дошкольного возраста"...

Статья "Конструктивная деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста"

Позитивная социализация ребёнка возможна только на основе разнообразных и разнонаправленных видов детской деятельности. В деятельности дошкольники осваивают предметный мир и мир отношений между людьми...