ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Овсянникова Ольга Викторовна

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.  Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном  формировании творческих   способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта.

(Г. С. Альтшуллер)

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию.

 Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, согласно вступившему в силу ФГОС - воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном  формировании творческих   способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Психологи утверждают, что дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Ум детей не ограничен «глубоким образом жизни» и традиционными представлениями о том, как всё должно быть. Это позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач, основанная изобретателем, писателем- фантастом Генрихом Сауловичем  Альтшуллером.

В детские сады технология ТРИЗ пришла в 80-х годах. Но, несмотря на это и сейчас остаётся актуальной и востребованной педагогической технологией. Адаптированная к дошкольному возрасту, технология ТРИЗ позволяет воспитывать и обучать ребёнка под девизом «Творчество во всём».

Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению. Средство работы с детьми – педагогический поиск. Если ребенок не задает вопроса, то педагог задает его сам«Что было бы, если…»

Использование технологии ТРИЗ способствует:

- гибкости мышления, умения анализировать и делать выводы, умозаключения;

- развитию творческого воображения, фантазии;

- воспитанию эмпатийного отношения к окружающему миру, доброты, отзывчивости;

- развитию познавательной активности;

- раскрепощению детей во время непосредственно организованной деятельности;

- развитию и воспитанию коммуникативных умений и навыков.

Занятие - не форма, а поиск истины.

При проведении занятий можно применять следующие формы работы с детьми: беседу, сюжетно-ролевые и дидактические игры, прослушивание музыки, инсценирование и моделирование ситуаций, выполнение практических работ. Важную роль выполняют схемы, таблицы, условные обозначения и иные способы подачи информации. В качестве иллюстрирующего материала используются сказки, загадки, пословицы, произведения детских писателей.

Большое место занимают стихотворения, подобранные таким образом, чтобы мораль, а также заключенный в них вывод не «выпячивались» на передний план, а «прятались» внутри ситуации, нередко смешанной. Мастерство педагога заключается в том, чтобы дать детям самим увидеть эту мораль и сделать соответствующий вывод.

Основные функции ТРИЗ

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.

2. Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).

3. Развитие качеств творческой личности.

Принципы построения занятий по ТРИЗ.

Свобода выбора – в любой деятельности нужно предоставлять ребенку право выбора;

Открытость – ребенок работает с задачами, не имеющими одного правильного решения, он должен находить разные способы этих решений;

Деятельность – постигая новое или закрепляя старое, ребенок должен действовать;

Обратная связь – педагог контролирует, проверяет усвоение детьми знаний, умений так как в новых творческих заданиях могут быть элементы предыдущих;

Идеальность – творческие задания не требуют специального оборудования, а могут быть спонтанными, неожиданными

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, — занимательная игра, с другой – развитие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

Потребность ребенка проявлять себя в творчестве велика. Творческий потенциал его выражается в желании создавать что-нибудь в рисунке, музыке, игре, труде, в настойчивом доведении дела до конца. Всех этих качеств не будет, если у ребенка не развито воображение. А развивается оно в игре. В кого только не перевоплощаются дети в коллективных играх? Все это развивает их фантазию, творческое воображение.

Занятия по развитию творческого воображения (РТВ) - это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить. Стоит только верно почувствовать, чем живет каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия - и рождается действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути

Перед детьми ставится проблема (вопрос, которую надо решить. И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо-плохо

Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо- греет, плохо- может сжечь растения.

3. Разрешение противоречий (при помощи игр и сказок).

Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и маленький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик.

В результате выделяются следующие положительные стороны ТРИЗ:

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ТРИЗ – РТВ технология как средство развития творческих способностей дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений».

Внедрение адаптированных методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и методов развития творческого воображения (РТВ) как средства развития творческих способностей дошкольников в процессе фор...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Целью ТРИЗ - педагогики является формирование у ребенка сильного логического мышления и, конечно же, подготовка дошкольника к решению различных сложных проблем, которые могут встретитьс...

ТРИЗ как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Актуальность, основные методы и приемы, их описание, примеры использования, этапы работы с элементами ТРИЗ....

ТРИЗ-технология, как средство развития творческих способностей дошкольников

Среди новых  педагогических технологий, методик, используемых в дошкольных учреждениях для развития творческих способностей детей, ТРИЗ занимает особое место...

Методическая разработка «ТРИЗ-технология как средство развития творческих способностей дошкольников в организации ФЭМП»

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.Внедрение инновационных технологий в обр...