конкурс "Умники и умницы" (познавательно-развлекательная игра)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Басалыга Наталья Петровна

Это  занятие-конкурс в форме познавательно-развлекаткльной игры для детей подготовительной группы. Цель: дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры; активизировать имеющиеся знания. Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, стремление к победе; продолжать учить диалогичесуому взаимодействию в совместной игре. Занятие способствует развитию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, формирует познавательную мотивацию к обучению в школе.

Занятие -игра носит комплексный характер, затрагивающая различные образовательные области с привлечением регионального компонента:развитие речи, математика, окружающий мир, основы безопасности жизнедеятельности, ,здоровый образ жизни, музыкально-ритмическое, обучение грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umniki_i_umnitsy.docx19.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10

«Лесная сказка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

по  познавательно – речевому развитию детей Нюрбинского района Республики Саха (Якутия)

                                                                                                   Подготовила и провела: Басалыга Н.П.

                                                                                                    Воспитатель подготовительной группы

                                                                   Нюрба, апрель 2016

Конкурс

«Умники и умницы»  

(познавательно-развлекательная игра для детей подготовительной группы)

Цель игры.

Дать детям почувствовать радость от решения познавательных задач, от самой игры, активизировать имеющиеся знания. Воспитывать настойчивость в достижении поставленной цели, продолжать учить налаживать диалогическое взаимодействие в совместной игре.

Материал.

Куб (из набора мягких модулей) с картинками на пяти гранях по темам: «Нюрба», «Математика», «Речь», «Природа», «О Б Ж»; на шестой грани – скрипичный ключ.

Иллюстрации животных, деревьев, цветов.

Эмблемы команд участников игры, кубы с цифрами.

Два мольберта, фотографии достопримечательностей г. Нюрба.

Игра проходит в музыкальном зале, украшенном воздушными шарами и плакатами.

Правила игры: дети по очереди бросают куб и отвечают на вопросы из той категории, условное обозначение которой оказалось на верхней его грани.

Условные обозначения.

«Эмблема» - тема г. Нюрба и его достопримечательностей.

«Дерево» - тема природы.

«Светофор» - тема ОБЖ.

«Цифры» - математические представления.

«Буквы» - словесные игры.

«Скрипичный ключ» - музыкальная пауза (дети играют в музыкальную игру).

Команда, начинающая игру, определяется по жребию.

Дети выбирают из доставшейся им категории вопросы разной сложности (вопросы на зеленой карточке – простые, их стоимость 1 балл, вопросы на желтой карточке – средней сложности – 2 балла, вопросы на красной – самые сложные – 3 балла).

Если дети не отвечают на сложные вопросы, им задаются более легкие, чтобы команда получила хотя бы один балл.

Выигрывает команда, набравшая больше баллов.

Вопросы и задания по игровой категории «Нюрба, Якутия»

На 1 балл:

 - Как называют наш город?

 - Как называют жителей Нюрбы?

 - На какой реке находится г. Нюрба?

На два балла:

 - Узнать достопримечательности г. Нюрба по фотографиям.

 - Где они расположены.

 - Какое самое красивое место в Нюрбе?

На три балла:

 - Как называется наша республика?

 - Как называется столица нашей республики?

 - Что изображено на гербе РС (Я)?  

Вопросы и задания по категории «Природа»

На 1 балл:

а)- Отгадать загадку:

Тает снежок. Цветет лужок.

День прибывает. Когда это бывает?   (Весной)

б) – Гром грохочет на реке,

Слышно даже вдалеке.      (Ледоход)

в)  Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.   (Дерево)

На 2 балла:

 - В какое время года на деревьях появляются листья?  

 - Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы-выходы в муравейнике и собираются сами в кучу.)

Какая птица откладывает свои яйца  в чужие гнезда? (Кукушка)

На три балла:

Игра «Четвертый лишний»

Из картинок выбрать одну лишнюю и объяснить свой выбор:

 - Береза, ель, сосна, крапива.

 - Воробей, ворона, кукушка, пингвин.

 - Медведь, лиса, волк, заяц.

 - Корова, лошадь, свинья, собака.

Вопросы категории ОБЖ

На один балл:

Отгадать загадку:

                         Чтоб тебе помочь

                          Путь пройти опасный

                           Горит и день и ночь –

                           Зеленый, желтый, красный.

 - На какой сигнал светофора можно переходить улицу?

 - Где нельзя ездить транспорту: по дороге или по тротуару?

 - Как называют людей, когда они идут пешком: пешеходами или пассажирами?

На два балла:

 - Игра «Скажи наоборот» (подобрать родственные слова)

   Здоровье – болезнь;

   жар  -  холод;

   больной – здоровый;

   заболеть – выздороветь.

Игра, «какие продукты вредны для здоровья» (выбрать из названных продуктов вредные и объяснить, почему).

Конфеты, кока-кола, мясо, молоко, мороженное, хлеб, сыр.

На три балла:

 - Назвать правила поведения в общественном транспорте – в автобусе, трамвае, поезде.

 - Как нужно переходить улицу?

 - Назвать опасные предметы (иголка, гвоздь, ножницы, молоток, булавки, пила, скрепки).

 - Как нужно вести себя за столом?

Вопросы и игровые задания по категории «Математика»

На один балл:

 - Сколько этажей в пятиэтажном доме?

 - Как называется фигура, имеющая три угла и три стороны?

 - Назови пропущенное число: 3, ..., 5; 8, …  10; 6, …8.

 -Закончи фразу: «Солнце светит днем, а луна ...».

На два балла:

 - Игра с цифрами. Детям предлагается разложить цифры по порядку.

- Игра «Наоборот»

Дом низкий, а кран ... (высокий).

Ветка тонкая, а дерево ... (толстое).

Высоко ... (низко).

Далеко ... (близко).

Отгадай-ка:

У кого больше лап: у собаки или у щенка?

На три балла:

Игра «Какое число я задумала?»

 - Я задумала число. Если от него отнять один получится четыре. Какое число я задумала?

 - Как построить три треугольника из семи палочек? (дети строят на столе.)

 Задачка:

На елке выросло 5 яблок. Миша сорвал 2 яблока. Сколько яблок осталось на елке? (На елках яблоки не растут.)

Вопросы и игры по теме «Речь»

На один балл:

 - Назвать все гласные звуки.

 - Образовать новое слово на (л) из двух слов: «снег», «падает» (снегопад.)

 - Как назвать одним словом:

  • тарелки, чашки, ложки, кастрюли? (Посуда)
  • молоко, хлеб, сыр, колбасу? (Продукты)
  • валенки, сапоги, ботинки, кеды? (Обувь).

На два балла:

- Игра «Скажи наоборот»

Скажи наоборот со звуком М (антонимы):

Война -... (мир).

Ссориться - ... (мириться).

Быстро - ... (медленно).

На три балла:

Игра «Придумай слово»

Придумать слово, начинающиеся на слог «ли» (лиса, лимон, лицо, листья, листопад и т.д.); на слог «ка» (каша, камень, калитка, кастрюля и т.д.).

Игра «Звук заблудился»

Я не знаю, как случилось, только звук наш заблудился.

Забежал в чужой он дом и хозяйничает в нем:

Куклу выронив из рук,

Таня мчится к маме:

  - Там ползет зеленый ЛУК ... (ЖУК)

с длинными усами.

Музыкально-дидактические игры для музыкальной паузы:

«Чей кружок соберется быстрее?», «Карусель», «Птички».

Жюри подсчитывает вместе с детьми полученные баллы, объявляет победителей.

Команды награждаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...