Использование игровых приемов в обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности
статья (младшая группа) на тему

Алексеева Елена Алимпиевна

Общепризнанно, что первые годы жизни ребёнка самые ценные для его будущего развития. Особенно значимым является ранний возраст. Это возраст бурного развития ребенка, период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.  Именно в этот период жизни дети живут столь насыщенно, что проделывают объем познавательной работы больший, чем потом за всю жизнь. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что - то делать. Очень важно не пропустить развитие такого огромного потенциала возможностей, которыми обладает малыш. Развитие его таланта, к сожалению, зависит только от нас, взрослых, от того, насколько благоприятные условия создадим  мы для развития  этого таланта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование игровых приемов в обучении детей раннего возраста изобразительной деятельности.

Из опыта работы воспитателя Алексеевой Е.А.

Общепризнанно, что первые годы жизни ребёнка самые ценные для его будущего развития. Особенно значимым является ранний возраст. Это возраст бурного развития ребенка, период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.  Именно в этот период жизни дети живут столь насыщенно, что проделывают объем познавательной работы больший, чем потом за всю жизнь. Чем меньше ребёнок, тем меньше усилий ему нужно затратить, чтобы научиться что - то делать. Очень важно не пропустить развитие такого огромного потенциала возможностей, которыми обладает малыш. Развитие его таланта, к сожалению, зависит только от нас, взрослых, от того, насколько благоприятные условия создадим  мы для развития  этого таланта.

Уже в самом раннем возрасте можно заметить самое первое проявление способностей – склонностей к какому-либо виду деятельности. Раньше других у малышей проявляются художественные способности. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности (рисунок, скульптура, аппликация) не исчезает в момент прекращения ребенком действий по созданию изображения. Более того, изображение можно рассматривать, показывать, совершенствовать, хранить, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора. Исследования ученых (Л. С. Выготского, Б. М. Тепловой, Е. А. Флериной, Н. П. Саккулиной, Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Г. Г. Григорьевой и др.) показывают, что занятия изобразительной деятельностью положительно влияют на развитие интеллектуальных, эмоциональных, моторных и других способностей ребенка. Если создать соответствующие условия для ее проявления и совершенствования, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития малыша.

Одним из условий формирования предпосылок детского творчества является использование игровых приемов при обучении малышей изобразительной деятельности, ведь в раннем возрасте детей интересует не результат действия, а само действие. Игра не только доставляет детям радость, но и способна пробудить разнообразные способности, вызвать к жизни скрытые возможности. Поэтому возможность развивать у дошкольников творчество в игре привлекает внимание педагогов к этому виду деятельности детей. Л.Н. Галигузова называет игру наиболее естественным и продуктивным способом обучения детей, т.к. усвоение различных знаний и умений осуществляется в привлекательной и мотивированной для них деятельности. Игровые приемы обучения, как и другие приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятиях. Одним из признаков игрового приема является игровая задача.

Игровая задача – это определение цели предстоящих игровых действий педагогом или детьми. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, помогает вызвать у детей подлинное желание решить эту задачу, ведь «в игре ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает того, что он учится...Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу». [6, с.10]

Использование игровых приемов позволяет увеличивать количество игровых задач, развивать сюжетно-игровой замысел. Мы обыгрываем сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек и предметов, сопровождаем рисование или лепку эмоциональным комментарием, используем стихи, загадки, потешки и т.д. Такой метод обучения помогает заинтересовать малышей, дольше удерживает их внимание, создает необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Создавая игровую мотивацию, мы стараемся донести до детей трудности и заботы игровых персонажей и вызвать желание помочь им. При этом используем хорошо знакомые и любимые детьми игрушки, т.к. с ними связаны эмоции, переживания ребенка. Дети с интересом воспринимают знакомые персонажи в новых неожиданных ситуациях, предложенных взрослыми. Сочетание знакомого с новым вызывает у них более устойчивый и глубокий интерес.

Планируя игровые ситуации, мы учитываем особенности развития детей раннего возраста, их знания об окружающем мире, накопленный детьми игровой опыт. Поэтому для занятий изобразительной деятельностью стараемся подбирать сюжеты, близкие опыту ребёнка, рисовать конкретные предметы и явления, хорошо знакомые малышам. Чтобы малыши могли изобразить знакомый предмет или явление, они должны воспринять его целенаправленно. Для этого мы помогаем детям выделить значимые признаки предмета: цвет, форму, величину, расположение в пространстве; обращаем  внимание на его детали. Темы для таких рисунков выбираем самые разнообразные: «Угостим крошками птичку», «Травка для зайчат», «Расчески для кукол», «Спрячем мышку от кошки», «Поможем зайчику собрать морковку», «Подарим куклам красивые ленточки» и т.д. При этом подводим детей к пониманию того, что «все, что они нарисуют или вылепят, совершенно необходимо игрушечным персонажам, которые сами не в состоянии это сделать». [3, с.18]

Использование игрового персонажа на протяжении всего занятия помогает поддерживать интерес детей к деятельности. С помощью игрового персонажа мы создаем игровую мотивацию, ставим игровую задачу. С их помощью руководим работой детей и оцениваем результат. А завершаем занятие короткой игрой с персонажами.

Поскольку у малышей отсутствуют технические навыки – они не умеют держать карандаш, кисть – их нужно терпеливо этому учить. В этом возрасте очень важно обращать внимание на то, как ребёнок держит карандаш, кисть, т.к. у малыша может закрепиться неправильный навык, который в дальнейшем будет тормозить выполнение более сложных рисунков. Игровые приемы помогают преодолеть нежелание правильно держать кисть, карандаш. Так воспитатель может спросить ребенка: «Ой, кто это плачет? Это твоя кисточка, она говорит, что ты больно сжал ее в кулачок и двигаться ей неудобно. Попробуй взять кисть по-другому. Так тебе кисточка удобнее? Кисточка говорит, что теперь ей не больно, и она может свободно двигаться». Обучая малышей самостоятельно набирать краску на кисть, можно сказать: «Кисточка очень расстраивается, когда пачкают ее блестящий воротничок, поэтому старайтесь макать ее в краску не слишком глубоко», а промывая кисточку в банке, можно приговаривать: «Буль – буль». Такое обыгрывание стимулирует появление навыков правильной техники рисования, заинтересованности в усвоении правил.

Немаловажную роль играет отношение взрослых к дальнейшей судьбе детских работ. Важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям. Мы вместе с детьми обыгрываем и внимательно рассматриваем готовые рисунки и поделки, стараемся найти и выделить уникальные особенности каждой работы, похвалить малышей за старание. Из готовых детских работ организуем выставки для родителей и гостей нашей группы, регулярно обновляем «экспозицию», используем детские работы в дальнейших играх. Такое отношение побуждает детей к деятельности и достижению результата, позволяет развивать уверенность в своих силах.

 Использование игровых приемов в изобразительной деятельности помогает нам не только успешно обучать малышей различным техническим приемам, прививать им определенные навыки и умения, знакомить с изобразительными средствами, но и дает возможность заложить предпосылки для развития фантазии, творчества и воображения, помогает сформировать положительное отношение к изобразительной деятельности, способствует проявлению и развитию художественных способностей малышей.

          Список  использованной литературы.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007.
  3. Дронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
  4. Игры с детьми раннего возраста. Методические рекомендации / Сост. М.А. Аралова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  5. Первые шаги в мир. Игровые сеансы для детей 2 – 3 лет. Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2014.
  6. Соляник Е.Н., Развивающие игры для детей раннего возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.
  7. Янушко Е.А., Рисование с детьми раннего возраста (1 – 3года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме: "Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг".

В материале представлены игры с разными вариантами заданий для развития интереса детей к чтению книг....

Доклад На тему: «Использование игровых Приемов при обучении детей по ФЭМП»

Доклад  На тему: «Использование игровыхПриемов при обучении детей по ФЭМП»...

Презентация "Использование игровых приемов в цветовосприятии детей дошкольного возраста"

Использование игровых приемов в цветовосприятии в ООД "Познавательное развитие"...

Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста

Технология использования игровых приемов при обучении детей дошкольного возраста Целевое назначение игровых приемов: элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают п...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»

Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»...

Методика обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности.

В данной статье предлагается методика обучения детей раннего возраста изобразительной деятельности....