ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ТРУДОВЫМ ПОРУЧЕНИЯМ
статья (младшая группа) на тему

Коннова Надежда Анатольевна

Дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности, для него радость бытия, познания и взросления – обычное состояние. Задача и родителей, и педагогов -  не пропустить момент, когда ребенку интересно жить и ему хочется узнавать окружающий мир, принимать участие в важных для него и семьи делах, участвовать в благоустройстве быта. Взрослый своим примером показывает детям, что труд может войти в жизнь ребенка радостно, помочь в успешном всестороннем развитии.

Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребёнок не создаёт материальные ценности, он удовлетворяет свои потребности, самоутверждается, познаёт собственные возможности, старается принести пользу другим, испытывает радость от достигнутых результатов.

В последнее время, наблюдая за семьями моих воспитанников, я заметила, что мало кто из современных родителей уделяют внимание   развитию таких качеств у детей, как самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам и поделкам других детей.

А семьи, в которых целенаправленно приучают детей трудится вообще единицы. Родителям легче и удобнее самим сделать все за ребенка, им часто не хватает терпения подождать или помочь ребенку в делах,  они не доверяют детям выполнять какие – либо поручения из чувства страхи или из ложной безопасности.

Поэтому, цель моей работы – развивать у детей младшего дошкольного возраста позитивное отношение к труду, навыки трудовой деятельности, желание быть самостоятельным, активным, уверенным в себе, доброжелательным  во время трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация опыта39.37 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ 3 - 4 ЛЕТ

К ЭЛЕМЕНТАРНЫМ ТРУДОВЫМ ПОРУЧЕНИЯМ

Коннова Надежда Анатольевна,

Воспитатель группы 3 - 4 лет,

1 квалификационная категория

Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определяющее значение. От того, как человек  относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит  его судьба.

Подчеркивая роль трудового воспитания,  К. Д. Ушинский писал: «Возможность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».

Как известно, интерес к труду, необходимые  трудовые навыки и личностные качества закладываются в детском возрасте.

Дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности, для него радость бытия, познания и взросления – обычное состояние.

Задача и родителей, и педагогов -  не пропустить момент, когда ребенку интересно жить и ему хочется узнавать окружающий мир, принимать участие в важных для него и семьи делах, участвовать в благоустройстве быта. Взрослый своим примером показывает детям, что труд может войти в жизнь ребенка радостно, помочь в успешном всестороннем развитии.

Детский труд существенно отличается от труда взрослых. Ребёнок не создаёт материальные ценности, он удовлетворяет свои потребности, самоутверждается, познаёт собственные возможности, старается принести пользу другим, испытывает радость от достигнутых результатов.

В последнее время, наблюдая за семьями моих воспитанников, я заметила, что мало кто из современных родителей уделяют внимание   развитию таких качеств у детей, как самостоятельность, аккуратность, бережное отношение к вещам и поделкам других детей.

А семьи, в которых целенаправленно приучают детей трудится вообще единицы. Родителям легче и удобнее самим сделать все за ребенка, им часто не хватает терпения подождать или помочь ребенку в делах,  они не доверяют детям выполнять какие – либо поручения из чувства страхи или из ложной безопасности.

Поэтому, цель моей работы – развивать у детей младшего дошкольного возраста позитивное отношение к труду, навыки трудовой деятельности, желание быть самостоятельным, активным, уверенным в себе, доброжелательным  во время трудовой деятельности.

Задачи:

  1. Развивать самостоятельность детей в делах, поощряя инициативность и  целеустремленность, стремление доводить дело до конца.
  2. Развивать предпосылки трудовой деятельности: выполнять поручения, положительно реагировать на призыв к труду, желание включаться в трудовую деятельность, оказывая посильную помощь.
  3. Воспитывать положительное отношение к труду взрослых, ценить их труд.
  4. Развивать потребность трудиться как привычку поведения.
  5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе трудовой деятельности, желание помогать друг другу.

Основным содержанием образовательной деятельности с детьми этого возраста  — это  формирование культурно-гигиенических навыков и воспитание желания участвовать в трудовой деятельности.

Направления деятельности:

  1. Самообслуживание:
  • Развитие умения самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.
  • воспитание опрятности, умения замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно или при помощи взрослых.
  • формирование у детей умения самостоятельно и правильно мыть руки с мылом после прогулок, игр, занятий, туалета; следить за их чистотой; мыть лицо и насухо вытирать его; аккуратно пользоваться туалетом, туалетной бумагой,
  • приучение детей бережно относиться к своим вещам, пользоваться предметами личной гигиены (зубная щётка, полотенце, носовой платок, расчёска) по мере необходимости,
  • формирование умения аккуратно есть: при приёме пищи пользоваться ложкой, салфеткой; тщательно пережёвывать пищу.
  1. Элементарный бытовой труд
  • Приучать  соблюдать порядок и чистоту в групповых помещениях и на участке детского сада.
  • Побуждать детей к выполнению элементарных поручений взрослых: помогать готовить необходимый материал для проведения образовательной деятельности; убирать на место игрушки и другие принадлежности.
  • Формировать со второй половины года умения, необходимые для дежурства в столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять тарелки, чашки, хлебницы).
  1. Труд в природе
  • Формировать умение обращать внимание на изменения, произошедшие со знакомыми растениями и животным миром на участке: приучать при помощи взрослого кормить птиц зимой, поливать растения на клумбе,  сажать лук и др.
  • Воспитывать желание участвовать в уходе за комнатными растениями в уголке природы, растениями на участке: показывать детям, как взрослые заботятся о растениях, поливать комнатные.
  • расчищать дорожки и скамейки от снега.
  1. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам
  • Формировать положительное отношение к труду взрослых. Воспитывать интерес к результатам труда близких взрослых и уважение к людям знакомых профессий.
  • Побуждать оказывать посильную помощь. Предупреждать попытки детей ломать ветки, рвать цветы, бросать мусор. Формировать бережное отношение к собственным поделкам и поделкам других ребят. Побуждать рассказывать о поделках.
  • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и в жизни каждого человека, информировать детей о том, что взрослые работают, дети ходят в детский сад.
  • Продолжать знакомить детей с профессиями ближайшего социального окружения (сотрудников детского сада), городскими профессиями (продавец, парикмахер, водитель автобуса).

В соответствии с ФГОС ДО,  образовательными задачами для детей 3 - 4 лет  содержание  моей деятельности охватывает все направления развития малышей в рамках трудовой деятельности:

  1. Социально-коммуникативное развитие: 
  • формирование первичных представлений о труде,
  • освоение элементарных трудовых действий,
  • понимание простейших гендерных различий во время ознакомления детей с профессиями,
  • развитие взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
  1. Познавательное развитие:
  • расширение кругозора в части представлений о труде и собственной трудовой деятельности.
  1.  Речевое развитие:
  • развитие свободного общения в процессе трудовой деятельности, знакомства с трудом взрослых;
  • развитие ролевого диалога во время трудовой деятельности,
  1.  Художественно-эстетическое развитие: 
  • формирование положительного отношения к трудовой деятельности средствами художественной литературы;
  • формирование трудовых умений и навыков, усидчивости, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.
  1. Физическое развитие:
  • развитие физических качеств ребёнка в процессе трудовых поручений;
  • формирование основ собственной безопасности в процессе трудовой деятельности.

В целях реализации задач по трудовому воспитанию малышей пополнила развивающую предметно – пространственную среду  (слайд)

Приобрела методическую и детскую литературу, изготовила демонстрационные материалы: алгоритмы выполнения трудовых действий, изготовила фотоальбомы для рассматривания  по видам деятельности,  картотеки дидактических игр, стихов, сказок и потешек, где отражена тема трудового воспитания. Организовала медиатеку, куда вошли аудио сказки, мультфильмы и обучающие фильмы для ребят. Для пополнения развивающей среды активно сотрудничала с родителями воспитанников и городской детской библиотекой.

Во время образовательной деятельности использовала разнообразные методы и приемы по организации труда, форм передачи информации, опыта, способов формирования различных умений:

Традиционные методы и приемы:

  • чтение художественной литературы,
  • инсценировка потешек,  сказок и стихов
  • показ с объяснением,
  • беседа по картине,
  • указание или просьба,
  • индивидуальные или групповые поручения,
  • дежурство по столовой (со 2 половины года),
  • коллективный труд.

Главная цель этих методов - вызвать у ребёнка заинтересованность и желание что- либо делать вместе со мной или другим ребенком.

Трудовое воспитание осуществлялось во время режимных моментов,  в совместной деятельности, в предварительно организованной мной самостоятельной деятельности детей и во время непосредственно образовательной деятельности.

В нашей группе трудовое воспитание детей организовывала сначала в форме  возрасте индивидуальных поручений, а затем в форме обучающих ситуаций на игровой основе.

Особое внимание в процессе трудового воспитания уделяла сюжетно – ролевым играм, поскольку именно они способствуют формированию ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, гендерной принадлежности и социализации.

 С помощью игровой деятельности я взаимодействия, учила соединять в последовательную цепочку несколько игровых действий; осваивает процессы, связанные с общественными явлениями, домашними традициями и праздниками; помогала детям понимать различия мальчиков и девочек в распределении ролей.

Дети, с удовольствием принимали игровую ситуацию, связанную с трудом: им было интересно играть роли доктора, мамы, шофера, продавца.

Приобщая детей к труду, сначала я использовала индивидуальные трудовые поручения.   Сначала я рассказывала и показывала действия,  задавая, таким образом, их алгоритм, очередность, затем дети выполняли поручения вместе со мной, проговаривая их, закрепляя последовательность, радуясь полученному результату.

Затем, давая ребенку поручение для выполнения уже знакомых действий, я усложняю задачу и предлагаю пригласить другого ребенка или двоих детей на помощь.

Например, я просила помочь мне подготовиться к занятию по аппликации и приглашаю сначала одного ребенка. Но так как раздаточного материала много, то предлагаю ему позвать на помощь еще 2-3 детей, и каждый ребенок выполняет свое задание: раскладывает клееночки, раскладывает кисочки, салфетки и д. р. Здесь важно учесть, что каждый ребенок действует в своем темпе, который соответствует индивидуальным особенностям развития и уровню умений. По окончании работы обязательно хвалю детей, указываю на положительные моменты его труда. Например, во время подготовки к аппликации я говорила такие слова: «Ты, Соня, сегодня мне очень помогла – разложила клееночки, дети не испачкаются».

Такая организация поручений принимает вид труда рядом: каждый из детей, хотя и работает одновременно с другими участниками, но у него есть свое дело, он не испытывает зависимости от них.

Важно помнить, что дети в этом возрасте нуждаются в постоянном не директивном контроле: с одной  стороны я всячески поощряла детей  в делах, с другой – наблюдала, чтобы во время деятельности была соблюдена техника безопасности.  

Положительная оценка даже самых небольших успехов ребенка вызывает у него чувство удовлетворения, собственной значимости, уверенности в своих силах.  

В воспитании детей большое значение имеет организация самостоятельного труда детей. Основным его видом в возрасте 3-4 лет является труд по самообслуживанию.

Решая образовательные задачи, я поддерживаю интерес к этому виду труда, используя игровые приемы, художественное слово, напоминание и контроль выполнения действий.

Например, во время умывания рук использую не только потешки, но и приглашаю сказочных героев (Зайку, Мишу), которых надо научить мыть руки правильно.

Куклы театра «Би – ба - бо» помогают детям одеваться на прогулку в правильной последовательности.

Дидактические игры «Что с начала, что потом», «Оденем куклу на прогулку»,  «Зайка обедает» и др. помогают малышам освоить последовательность во  время одевания, правильно и аккуратно кушать, накрывать на стол и т.д.

Для стимулирования детей пользовалась  таким приемом как положительная оценка действий ребенка, поощрение его успехов. Так, во время режимного момента «Умывание» я говорила: «Варя, очень аккуратная девочка - мыла руки и не замочила рукава» или «Матвей очень чисто моет руки, заботится о своем здоровье» и т.д. Такой прием особенно важен для поддержания детей застенчивых, неуверенных в себе, робких.

В этом возрасте дети уже стремятся помочь товарищу, научить тому, что умеют сами. Я всегда поддерживала детей в этом, хвалила их, подчеркивая значимость взаимной поддержки, зарождающейся дружбы: «Молодец, Андрей, помог Артему убрать строитель на место» или «Умничка, Ксюша», помогает Максиму застегнуть пуговицу на кофте» и т.д.

Дежурство по столовой, в котором дети с удовольствием принимали участие со второй половины учебного года, воспитывает  у детей чувство принадлежности к общему делу, собственную значимость, желание быть нужным обществу.

Трудности случаются, когда дети пытаются злоупотреблять добротой своих товарищей, они ждут помощи, сами не хотят ничего делать. В таких случаях я обращалась к этому ребенку и говорила: «Давайте подождем, сейчас Даня сам уберет машинки, и мы будем играть в интересную игру».

К анализу результатов труда детей я привлекала  литературных персонажей или говорила от лица  игрушки - помощника, которая фиксировала факт достижения, хвалила ребенка за старание. Например, от лица Зайки говорила: «Сейчас я посмотрю, все ли детски оделись? Далее, отмечаю имена детей, которые уже справились, быстро оделись, хвалю их. Тем детям, которым нужна помощь, предлагаю обратиться ко мне, младшему воспитателю,  или к товарищам, которые могут помочь.  Затем предлагаю ребятам отвести Зайку на прогулку. Это очень организует детей.

В этом возрасте начинают формироваться причинно – следственные связи, например: забыл убрать обувь – будешь ее искать, бросила на стул платье - будешь ходить в мятом и т.д.  Здесь мне хорошо помогали герои литературных произведений, фольклора, мультфильмов: «Маша больше не лентяйка», «Пирожок», «Сойдет и так», «Как Маша потеряла свои туфельки» и др.

После просмотра мультфильмов мы с детьми обсуждали приключения героев, замечали, что с ними произошло, думали, чем им можно помочь.

Одним из важных методов приобщения к труду являются коллективные поручения. Этот метод я использую, когда надо быстро убрать игрушки, аккуратно сложить посуду в кукольном уголке и др.

Я говорю детям: «Я решила доверить вам важное дело, которое нужно выполнить быстро, аккуратно и дружно: надо навести порядок на полке со строительным материалом. Нельзя садиться обедать, когда вокруг беспорядок!». Пока дети убирали, я их подбадривала: «Очень приятно смотреть на детей, которые так быстро и аккуратно работают. Какие дружные малыши, вместе – и дело спорится!»

Коллективный труд объединяет ребят, способствует развитию между ними доброжелательных отношений.

Дети очень любят трудиться вместе со взрослыми. Летом я вместе с детьми высаживала цветы на клумбу, мы ухаживали за ними, поливали. Осенью дети помогали мне сгребать листья и складывать их в определенном месте. Зимой мы вместе расчищали дорожки на участке, строили снеговиков, сгребали снег для горки.

Я брала на себя наиболее трудную работу, предлагала детям выполнять посильные трудовые действия, овладевать необходимыми навыками, поощряла каждого ребенка, разъясняла, зачем мы делаем ту или иную работу, подчеркивала важность и необходимость трудится всем деткам.

Результативность моей деятельности в  большой степени зависит от единства подходов детского сада и семьи, поэтому я активно сотрудничала с семьями воспитанников: вела кропотливую работу по просвещению родителей, разъясняя им необходимость и  значимость  трудовых поручений  для  развития детской личности, таких качеств  как инициативность, самостоятельность, целеустремленность.

Разработала перспективный план сотрудничества с родителями, ряд консультаций, советы для родителей о том, как приучать детей  к Организовала для родителей «Семейную гостиную», где за чашкой чая обсуждаем вопросы воспитания и развития малышей, вместе изготавливаем поделки, делимся опытом. Здесь, я в доступной форме  показываю родителям на собственном примере, как важно научить самого ребенка трудиться и уважительно относится к  его небольшим достижениям, поддерживать самостоятельность и желание трудиться, видеть значение труда для дальнейшей взрослой жизни малышей.

 Родители помогают мне в пополнении развивающей предметно – пространственной среды, в поиске материалов для дидактических игр, в уборке снега и постройке горки на участке группы, с удовольствием принимают участие в конкурсах творческих работ на различных уровнях.

 В конце учебного года, наблюдая  за деятельностью малышей, мне было приятно видеть что дети:

  1. Проявляют самостоятельность и инициативу в делах,
  2. Научились поддерживать  порядок и чистоту в группе, бережно относятся к игрушкам и вещам,
  3. С удовольствием выполняют посильные трудовые действия, радуются результатам своего труда.
  4. Активно помогают мне и родителям в делах,
  5. Проявляет интерес к результатам труда близких
  6. Бережно относятся к своим поделкам других детей

Подводя итог, хочу отметить, что дети в возрасте 3-4 лет очень  любят помогать взрослым, им нравится быть полезным. Активизируя физическую и умственную  и творческую деятельность детей, мы позволяете детям чувствовать себя значимыми, учим ребят замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке, создавать красивое своими руками.

В перспективе, я хотела бы еще дополнить развивающую среду, разработать настольные и электронные дидактические пособия для малышей,  провести с родителями воспитанников семинар – практикум или праздник труда.

Список литературы:

  1. Буре Р. С.,Година Г. Н. Учите детей трудиться;
  2. Воспитание дошкольников в труде под ред. В. Г. Нечаевой.
  3. Маркова Т. А. Воспитание трудолюбия у дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование обучения детей старшей группы трудовым поручениям

Материал поможет воспитателям планировать работу по обучению детей трудовым поручениям на участке и в группе....

Календарное планирование образовательного процесса. 1 младшая группа Тема « Трудовые поручения. Знакомство с профессиями.»

Тема « Трудовые поручения. Знакомство с профессиями» Дни недели Утренний отрезок времени (1 половина дня) Непрерывнаяобразовательнаядеятельность Прогулка 1 Работа перед сно...

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ФОРМ РАБОТЫ И ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ ПО  ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ  В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Доклад к методическому объединению "Использование современных образовательных технологий в ДОУ по приобщению детей к истокам русской народной культуры в условиях реализации ФГОС"

Большое значение для развития личности ребенка имеет русская народная культура. Именно она благотворно влияет на развитие нравственности и духовности детей. Русское народное творчество воспринимается ...