«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»
статья на тему

Конева Елена Александровна

Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_podderzhka.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»

Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое значение приобретают вопросы формирования интеллектуальных умений и творческого воображения. Эти требования учтены в разработке новых подходов, методик и программ образования, воспитания и развития ребёнка.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания, является по своей сути логико-математической.

Сегодня логико-математические игры конструируются с учётом современного взгляда у детей математических способностей.

Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое стремление ребёнка получить результат (собрать, соединить, измерить, проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску, проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

С позиций идей педагогики развития организация логико-математических игр предусматривает интеграцию познавательного, деятельностно-практического и эмоционально-ценностного развития детей. Познавательное развитие осуществляется в процессе освоения детьми как средств познания (сенсорные эталоны, схемы и модели, образы объектов, речь, так и способов познания (сравнение, уравнивание, моделирование, комбинирование, счёт. Измерение, классификация, и др.).

В процессе логико-математических игр допустимы свободное взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками, что создаёт условия для проявления активности и самореализации личности ребёнка в деятельности.

Кроме этого, логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация, которая вносит оживление, стимулирует выбор ребёнком необходимых практических и умственных результативных действий, способствуют развитию мышления и речи.

Чаще всего ребенок испытывает трудности:

-в выборе средств деятельности: игры, пособия, материалов («Хочу играть…»)

-в осмыслении и формулировке целевых установок («Хочу сделать…»)

- в открытии разных способов достижения цели и в выборе оптимального из них («Так не получается. А как можно по-другому?»)

-в сохранении интереса и исследовательской активности, в проявлении настойчивости и интеллектуального напряжения.

Взрослый вызывает интерес к игре и поддерживает его, не подавляя инициативу ребёнка.

Логико-математическая деятельность детей протекает не только в индивидуальной, но и в коллективной форме. Играя вместе с другими детьми, дошкольник иногда попадает в конфликтные ситуации и нуждается в помощи взрослого. Ему не всегда удается самостоятельно согласовывать свои замыслы и действия с замыслами и действиями других детей. Педагог может помочь детям, организовав недлительный совместный разговор. Он спрашивает детей, к чему они уже пришли, что поняли и от чего не хотят отказаться, и помогает в планировании следующего этапа игры.

Свободная самостоятельная деятельность может протекать в виде игр с игровыми материалами (блоками Дьеныша, палочками Кьюзенера и их плоскими вариантами, наборами листьев, карточками знаками и др.)

Совместная со взрослым деятельность организуется как образовательно-развивающая при максимальной активности ребенка и реализуется в виде упражнений, игр, мини-ситуаций.

В  проектной детской деятельности также возможна и даже необходима педагогическая поддержка ребенка. Игра-проект-это в большей степени творческий, исследовательский вид детской деятельности. Поддержка ребенка в ней должна быть индивидульно- дифференцированной, нестандартной. Педагог может предложить детям и совместно организовать реализацию проектов «Лунные пейзажи», «Мы- строители необычных дорог», «Ох уж эти лестницы!»В каждой игре-проекте необходимы предварительное расширение и активизация представлений по заданной теме, выбор материалов, способов реализации замыслов и развития проекта; разработка форм презентации.

 В совместной со взрослым деятельности ребенок всегда может рассчитывать на своевременную незначительную помощь и поддержку. В ней дошкольник осваивает нормы и правила партнерского взаимодействия со взрослым, сотрудничества. В организованной деятельности ребенок учиться взаимодействовать с другими детьми, следовать правилам, принятым в группе; осваивает приемы личного участия в достижении коллективного результата, сопереживает.

Результатом активной включенности ребенка в содержательную логико-математическую деятельность является  становление у него субъектных проявлений: творческой активности, познавательной и коммуникативной инициативы, целепологания, волевых усилий, самостоятельности, ответственности. У ребенка развивается стремление помочь другому, радоваться его успеху, открывать новые способы взаимодействия со взрослыми и детьми в условиях коллективных форм деятельности; формируется ценностное отношение к познавательным видам деятельности.

Итак, математические игры позволяют на доступном детям математическом материале, с опорой на жизненный опыт строить правильные суждения без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности

Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной тв...

«Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»

логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация...

Семинар-практикум «Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности»

Разъясняются понятия некоторых педагогических терминов, которые будут присутствовать в  докладе, такие как: мониторинг, педагогический мониторинг, личностные проявления, логико-математическая дея...

Консультация для воспитателей ДОУ "Педагогическая поддержка ребёнка в логико - математической деятельности"

В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка.На основании новых направлений, я уделяю большое внимание познавательно...

Педагогическая энциклопедия – консультация «Роль логико-математических игр в развитии математических способностей детей дошкольного возраста»

Педагогическая энциклопедия – консультация«Роль логико-математических игр в развитии  математических способностей детей дошкольного возраста»Цель: дать педагогам информацию о ро...

Педагогический проект по развитию логико – математических способностей с помощью развивающих игровых технологий у детей 3-5 лет «Сказочная математика»

Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с ...