Главные вкладки

    Семинар-практикум «Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности»
    методическая разработка по конструированию, ручному труду на тему

    Нижникова Татьяна Станиславовна

    Разъясняются понятия некоторых педагогических терминов, которые будут присутствовать в  докладе, такие как: мониторинг, педагогический мониторинг, личностные проявления, логико-математическая деятельность, а также интеллектуальное и творческое развитие. Идет знакомство  с технологиями, которые внедрены в образовательную деятельность МБДОУ ПГО «Детский сад № 49» - это технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, технология «Блоки Дьенеша», технология «Палочки Кюизенера», а также использование конструктивно-модельной деятельности.    

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx31.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Семинар-практикум «Мониторинг личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности»

            Здравствуйте, уважаемые гости! Для начала разрешите представиться. Меня зовут Нижникова Татьяна Станиславовна, старший воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад № 49 общеразвивающего вида». Сегодня мне будут помогать: Бочкова Светлана Николаевна, воспитатель и Николаева Оксана Александровна, старший воспитатель.

            Свое выступление мне бы хотелось начать со слов американского психолога Говарда Гарднера: «…корни величайших достижений логической, математической и научной мысли можно найти в простых действиях, которые выполняют маленькие дети над физическими объектами в своем мире»[1].

            Сегодня мы будем пользоваться основными понятиями, которые звучат в названии семинара: мониторинг, личностные проявления, логико-математическая деятельность, интеллектуальное и творческое развитие.

            Мониторинг – систематическое наблюдение за каким-нибудь процессом с целью фиксировать соответствие или несоответствие результатов этого процесса первоначальным предположениям (Толковый словарь иностранных слов Л.П. Крысина.- М: Русский язык, 1998)

            Педагогический мониторинг – это форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогического коллектива, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность.

    В общем, МОНИТОРИНГ – это наблюдение, отслеживание, оценка, прогноз.

            Личностные проявления дошкольника выражаются в оформляющемся отношении к миру и осуществлении деятельности, инициируемой этими отношениями. У ребенка как субъекта проявляются следующие качества: интерес к миру и культуре; избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности; инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью; самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности; творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.

            Важнейшим условием становления личностных проявлений ребенка в логико-математической деятельности является предоставление ему возможности выбора игры, игровых развивающих материалов, игровой ситуации, партнеров по игровому взаимодействию, способов моделирования, фиксирования результатов и др.

            Логико-математическая деятельность – детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска с элементами экспериментирования и практического исследования, схематизацией при условии использования математического содержания[2].

            Интеллектуальное развитие -  формирование способности к овладению и пользованию различными типами мышления (эмпирическим, образным, теоретическим, конкретно-историческим, диалектическим в их единстве). Его органической частью является умение подвергать самостоятельному анализу события и явления действительности, делать самостоятельные выводы и обобщения, а также речевое развитие: владение и свободное пользование словарным богатством языка. Содержательной стороной интеллектуального развития является общедуховное, включающее в себя определенный объем основных научных знаний о мире и способность к философской, конкретно-исторической оценке действительности (Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М.: НМЦ СПО. С.М. Вишнякова. 1999).

            Творческое развитие - это не только развитие способностей к различным видам художественной деятельности (умения красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку...), но и интеллектуальный процесс, в результате которого на основе прошлого опыта создается качественно новое знание. Изначальный творческий акт происходит в душе ребенка и лишь после может быть опредмечен и найти свое воплощение в каком-либо виде деятельности. Поэтому творческое развитие - это не столько приобретение каких-либо определенных технических навыков, а в первую очередь создание условий, в которых ребенок может совершать эти качественные переходы в своем сознании, окунаться в неизведанное, творить.

            В дошкольном детстве формируется характер человека, приобретаются основные умения и навыки, развивается личность. Работая с дошкольником, важно помнить, что любая неосторожность может повлечь за собой последствия, которые отразятся в будущем.

            Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей определяются не конкретными знаниями, умениями и навыками, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить: наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Отсюда, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, в которой сохраняются самоценность дошкольного детства и сама природа дошкольника.

            В соответствии с ФГОС ДО ведущими видами деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская и др. Изменился и способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка.

    Переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.        В настоящее время существует много технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует новый стандарт.

    Современные педагогические технологии представляют собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте его взаимодействия с миром в целях воспитания отношений, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму. Основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе ребенка на позицию субъекта.

    К настоящему времени отечественными и зарубежными учеными разработано большое число педагогических технологий.

    В каждом конкретном дошкольном образовательном учреждении внедрение педагогических технологий определяется и детерминируется социокультурными ценностями, принятыми в обществе, в конкретном образовательном учреждении, конкретными педагогами.

    Ведущим принципом, определяющим выбор и реализацию новых педтехнологий в дошкольном учреждении, должен служить принцип ориентации на современные и прогнозируемые результаты дошкольного образования.

    Для дошкольников характерны живой интерес к окружающей жизни, жажда ее познания, огромная восприимчивость к тому, что он узнает самостоятельно и от взрослых. Они очень впечатлительны, эмоциональны и внушаемы. Заметно повышается умственная и физическая работоспособность детей, степень которой тесно связана с интересом к делу и с чередованием разных видов деятельности. У детей этого возраста заметно повышается производительность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания, памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, в связи с этим развивается способность запоминать, мобилизуя волю. Детский интеллект уже функционирует на основе принципа системности. Заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний. Именно в дошкольном периоде начинает формироваться исследовательская деятельность. Таким образом, зная о психофизиологическом развитии детей дошкольного возраста, мы можем решать задачи для развития логико-математических способностей детей через различные конструкторы и технологии.

            Так в нашем дошкольном образовательном учреждении внедрены в образовательную деятельность такие технологии как технология интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича, технология «Блоки Дьенеша», технология «Палочки Кюизенера», а также активно используем конструктивно-модельную деятельность.

    Целевыми ориентациями технологии интенсивного развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича является формирование интеллектуально-игровой деятельности детей дошкольного возраста, направленной на решение проблемных и творческих задач, ее доминирующая цель – развитие интеллектуальных способностей дошкольников.

            В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольников на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач.

            Несколько слов о том, почему мы выбрали развивающие игры Воскобовича. Во-первых, нам очень понравилось, что все игры сопровождаются сказочным сюжетом, в который органично вплетены логические задания на сравнение, анализ, классификацию, понимание математического содержания. Ребенок становится действующим лицом событий, проживает таинственные и веселые сказочные приключения, преодолевая трудности, добиваясь успеха. Во-вторых, все сказки имеют единое сказочное пространство «Фиолетовый лес» и героев. Наконец, все игры объединены в комплекты по принципу постепенного и постоянного усложнения и являют собой систему интенсивного развития у детей внимания, речи, памяти, воображения, логического и творческого мышления.

            Развивающие игры Воскобовича в образовательном процессе используются либо как часть организованной образовательной деятельности, либо самостоятельное использование игр в свободной деятельности при условии (научения) правильного руководства игрой.

            Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника.

    Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны.

    Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для малыша. Играя в них, дети становятся раскрепощенными, уверенными в себе, подготовленными к обучению в школе.

    Для формирования умственного развития, а в частности математического на протяжении всего дошкольного обучения используем логические блоки, которые были разработаны венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для ранней логической пропедевтики (введение в какую-либо науку или искусство, сокращенное систематическое изложение науки или искусства в элементарной форме, подготовительный (предварительный, вводный) курс, предшествующий более глубокому изучению предмета), и прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. В разной методической и научной литературе логические блоки Дьенеша называют еще логическими фигурами, логическими кубиками.

    Золтан Дьенеш задался таким вопросом: «По какой причине многие люди считают математику сложной? Не из детства ли берут начало корни данных сложностей?» Несколько лет Золтан посвящает исследованиям и преподаванию математики детям разных стран и приходит к выводу, что только задействовав творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться успехов в процессе её изучения. Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть за партой, внимательно вслушиваясь в слова педагогов, а свободно играть и развиваться в игре. Непосредственно в процессе игры дети могут осваивать сложнейшие логические и математические концепции и системы. Исходя из этих принципов, Дьенеш и придумал свои логические блоки и разработал теорию «новой математики».[3]

    В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагироания, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования, а также логические операции «НЕ», «И», «ИЛИ».  В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память восприятие.

    Педагогами дошкольных образовательных учреждений широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Джорджем Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками.

    Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей мере отвечают многографическому методу обучения числу и счету.

    Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельной практической деятельности («самостоятельного математического исследования»).

    Использование «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения.

            Сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация в играх и упражнениях с палочками выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.

            Достаточно эффективным оказывается использование палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий.

            Конструирование во ФГОС ДО определено как компонент обязательной части программы, вид деятельности, способствующей развитию исследовательской, творческой активности детей, умений наблюдать, экспериментировать – а, значит, формированию и развитию инженерного мышления детей. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

            Отличительной особенностью конструктивно-модельной деятельности является самостоятельность отбора деталей и творчество при условии полного обеспечения материальной базы (чем разнообразней конструкторы, тем ярче творчество). Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью или выставкой.

            В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, умения и навыки. Создавая конструкции из строительного материала, дети знакомятся с геометрическими объемными формами, изучают их свойства, осваивают правила композиции в конструировании, получают представления о симметрии, равновесии, пропорции.

             Все виды конструкторов способствуют разностороннему развитию дошкольника. На занятиях и в самостоятельной деятельности используем следующие виды конструкторов:

    • удивительный конструктор «klikko знаток» (треугольники) и «klikko знаток» (квадраты);
    • конструктор деревянный №7 «Лесовичок» 410 деталей и №3 «Лесовичок» 230 деталей;
    • конструктор «Флора 2» 91 элемент;
    • конструкторы LEGO duplo;
    • счетные палочки Кюизенера;
    • логические блоки Дьенеша;
    • логоробот Пчелка Bee-Bot;
    • электронные конструкторы «Знаток» (с разным набором схем, проектов и уровней сложности);
    • конструктор металлический;
    • техно - конструктор (пластмассовый).

    Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

    1. Возможность самостоятельного выбора игры, материала, цели, способа решения, оценки своих действий, форм самоконтроля.
    2. Стимулирование интеллектуальной активности детей, подталкивание его к поиску новых способов решения задач, проявлению догадки, сообразительности.
    3. Конструирование, логико-математические и развивающие игры стимулируют настойчивое стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом познавательную инициативу и творческие способности.
    4. Развивается внимание, память, речь, воображение и мышление, создается положительная эмоциональная атмосфера.

    Список литературы:

    1. Воскобович В.В., Харько Т.Г. Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1 «Методика». – Санкт-Петербург, 2003.
    2. Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб., 2015.
    3. Развитие инженерного мышления детей дошкольного возраста: методические рекомендации/авт.-сост. И.В. Анянова, С.М. Андреева, Л.И. Миназова; ГАОУ ДПО СО «ИРО» Нижнетагильский филиал. – Нижний Тагил: ГАОУ ДПО СО «ИРО» НТФ. – Нижний Тагил, 2015.
    4. Фешина Е. В. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие – М.:ТЦ Сфера, 2012.


    [1]Гарднер Г. Структура разума. Теория множественного интеллекта. М. – СПб. – Киев, 2007. С.182.

    [2] З.А. Михайлова, Е.А. Носова. Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера. – СПб., 2015. С.7.

    [3] Касабуцкий Н.И. и др. Математика"О" / - Минск: «Народная асвета» 1993 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум: «Организация мониторинга с учетом ФГТ»

    Семинар-практикум:«Организация мониторинга с учетом ФГТ»Составила воспитатель: Диденко Ирина Владимировна.Педагогический процесс современного детского сада должен быть ориентирован на обеспечени...

    СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:«Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры»

    Данный семинар-практикум позволит педагогу познакомить родителей со способамиформирования у детей представлений о величине, форме и цвете  в домашних условиях, при помощи использования пластиковы...

    семинар-практикум для родителей "Как научить ребенка пересказывать текст"

    оказание помощи родителям в овладении основными приемами развития навыков пересказа...

    Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

    В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...

    Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности

    Логико-математические игры развивают у детей: самостоятельность, способность автономно независимо от взрослых решать доступные задачи в разных видах деятельности, а также способность к элементарной тв...

    «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»

    логико-математической игре свойственна познавательная и игровая мотивация...

    «Педагогическая поддержка ребенка в логико-математической деятельности»

    Современная дошкольная педагогическая наука и практика ставят задачи создания наиболее эффективных условий для улучшения закономерности развития творчества в дошкольном возрасте. Особое знач...