Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа) по теме

Божева Татьяна Михайловна

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составляют компилятивные материалы (см. используемую литературу), которые будут полезны начинающим педагогам-практикам не только коррекционных, но и общеобразовательных дошкольных учреждений. Если материал семинара покажется Вам слишком объемным, то можно использовать его частично, либо разбить на два занятия (по усмотрению педагога).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_rechevaya_gotovnost.doc218.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

 «Речевая готовность ребенка к школе»

Составила учитель-логопед Д/с № 43 г.Озерска Божева Т.М.

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составляют компилятивные материалы (см. используемую литературу), которые будут полезны начинающим педагогам-практикам не только коррекционных, но и общеобразовательных дошкольных учреждений. Если материал семинара покажется Вам слишком объемным, то можно использовать его частично, либо разбить на два занятия (по усмотрению педагога).

Предварительная работа:                                             

  1. Рассылка приглашения родителям:

«Уважаемые родители. Ваши дети и специалисты детского сада приглашают вас на семинар-практикум «Речевая готовность ребенка к школе».

На повестке дня:

-полезные советы и рекомендации (подготовили учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели);

-круглый стол вопросов и ответов;

-практикум по обучению детей речевым умениям и навыкам.

Будем рады видеть вас у нас в гостях __________ в _____часов».

  1. Оформление папок-раскладушек, памяток для родителей «Советы учителя-логопеда, учителя-дефектолога, учителя начальных классов»
  2. Выставка методической литературы, пособий по подготовке детей к школе, развитию речевых умений и навыков.
  3. Выпуск номера газеты для родителей «Поверь в свое дитя» на тему «Готовимся к школе: развиваем речь детей»

Ход семинара:

  • Вступительное слово (учитель-дефектолог)

Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Кардинально меняет вся его жизнь, начиная от самооценки и заканчивая отношениями со взрослыми и сверстниками. Он становится личностью, учеником, основная деятельность которого – получение знаний, а не игра, как раньше.

Готовность к школьному обучению – довольно емкое понятие. На родительском собрании мы уже рассмотрели разные аспекты этой проблемы. Вспомним основные из них:* (см. на экране)                         

  • Физическая готовность к обучению в школе характеризует функциональные возможности дошкольника и состояние его здоровья (степень физиологической зрелости основных систем организма ребенка)
  • Умственная (интеллектуальная) готовность определяется познаниями ребенка об окружающем мире, а т.ж. уровнем развития основных психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления), необходимым для усвоения школьной программы.
  • Речевая готовность к школе подразумевает правильное произношение и различение на слух всех звуков родного языка, готовность к звуковому анализу и синтезу слов, владение навыками словообразования, умение грамматически верно оформлять высказывания, связно излагать свои мысли.
  • Мотивационная (личностная) готовность – это желание учиться, стремление к общественно значимой деятельности, к новой социальной позиции: быть школьником.
  • Эмоционально-волевая готовность многими специалистами считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия и если у него формируется произвольность психических процессов.
  • Готовность к общению – умение выстраивать взаимоотношения  со сверстниками и учителями.

Итак, «Скоро в школу!» – момент очень волнительный и ответственный как для ребенка, так и для его родителей.  Наверное, вы не раз спрашивали себя: «Как помочь ребенку в подготовке к школе?»

Сегодня мы рассмотрим один из важных вопросов данной темы: «Речевую готовность ребенка к школе»

  • Речевая готовность ребенка к школе (учитель-логопед)

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их (см. на экране)                         

К моменту поступления в школу ребенок должен:

  • Правильно произносить и хорошо различать все звуки речи на слух (сформированность звуковой стороны речи и фонематических процессов)
  • Иметь достаточный словарный запас (владеть общеупотребительной лексикой); уметь пользоваться разными способами словообразования (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать прилагательные от существительных, глаголы с помощью приставок и т.д.)
  • Грамматически правильно строить предложения: употреблять в них простые и сложные предлоги, согласовывать слова в роде, числе, падеже и т.д.  (сформированность грамматического строя речи)
  • Правильно отвечать на вопросы и задавать их; составлять рассказы по картинкам; пересказывать небольшие литературные произведения; заучивать наизусть стихи  (сформированность связной речи)
  • Находить слова с определенным звуком, выделять первый и последний звук в слове, делить слова на слоги,  определять количество и последовательность слов в предложении и др. (сформированность предпосылок к обучению грамоте)

Наличие у первоклассников отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создает серьезные препятствия при обучении детей  грамотному письму и правильному чтению, ведет к проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы. Письменные работы детей  с речевым недоразвитием полны разнообразных специфических (орфографических и синтаксических) ошибок. Все эти особенности учитывает коррекционная программа нашего детского сада и специальной школы, способствуя постепенному (поэтапному) усвоению детьми необходимых умений и навыков. Чем раньше будет начата логопедическая коррекция с ребенком, тем лучше будет ее результат.

Практически все наши воспитанники (дети с органическим поражением ЦНС) имеют системное недоразвитие речи, которое говорит о том, что у ребенка страдают все компоненты языковой  системы (отмечается несформированность звуковой стороны речи, фонематических процессов, лексико-грамматических средств языка). Помимо этого системное недоразвитие речи детей осложнено различной степенью дизартрии. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органическим поражением двигательных отделов центральной нервной системы. Основными клиническими проявлениями дизартрии являются нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений,  нарушение голосообразования и дыхания.

Исходя из имеющихся отклонений в речевом развитии детей, мы определили основные направления работы по их преодолению*  (вы видите их на экране)

Основные задачи и направления работы по развитию речи детей:

  • Формирование понимания обращенной речи;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Формирование фонетической стороны речи:
  • развитие двигательной активности артикуляционного аппарата;
  • коррекция звукопроизношения: постановка, автоматизация и дифференциация звуков, введение их в самостоятельную речь;
  • Нормализация просодической стороны речи (работа над голосом, дыханием, мелодико-интонационной выразительностью)
  • Упорядочение слоговой структуры слова;
  • Развитие фонематического слуха и восприятия;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря;
  • Формирование грамматического строя речи:
  • морфологической стороны (навыков словообразования и словоизменения);
  • синтаксической стороны (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
  • Развитие связной речи:
  • диалогической (разговорной) речи;
  • монологической речи (различных видов рассказывания)
  • Подготовка к обучению грамоте: развитие элементарных форм анализа предложений, звукового и слогового анализа;
  • Развитие мелкой моторики;
  • Формирование психологической базы речи (развитие внимания, восприятия, памяти, мышления);
  • Коррекция личности в целом.

С учетом вышеизложенных направлений работы были составлены рекомендации для родителей по развитию речевых умений и навыков старших дошкольников, с которыми мы вас сейчас познакомим (основные тезисы по каждому разделу демонстрируются на экране)

  • Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста (учитель-логопед)

Важным условием для развития речи является повседневное общение ребенка со взрослыми и специальная работа педагогов и родителей в этом направлении. Разберем отдельные моменты данной работы.

  • Развитие мелкой моторики (учитель-дефектолог)

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки на формирование речевых областей головного мозга, и не случайно руку  называют «вторым органом речи». Следовательно, необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений кистей и пальцев рук.

Рекомендуемые виды работы, с которыми мы уже неоднократно знакомились,  вы можете увидеть на экране *

  • Массаж руки: растирание, разминание; пособие "Пальчиковый бассейн "
  • Пальчиковые игры (с речевым сопровождением)
  • Игры и действия с игрушками и предметами: перебирание мелких предметов (бусинки, бирюльки, пуговицы, крупа); расстегивание и застегивание пуговиц; нанизывание бус на нитку; шнуровка на специальных рамках; завязывание на бант (лента, шнурки); складывание матрешки, пирамидки; игры с мозаикой, конструктором;
  • Изобразительная деятельность: разукрашивание карандашами;  лепка из глины и пластилина; работа с бумагой и ножницами; поделки из природного материала и другие.
  • Графические упражнения: проведение линий; обведение предметов по контуру, по точкам; обведение трафаретов и шаблонов; штрихование контурных изображений предметов; дорисовка  картинок; продолжение узоров по клеткам и другие;

Для детей 4 года обучения важен последний этап работы, поэтому мы предлагаем вашему вниманию рабочие тетради детей по формированию графических навыков. Открыв тетрадь, родитель сможет увидеть результат труда своего ребенка.

  • Развитие речевой моторики (учитель-логопед)

Мы уже отмечали, что у детей с дизартрией ограничен объем, страдает точность выполнения артикуляционных движений. А для четкой артикуляции звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – губы, язык, мягкое небо. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Упражнения должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество выполнения. Для каждого ребенка комплекс упражнений составляется  индивидуально, исходя из задачи добиться правильной артикуляции звука с учетом конкретного его нарушения.  

Закрепление любого навыка требует систематического повторения действий, поэтому проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, желательно два – три раза в день, чтобы вырабатываемые двигательные навыки становились более прочными. Длительность ее проведения не должна превышать 2 – 3 минут. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильное положение органов артикуляционного аппарата.  В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя упрекать его в том, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу от выполнения. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научится подниматься кверху»).

  • Развитие речевого дыхания

У детей с дизартрией часто отмечается нарушение физиологического и речевого дыхания, которые выражаются в недостаточном объеме дыхания (поверхностное дыхание), укорочении речевого выдоха.

Наиболее правильным, целесообразным и удобным для речи  типом физиологического дыхания является диафрагмальное дыхание (умение дышать «животом»). Упражнение «Шарик» (проводится с родителями). Сидя (а лучше проводить его лежа на спине), одна рука на груди, другая на животе. Медленно вдохнуть (живот поднимается – надуваем шарик), задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдохнуть пф-ф-ф (живот втягивается)

В ходе специальных упражнений необходимо работать над развитием речевого дыхания (емкий короткий вдох, равномерный продолжительный выдох), формировать у детей длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю. Некоторые упражнения дыхательной гимнастики, проводимые с детьми, вы видите на экране (на слайдах представлен фоторяд)

Описание данных упражнений, а т.ж. требования к проведению дыхательной гимнастики представлены в памятках для родителей.*

 Игровые упражнения для развития физиологического и речевого дыхания:

  • «Шарик» Сидя (или лежа на спине), одна рука на груди, другая на животе. Медленно вдохнуть (живот поднимается – надуваем шарик), задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдохнуть пф-ф-ф (живот втягивается)
  •   «Прокати карандаш» (губы вытянуть трубочкой, вдохнуть носом и сильно выдохнуть на карандаш, чтобы тот прокатился по столу)
  • «Задуй свечу» (–//– задуть свечу с первого раза)
  • «Ветерок» (–//– подуть на кораблик, который находится в тазу с водой, чтобы он  доплыл до противоположного берега)
  •  «Буря в стакане» (подуть в стакан с водой через соломинку как можно сильнее, чтобы получилась «буря»)
  • «Забей в ворота гол» (положить широкий передний край языка на нижнюю губу и подуть с зажатым между губами языком, сдувая ватку (мяч) в импровизированные ворота; воздушная струя идет по центру языка, щеки при этом не надуваются)
  •  «Трубач» (поднести к губам воображаемую трубу, имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту»)
  • (сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш-ш»)
  • Поиграй на дудочке, на губной гармошке, надуй воздушный шарик и пр.

Требования к проведению дыхательной гимнастики:

  • выполнять дыхательные упражнения ежедневно по 3 – 5 мин, дозировать количество и темп проведения упражнений;
  • проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;
  • заниматься до еды в свободной, не стесняющей движения одежде;
  • вдыхать воздух через рот или нос, выдыхать – через рот;
  • вдыхать легко и коротко, а выдыхать длительно и экономно;
  • в процессе речевого дыхания не поднимать плечи при вдохе, не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди.

  • Формирование правильного звукопроизношения

Многие родители не слышат дефектного произношения ребенком некоторых

звуков (так, например, горловое произношение звука «р» или двугубный звук «л», близкий к произношению «у», воспринимаются родителями за правильное их звучание). Поэтому,  состояние звукопроизношения, а т.ж. постановка и начальный этап автоматизации звуков должны осуществляться специалистом (учителем-логопедом). Но для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения только занятий с логопедом недостаточно, здесь необходима помощь родителей в автоматизации уже поставленных звуков (т.е. доведении приобретенного ребенком навыка до автоматизма). На первоначальном этапе речевой материал для закрепления поставленного звука должен произноситься утрированно (с выделением данного звука голосом).

 Процесс автоматизации звука осуществляется поэтапно:

  • автоматизация звука в отраженной речи (воспроизведение за взрослым слогов, слов, предложений с данным звуком);
  • автоматизация в различных формах заученной речи (чистоговорки, рифмовки);
  • исправление неточностей, сознательно допущенных взрослым;
  • автоматизация в различных формах ускоренной речи (скороговорки и т.д.);
  • автоматизация в самостоятельной разговорной речи.

Родителям необходимо постоянно контролировать речь своего ребенка, исправлять его ошибки, добиваясь правильного произношения автоматизируемых звуков.

Рекомендации родителям к проведению домашних занятий с детьми *: (см. на экране)

  • Психологически подготовьте ребенка к будущей деятельности. Он должен понять, что говорить нужно правильно и этому надо учиться. Взрослому также следует запастись терпением, настроиться на кропотливую работу. Будьте заинтересованы, внимательны, настойчивы.
  • Приготовьте место для занятий: небольшой стол и два стула одинаковой высоты. Помните, что способность детей дошкольного возраста к концентрации внимания очень невелика, поэтому проследите, чтобы рядом не было предметов, отвлекающих ребёнка от работы.
  • Не приступайте к занятию в дурном настроении: нельзя показывать ребёнку своё нежелание заниматься.
  • Старайтесь не заниматься с ребёнком, если он утомлён или перевозбуждён, скорее всего, такие занятия не дадут результата.
  • Не торопите ребёнка во время выполнения задания.
  • Добивайтесь того, чтобы ребёнок чётко и внятно произносил нужный звук, «нажимал» на этот звук в предложенных словах, самостоятельно называя картинки или повторяя слова за Вами.
  • Не забывайте улыбаться и хвалить ребенка за любое, даже самое маленькое достижение.

  • Развитие фонематического слуха и восприятия

Фонематический слух  представляет собой сложную психическую деятельность  по восприятию и различению звуков речи. Это основа правильного звукопроизношения, профилактика нарушений письменной речи в школьном обучении. Запись любого слова предполагает умение определить (то есть «опознать») каждый входящий в его состав звук и обозначить его соответствующей буквой.  Если же некоторые звуки кажутся ребенку одинаковыми, то он неизбежно будет затрудняться при выборе соответствующих этим звукам букв во время письма. Например, при не различении на слух звуков б и п он не будет знать какая первая буква (б или п) должна быть в слове булка или в слове потолок. Обычно смешиваются детьми звуки по звонкости – глухости (б – п, т – д, к – г, в – ф, с – з, ш – ж); по твердости – мягкости (с – сь, т – ть, л – ль и др.); свистящие – шипящие (с – ш, з – ж, щ – сь); соноры (р – л, ль – й) и другие.

Для того, чтобы развить у ребенка способность к различению звуков, нужно всеми возможными способами показать ему разницу в звучании тех звуков, которые кажутся ему одинаковыми. При этом на первых этапах различие в звучании несколько утрируется, специально подчеркивается, чтобы для ребенка оно стало более заметным.

Задания на развитие фонематического слуха и восприятия предложены на страницах выпуска нашей газеты для родителей. Разберем некоторые из них (по выбору педагога):

  • Правильно показать картинки, названия которых различаются только одним «трудным» звуком (козы – кожи, корка – горка, бочка – почка, мышка – мишка, мыло – Мила, лук – люк, рожки – ложки…) (демонстрируется пособие)
  • Хлопнуть в ладоши (или показать фишку), если услышишь заданный звук, например ш:   х, ф, с, ш, з, ф, ж, ш, х, с, ш… (аналогично проводится задание по выделению слога, слова с заданным звуком из ряда других)
  • Разложить картинки на две группы, например, со звуками с и ш: санки, шапка, самолет, сумка, шуба, собака, шары, машина, кошка, посуда и т.д.)
  • Воспроизведение слоговых рядов с чередованием согласных звуков по звонкости – глухости, твердости – мягкости, свистящих – шипящих и др. (па – ба, па – ба – па, ба – па – па; са – ша, ша – са – ша; са – ша – са; ла – ра, ра – ла – ра,  ла – ра – ра и т.д.)
  • Воспроизведение серии слов в названном порядке (полено – колено, мак – бак – так, дом – ком – сом, будка – утка – дудка, нитка – ватка – ветка…)  

  • Развитие словарного запаса

Нарушение формирования лексики  у детей с системным недоразвитием речи проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных заменах слов по звуковой и ситуативной близости, трудностях актуализации словаря (родителям приводятся примеры).  Работа по формированию лексического запаса дошкольников осуществляется параллельно с развитием их жизненного опыта, расширением представлений об окружающей действительности, формированием познавательной деятельности (мышления, восприятия, памяти, внимания и др.) Здесь в первую очередь важно  помнить, что ребенок должен четко представлять себе сами предметы, их свойства или действия для того, чтобы обозначать их с помощью слов.

Для развития словарного запаса м.б. использованы следующие упражнения*:

(некоторые из них, по выбору педагога можно провести с родителями)

  • называние предметов, относящихся к различным логическим группам (например, ребенку предлагается назвать все известные ему деревья, цветы и пр.);
  • называние обобщающих понятий (общих названий для группы однородных предметов: овощи, фрукты, мебель, посуда, одежда, обувь, транспорт и т.д. )
  •  подбор признаков к определенному предмету (яблоко – красное, круглое, сочное, ароматное, румяное, кисло-сладкое и т.д.);
  • подбор возможных действий к предмету (снег идет, падает, кружится, сверкает, скрипит, тает и т.д.);
  • подбор предметов к заданному действию (идет – снег, дождь, человек, поезд, медведь, бабушка, время и т.д.)
  •  подбор антонимов (слов с противоположным значением: высокий – низкий, больной – здоровый, пустой – полный, говорить – молчать и т.д.);
  • слов синонимов (слов, близких по значению: бежать – нестись, мчаться; смелый – храбрый, отважный и т.д.) и др.
  • Развитие грамматического строя речи

Для детей с речевым недоразвитием характерна также несформированность  грамматического строя речи, которая проявляется в неправильном употреблении (или опускании в речи) предлогов, неправильном согласовании слов в предложении (употреблении родовых, падежных окончаний) и т.д.

Родители должны внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки. Неисправленная грамматическая ошибка является лишним подкреплением неправильных условных связей. Исправление ошибок способствует тому, что дети привыкают осознавать языковые нормы, т.е. различать, как надо говорить правильно.

Как же исправлять грамматические ошибки детей? 

 Допущенную ребенком неправильную форму не следует повторять. Нужно коротко указать ребенку: «неверно», «неправильно», затем предложить ему подумать, как сказать правильно (при затруднении - дать верный вариант ответа и добиться от ребенка его повторения).

В усвоении  ребенком грамматических норм языка важную роль играет  речь взрослого. Нужно говорить с ребенком четко и внятно, в доступном для него темпе, желательно выделять голосом предлоги, окончания существительных, прилагательных и пр. (т.е. делать на них произносительный акцент).

Дидактические игры и задания для развития навыков словообразования и словоизменения мы т.ж. предлагаем на страничках газеты для родителей.

(по выбору педагога можно разобрать некоторые из них)

  • «Измени слово» (преобразование существительных ед. ч. во мн. ч.) Ребенку предлагается изменить слова по образцу так, чтобы они обозначали много предметов, например: дом – дома, окно – окна, лист – листья, стул – стулья и т. д. (игру можно проводить с мячом)
  • «Добавь слово» (образование глаголов с приставками). Взрослый начинает фразу и предлагает ребенку добавить слово, обозначающее действие (по картинкам): Мальчик к дому…(подходит), в дом…(заходит), из дома…(вы-ходит), вокруг дома…(обходит), через дорогу…(переходит) и т.д.
  • «Назови листья» (образование относительных прилагательных). По картинкам ребенок должен подобрать лист (ветку, шишку) к каждому дереву и правильно назвать их: лист клена – кленовый, лист березы – березовый, лист рябины – рябиновый, шишка сосны – сосновая и т.д.
  • «Где мяч?» (употребление предлогов) Ребенку предлагают назвать, где находится мяч (по картинкам или следам демонстрируемых действий), используя предлоги на, под, в, за, к, от, около, из-за, из-под, между. При этом он должен не только уместно употребить предлоги, но и правильно произнести окончания существительных.
  • «Радуга» (согласование прилагательного с существительным). Ребенку предлагается разложить предметные картинки по цветам радуги и назвать их: красный шар, красная крыша, красное яблоко, красные лыжи; желтый лимон, желтое платье, желтая репа, желтые карандаши и т.д., правильно употребляя окончания прилагательных.

(Наглядные пособия и дидактические игры, представленные на выставке, демонстрируются родителям)

  • Развитие связной речи

Под связной речью принято понимать такие развернутые (то есть состоящие из нескольких или из многих предложений) высказывания, которые позволяют четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому об её развитии необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

 Прежде всего, нужно постараться вызвать у ребенка желание о чем-то рассказать. С этой целью можно начать заинтересованно о чем-то его расспрашивать, побуждая рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, просмотренном мультфильме и т.п. Слушать нужно с интересом, направляя сбивчивый рассказ ребенка в нужное русло путем постановки вопросов.

 Необходимо научить ребенка понимать связные высказывания, прослеживать последовательность событий, улавливать их причинно-следственные связи. Очень хорошую возможность для этого создает чтение или рассказывание сказок и приучение ребенка внимательно следить за развитием действий. Так, например, он должен понимать, что нельзя сначала рассказать о том, как волк съел Красную Шапочку, а затем о том, как мама испекла пирожок и попросила навестить больную бабушку.

До овладения связной речью следует научить ребенка давать на вопрос полный ответ. Делать это можно на материале тех же самых сказок. Прочитав вслух сказку, задайте по её содержанию вопросы в строгом соответствии с ходом развития описанных в ней событий. Полные ответы ребенка на эти вопросы, по сути дела, и будут являться почти пересказом прочитанной сказки. Например:

Что посадил дед? (Дед посадил репку.) Какая выросла репка? (Репка выросла большая-пребольшая.) Что стал делать дед? (Дед стал репку из земли тянуть.) и т.д.

Прослеживанию последовательности событий очень помогает составление ребенком рассказов по серии сюжетных картин, сам порядок расположения которых представляет собой четкий план рассказа.

Постепенно ребенок подводится к составлению самостоятельного рассказа по сюжетной картине.  Для подготовки его к рассказу картинка внимательно рассматривается вместе с ним и в процессе рассматривания ему задаются вопросы по её содержанию. Это поможет ребенку сориентироваться о чем и в какой последовательности будет составляться рассказ.

Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил при построении рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.

  • Подготовка к обучению грамоте

Обучение элементарной грамоте дошкольников с системным недоразвитием речи начинают с 4 года обучения (в подготовительной к школе группе), когда у детей имеются интеллектуальные и речевые возможности  овладевать знаково-символическими средствами. Задачи данного раздела вы видите на экране. *

Задачи обучения элементарной грамоте:

  • Познакомить детей с понятием «предложение», «слово»,  «слог», «звук»
  • Учить составлять предложения по демонстрируемым действиям, сюжетным картинкам, готовой схеме
  • Учить анализировать предложение из 2-4 слов без предлога (определять количество, последовательность слов в предложении)
  • Учить делить слова на слоги (части), определять количество слогов в слове
  • Познакомить детей со звуками (и буквами) а, у, и, о; м, к, (п, т),с, р, ш
  • Учить выделять заданные звуки среди других; соотносить звуки с буквами; находить изучаемые буквы среди других, сходных по написанию
  • Учить выделять на слух слова с определенным звуком; находить на картинках предметы, названия которых начинаются на определенный звук
  • Учить детей определять первый гласный, первый и последний согласный звук в слове
  • Учить определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце)
  • Начать учить детей сливать звуки в слоги, начиная с закрытых слогов.

Не будем останавливаться на этом вопросе, т.к. по обучению элементарной грамоте недавно была проведена подробная консультация для родителей, где вы познакомились с объемом изучаемого материала по данному разделу, отдельными приемами работы с детьми. В следующем месяце мы приглашаем вас на открытое занятие по обучению грамоте, где дети смогут продемонстрировать свои достижения.

Дошкольный возраст – это чудесный время «почемучек». Поэтому не оставляйте без внимания вопросы детей, больше общайтесь со своим ребенком, беседуйте с ним о животных, игрушках, различных явлениях окружающего мира, наблюдайте за погодными изменениями; рассказывайте детям сказки, чаще задавайте вопросы, добиваясь ответов на них в доступной для ребенка форме.

И помните, речь взрослого является образцом речи для ребенка. Поэтому необходимо обязательно следить за своей речью:

- четко и ясно произносить все звуки;

- не «глотать» окончания и предлоги (лучше проговаривать их утрированно, выделяя голосом);

- выдерживать темп речи, доступный ребенку;

- новые для ребенка слова и обороты, встречающиеся в тексте непременно объяснять.

Развитие речи – это длительная и кропотливая работа, которая требует систематичности, выдержки и терпения.  Поэтому надеемся на ваше понимание и помощь в совместном обучении и воспитании ваших детей.

По каждому разделу речевого развития дошкольников подготовлена выставка методической литературы, дидактических игр и пособий, с которыми вы можете познакомиться после семинара. А специалисты (учитель-логопед и учитель-дефектолог) дадут практические советы по их использованию. Т.ж. мы предлагаем вашему вниманию дидактические игры и задания по развитию речи детей на страницах специального выпуска газеты для родителей «Поверь в свое дитя», который был посвящен данной теме.

 А сейчас мы хотим продемонстрировать некоторые методы и приемы по закреплению речевых умений и навыков дошкольников, а помогут нам в этом сами дети.

  • Путешествие по «Стране правильной речи»

  • Игра «Давайте познакомимся»

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, знакомство участников между собой, вызывание положительных эмоций, снятие скованности, напряжения.

Взрослые  образуют круг в центре зала, напротив каждого родителя становится его ребенок. Педагог отдает одному из детей игрушку со словами: «Здравствуйте, я кот Василий. Я очень хочу познакомиться с вами, ребята, и вашими родителями. Назови, пожалуйста, свое имя и имя твоей мамы (папы)» (так по очереди все дети знакомятся с котом).

А сейчас я предлагаю отправиться в путешествие по «Стране правильной речи». Родители и дети становятся «паровозиком»  за логопедом. Педагог читает стихотворение, сопровождая его движениями по тексту.

Ду – ду – ду! Я по рельсам иду.

Чу – чу – чу! Всех сегодня прокачу.

Загудел паровоз и вагоны повез: Ту – ту…

  • 1 станция «Наши пальчики играют» (развитие мелкой моторики)

Дети и родители вместе с логопедом выполняют комплекс пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением («Семья могучая» Галянт И.Г.)

  • 2 станция «Веселый язычок» (развитие артикуляционной моторики)

Всем участникам (детям и родителям) раздаются индивидуальные зеркала. Им предлагается поучаствовать в обыгрывании «Сказки о веселом язычке»

(Сказку читает дефектолог, логопед стоит лицом к участникам и по ходу сказки демонстрирует нужные артикуляционные уклады):

Жил-был Веселый Язычок. Он любил веселиться и играть. Выглянул язычок в окошко (Упражнение «Окошко»).

 Увидел ласковое солнышко и решил погреться. Лег широкий язычок позагорать (Упражнение «Лопаточка»). Позагорал и опять спрятался в свой домик.

Снова выглянул из домика Язычок. Посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по-сторонам и закачался он как маятник в старинных часах (Упражнение «Часики»). Покачался-покачался и опять в домик спрятался.

Выглянул снова и увидел, как девочка на качелях качается: вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее (Упражнение «Качели»). И он так же покачался. Устал язычок, спрятался в домик и уснул.

Приснился ему сон, как он зимой катается на горке (Упражнение «Горочка»).

Проснулся язычок и решил перекусить. Достал он большую банку с малиновым вареньем. А варенье у него вкусное-вкусное (Упражнение «Вкусное варенье»). 

Наелся язычок, вышел из домика и увидел: скачет лошадка. Сел он на лошадку и поехал путешествовать (Упражнение «Лошадка»).

Вот какая сказка у нас получилась. Попробуйте дома придумать с родителями новую сказку о приключениях Веселого язычка.

  • 3 станция «Будем правильно дышать» (развитие речевого дыхания)

Упражнение «Снежинки». Взрослый держит снежинку за ниточку, а ребенок плавно дует на нее до отклонения снежинки назад. Родители контролируют, чтобы в процессе выполнения упражнения дети не поднимали плечи и не надували щеки.

  • 4 станция «Трудный звук – ты мой друг» (автоматизация звуков)

Игра «Логопедическое лото». Участники полукругом садятся за стол. Детям раздаются карточки логопедического лото (на автоматизируемые звуки). Дети правильно называют «свои» слова, родители контролируют их произношение (если ребенок затрудняется, взрослый дает образец с утрированным произнесением звука, ребенок отраженно воспроизводит данное слово)

  • 5 станция «Учимся слушать и слышать» (развитие фонематического слуха)

 Игра «Слушай внимательно, повторяй старательно». Родителям раздаются карточки со слоговыми рядами  (пы – бы – пы, га – ка – га, та – тя – та, ми – мы – ми, са – ша – са, жи – зы – жи, ра – ла – ра  и т.п.)  Участники встают полукругом. Дети вслед за родителями по порядку воспроизводят по одной слоговой дорожке, которая написана на их карточке.

  • 6 станция «Обучение грамоте» 

Игра «Засели жильцов в домики». Всем участникам раздаются предметные картинки со звуками а, у, о, и в начале слова. На крышах домиков находятся соответствующие буквы. Детям предлагается выделить первый звук в слове и поместить картинку в тот домик, на котором находится буква, обозначающая данный звук. Затем дети помогают «затрудняющимся» родителям.

 Игра «Составь предложение». Участникам раздаются конверты, в которых находятся иллюстративно-графические схемы предложений. Детям предлагается составить предложение из трех слов по двум опорным предметным картинкам. Например: Девочка, цветы Девочка поливает цветы. Папа, газетаПапа читает газету. Бабушка, носкиБабушка вяжет носки. Мальчик, конфета Мальчик ест конфету и т.д.

  • 7 станция «Играем в слова» (активизация словаря)

Игра  «Исключи четвертый лишний». Участникам раздаются карточки с четырьмя предметными картинками. Нужно найти одну из них, которая по смыслу не подходит к остальным картинкам, и объяснить почему. Например: груша, яблоко, помидор, апельсин. Лишний – помидор, потому что это овощ, а все остальные – фрукты. При затруднении родители помогают детям.

Игра «Назови признак». Дети встают в круг, родители за своими детьми. Логопед передает по кругу яблоко, дети подбирают определения к слову. Яблоко (какое?) вкусное, полезное, сочное, красное, румяное, большое, круглое, ароматное, чистое, сладкое, червивое,… (Если ребенок затрудняется, родитель может дать ему контекстную подсказку: Какое яблоко по форме? Какое яблоко на вкус? Если яблоко вымыли, какое оно? И т.д.) При выполнении задания родителями контролируется правильное произнесение детьми окончаний прилагательных.

  • 8 станция «Грамотейка» (развитие грамматического строя речи)

Игра «Радуга». На доске изображена радуга. Уточняется название цветов радуги. Участники (дети и родители) получают картинки разного цвета. Педагог предлагает подобрать картинки к каждому цвету радуги и назвать их: яблоко красное, апельсин оранжевый, груша желтая, лист зеленый, небо голубое, мяч синий, пальто фиолетовое и т.д., выделяя голосом окончания прилагательных.

  • 9 станция «Рассказчики» (развитие связной речи)

Игра «Загадай загадку». Родителям раздаются конверты, в которых лежат картинки с изображением диких и домашних животных. Логопед дает образец составления описательной загадки о животном. Например: Это дикое животное. Он большой, мохнатый, неуклюжий, косолапый. Шерсть у него коричневая. Уши круглые, хвост маленький. Он любит малину и мед. Всю зиму спит в берлоге.     Участники отгадывают, что это за животное. Затем дети пробуют самостоятельно описать «свое» животное, а остальные должны отгадать его по описанию. При затруднении родители помогают ребенку.

Наше путешествие подошло к концу. Молодцы, ребята, вы научили своих родителей новым интересным играм, в которые дома сможете снова поиграть.

В заключение родители приглашаются на выставку методической литературы, дидактических игр и пособий по развитию речевых умений и навыков детей. Им вручается выпуск газеты для родителей «Поверь в свое дитя» на тему «Готовимся к школе: развиваем речь детей» и «Памятки» с рекомендациями специалистов.

(Для  экономии времени, материал, выделенный цветом подробно не разбирается, он представлен на слайдах мультимедийной презентации и в памятках для родителей)

Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.
  2. Галянт И.Г. Смешные человечки (Игры пальчиковые. Игры с палочками): Авторская программа элементарного музицирования. – Челябинск. 2004.
  3. Дмитриева Г.Ф. Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе» // Логопед № 5, 2008.
  4. Ильина М. И., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? – СПб.: «Дельта», 1998.
  5. Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. – М: Лист-Нью, 2000.
  6. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2001.
  7. Логопедия. Под ред. Л.С.Волковой, М.: «Просвещение», 1989.
  8. Репина З.А. , Буйко В.И. Уроки логопедии. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1999.
  9. Ткаченко Т.А.  Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 1999.
  10. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М.: «Просвещение», 1989.

* Материал не зачитывается (он представлен  на слайде мультимедийной презентации и в памятках для родителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Речевая готовность ребенка к школе"

Материал для родительского собрания...

Семинар -практикум с презентацией для родителей. Психологическая готовность ребенка к школе.

Семинар-практикум направлен на формирование психологической компетентности родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школе. Презентация поможет родителям воспринимать информацию ...

Семинар – практикум «психологическая готовность ребенка к школе»

Актуальность. Каждый ребёнок идет в первый класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пяте...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь писать, считать и читать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»....

Семинар-практикум для родителей «Готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей«Готовность ребенка к школе»...