Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»
методическая разработка по развитию речи

Альбина Флюра Шарифулловна

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием и критериями речевой готовности к школьному обучению.
  2. Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе.
  3. Активизировать родителей в стремлении использовать игры и игровые упражнения для развития устной речи у детей в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx28.11 КБ
PDF icon rechevaya_gotovnost_k_shkole.pdf691.01 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

                             «Речевая готовность ребенка к школе»

  

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросе речевой готовности детей к обучению в школе и осуществление взаимодействия семьи и детского сада.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием и критериями речевой готовности к школьному обучению.
  2. Показать родителям важность сформированности всех компонентов речи для успешного обучения ребенка в школе.
  3. Активизировать родителей в стремлении использовать игры и игровые упражнения для развития устной речи у детей в домашних условиях.
  4. Способствовать сближению взрослых в процессе выполнения заданий, общения и игр.

Ход семинара:

Слайд 1. 

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе значит— быть готовым всему этому научиться».                    

Л. А. Венгер 

 Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады, что вы нашли время посетить нашу встречу! У кого-то заканчивается последний год пребывания  детей в детском саду, у кого-то еще один  год  впереди. Совсем скоро их встретит школа. И в жизни детей начнётся новый период. Они станут первоклассниками, а вы, дорогие мамы и папы, вместе с ними «сядете» за парты.

Ни для кого не секрет, что современная школа предполагает довольно высокий уровень подготовки дошкольника к обучению в ней. Среди прочих требований речевая готовность к школе имеет чрезвычайно важное значение. 

И каждого из Вас волнуют вопросы – готов ли Ваш ребёнок к школе? Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе?   По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой?  Сегодня, мы постараемся разобраться, что же такое речевая готовность к школе и как её развивать.

Пройдет совсем немного времени, и настанет важный момент в жизни вашего малыша, который называют «первый раз – в первый класс». 1 сентября – рубежный день, который делит жизнь ребенка на дошкольное детство и школьные годы. Впереди – новая, школьная жизнь, и у каждого – своя собственная.

Слайд 3

Что означает речевая готовность ребенка к школе?

Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и учителями.

Ребенку очень важно иметь такой уровень развития речи, который бы позволил ему успешно освоить школьную программу. От этого напрямую зависит успех ребенка в освоении школьных дисциплин и его социализация. Речевая готовность ребенка к школе – это обязательное условие его успеваемости по всем предметам.

Слайд 4.

Чтобы ребенок не испытывал проблем с чтением и обучением письму, у него должны быть сформированы определенные компоненты речи.

Во-первых, умение слушать и слышать других.

Если ребенок не умеет слушать и понимать услышанное, то у него возникнут серьезные проблемы в понимании учебного материала, который рассказывает учитель в устной форме. В этом возрасте крайне важно, чтобы ребенок мог понимать и действовать по той инструкции, которую он получает от преподавателя.

Предлагаю немного поиграть. Выполним упражнения для развития речевого внимания.

  1. Возьмите листочки и цветные карандаши. Дважды послушайте задание и выполните его.
  • -Нарисуйте справа три грибочка, а слева два цветочка.
  • -Нарисуйте сверху елочку, а снизу домик.
  • -В верхнем правом углу нарисуйте два мячика, а левом нижнем углу три листика.
  • -В центре нарисуйте сердечко, в верхнем левом углу человечка.
  1. Послушай три близких по звучанию слова и повтори названия только съедобных предметов.
  • Картошка. Ложка. Окрошка.
  • Апельсин. Блин. Мандарин.
  • Конфета. Котлета. Ракета.
  • Миска. Сосиска. Ириска.

Спасибо! Вы большие молодцы!

Слайд 5.

Во-вторых, должна быть сформирована произносительная сторона речи (звукопроизношение).

Ребёнок к 6-7 годам правильно произносить все звуки речи;

  • чётко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например, мотоциклист, регулировщик);
  • говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации;
  • изменять темп речи (говорить медленно или быстро)

Нарушение звукопроизносительной стороны речи может отложить свой

отпечаток на навыке письма. Если ребенок искажает или заменяет какие-либо звуки в устной речи (чаще всего это свистящие, шипящие, [р],[р,][л]), то есть вероятность, что в письменной речи эти звуки будут так же подвергаться

замене или пропускаться. Разумеется, не все дети с нарушением звукопроизношения имеют такие проблемы (пропуски и замены букв на

письме). Если у ребенка достаточно хорошо развит фонематический слух, то подобных сложностей не будет.

 Слайд 6. Слайд 7

В-третьих, необходима достаточная сформированность фонематических процессов.

К началу школьного обучения у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух - умение слышать узнавать и различать фонемы (звуки) родного языка. Недостаточный уровень развития, либо нарушение в развитии фонематического слуха в устной речи проявляются в заменах одного звука на другой (например: вместо «шапка» ребенок говорит «сапка»), в ошибках воспроизведения слов со сложной звуко-слоговой структурой, таких, как велосипедист, аквалангист и прочее. При этом следует обратить внимание, если ребенок при нормативном звукопроизношении путает звуки в устной

речи, то на письме это отразиться аналогичным образом. И, разумеется, если у ребенка нарушено и звукопроизношение и фонематический слух, проблема становится еще серьезнее.

Для полноценного овладения чтением и письмом недостаточно умения дифференцировать звуки речи на слух, необходимо еще научиться звуковому анализу и синтезу слов. У ребенка должна быть сформирована

- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове, определять количество звуков в слове и т.д.

Слайд 8. Кроме того, дети должны знать и правильно употреблять термины «Звук», «Слог», «Слово», «Предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий ; уметь работать со схемой слова, разрезной азбукой.

Итак, если ребенок придет в школу не готовым к сложному процессу звукового анализа и синтеза слов, то он неизбежно встретится с большими трудностями.

Казалось бы, что может быть проще: назвать звуки, из которых состоит слово? Предлагаю провести небольшой эксперимент: назовите по порядку

все звуки в слове «КОТ». Скажите, вы представили себе слово написанным или произносили слово, прежде чем назвать звуки?

Кто представил написанное слово – на самом деле, провел не звуковой, а буквенный анализ. Если вы сомневаетесь, предлагаю еще одно слово

«ЮЛА». Какой первый звук? Стоп! Звука [ю] нет в природе. Прислушайтесь: й-ула, первый звук в этом слове – [й].

 

Вы видите, что даже взрослому, грамотному человеку не так – то просто произвести звуковой анализ слова. А каково же ребенку?

Давайте попробуем провести еще один маленький эксперимент: назовите слова, которые начинаются с того же звука, что и слово «Медведь».

Слайд 9.

В-четвертых, должен быть достаточный по объему и качеству словарный запас. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас.

В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать- молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец,  скакун  и  т.  д.),  слова  –  действия,  слова  –  признаки. Чем больше у ребенка словарный запас, тем богаче, выразительнее и образнее будет его собственная речь, и тем он лучше будет понимать речь окружающих        его                людей. слов, предложений, текста.  

Слайд 10. Слайд 11.

Пятый критерий речевой готовности - сформированность грамматического строя речи (навыки словообразования и словоизменения).

К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова.

Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы   –   лисята,   у   льва   –   львята   и   т.   д. Недостаточный уровень развития грамматического строя речи приведет к ошибкам, выраженными в согласовании слов в предложении по роду, числу, падежу; к неадекватному использованию предлогов.

Навыки словообразования: 

Ребёнку нужно уметь уметь:

  • образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например, глаза – глазки – глазищи);
  • образовывать глаголы с помощью приставок (например, шел – вышел – перешел – обошел);
  • образовывать название детенышей животных;
  • образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например, малина – малиновое, лиса – лисья).

Слайд 12. ИГРА «Цепочка слов

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры в подборе слов -        существительных и прилагательных - объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов. Например, исходное слово «цветок».

Воспитатель: Какой бывает цветок?

Родитель: Яркий, красивый, большой.

Воспитатель: Что еще большим бывает?

Родитель: Дом, деревья, животные.

Воспитатель: Какие бывают животные?

Родитель: Дикие, хищные, домашние.

Воспитатель: Кто из животных бывает домашним?

Родитель: Собака, корова, кошка.

Воспитатель: Кошка, бывает какая?

Родитель: Пушистая, ласковая, разноцветная...

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, платье, телевизор...

Воспитатель: Каким еще может быть платье?

Родитель: Шелковым, новым, прямым...

Воспитатель: Что еще может быть прямым? И т.д.

Слайд 12.

И шестой критерий, определяющий речевую готовность ребенка к обучению в школе, - это владение связной речью.

К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики - слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи (отсутствие подсказок        по        ходу пересказа).

Недостаточное развитие связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении самостоятельного высказывания, в написании сочинений и изложений. Хорошо же развитая речь первоклассника служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но по другим предметам школьной программы.

Релаксация. Игровой практикум «Все мы разные»      

 Возьмите все по цветку. Раскрасьте их.

(На столах лежат одинаковые цветы по размеру, по цвету, по форме, цветные карандаши, фломастеры.)

А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по размеру, цвету, форме. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? (Нет.) Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по-разному.

Отсюда правило:

-     Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ! Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы будем делать для того, чтобы ЗНАТЬ, КАК И ЧТО ДЕЛАТЬ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей «Речевая готовность ребенка к школе»

В статье представлен объем работы и рекомендации по речевому развитию дошкольников с нарушением интеллекта, которые помогут в подготовке детей к школьному обучению. Теоретическую основу статьи составл...

Семинар - практикум "Речевая готовность ребенка к школе"

Материал для родительского собрания...

Семинар -практикум с презентацией для родителей. Психологическая готовность ребенка к школе.

Семинар-практикум направлен на формирование психологической компетентности родителей по вопросу психологической готовности ребенка к школе. Презентация поможет родителям воспринимать информацию ...

Семинар – практикум «психологическая готовность ребенка к школе»

Актуальность. Каждый ребёнок идет в первый класс с надеждой, что в школе всё у него будет хорошо. И учительница будет красивая и добрая, и одноклассники будут с ним дружить, и учиться он будет на пяте...

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»

Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...

Конспект семинара-практикума для родителей «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»

Конспект семинара-практикума для родителей «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»...