Конспект семинара-практикума для родителей «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»
методическая разработка (подготовительная группа)
Конспект семинара-практикума для родителей «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект семинара-практикума для родителей
Тема: «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»
Целевая аудитория: родители детей 5-7 лет.
Продолжительность: 1 – 1,5 часа.
Цель семинара: Показать родителям важность развития эмоционального интеллекта (ЭИ) у старших дошкольников, дать практические инструменты для помощи ребенку в понимании и управлении своими эмоциями.
Структура и содержание семинара
1. Вступление (10 минут)
- Приветствие и актуализация темы.
- "Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим не о буквах и цифрах, а о том, что часто остается за кадром, но является фундаментом для успешной учебы и счастливой жизни – об эмоциональном интеллекте."
- Вопрос к залу: "Как вы думаете, что будет сложнее для вашего ребенка в первом классе: решить пример или пережить ссору с другом, страх у доски, разочарование от неудачи?"
- Что такое Эмоциональный Интеллект (ЭИ)? Просто о сложном.
- ЭИ – это не про подавление эмоций! Это умение:
- Распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
- Понимать их причины и последствия.
- Управлять своими эмоциональными реакциями.
- Использовать эмоции для решения задач.
- Почему ЭИ так важен именно сейчас?
- Подготовка к школе: Умение справляться с фрустрацией, работать в команде, слушать учителя, заводить друзей.
- Профилактика стресса: Школа – это новая среда, правила, нагрузки. Ребенок с развитым ЭИ легче адаптируется.
- Фундамент для будущего: Успех в жизни и карьере на 80% зависит от уровня ЭИ и только на 20% от IQ.
2. Основная часть: "4 шага к пониманию эмоций" (40 минут)
ШАГ 1: "Узнаю и называю" (Азбука эмоций)
- Проблема: Дети часто не знают, что с ними происходит. "Я злой" – это может быть и обида, и ревность, и разочарование.
- Что делать?
- "Эмоциональный словарь": Расширяйте словарь эмоций. Используйте не только "радость", "грусть", "злость", но и "раздражение", "восторг", "гордость", "скука", "тревога".
- Обсуждаем эмоции в книгах и мультфильмах: "Как ты думаешь, что почувствовал герой, когда...?"
- Игра "Угадай эмоцию": Показываем эмоцию мимикой, ребенок угадывает, и наоборот.
ШАГ 2: "Понимаю и принимаю" (Все эмоции важны)
- Проблема: Родители часто говорят: "Не плачь!", "Не бойся!", "Не злись!". Это сообщение: "Твоя эмоция неправильная".
- Что делать?
- Валидация (признание) эмоций: Покажите, что вы понимаете и принимаете чувства ребенка.
- Вместо: "Не реви из-за ерунды!"
- Лучше сказать: "Я вижу, ты очень расстроен, что замок из кубиков развалился. Это действительно обидно."
- Эмоции – это сигналы: Злость говорит о нарушенных границах, страх – об опасности, грусть – о потере. Помогите ребенку это увидеть.
**ШАГ 3: "Выражаю и управляю" (Что делать с этой злостью/грустью?)
- Проблема: Ребенок не знает, как выразить сильные эмоции социально приемлемым способом, и проявляет это в истерике или агрессии.
- Что делать?
- "Аптечка первой помощи" при сильных эмоциях:
- Для злости: Побить подушку, порвать старую газету, потопать ногами, нарисовать свою злость и смять рисунок.
- Для грусти: Обняться, послушать спокойную музыку, посидеть в уютном "домике"-укрытии.
- Техника "Дыхание шарика": Глубоко вдохнуть, представляя, что надуваем шарик, и медленно выдохнуть, "сдувая" его.
- Учите "Я-сообщениям": "Я злюсь, когда ты отбираешь мою игрушку" вместо крика и драки.
ШАГ 4: "Сочувствую и договариваюсь" (Эмпатия и коммуникация)
- Проблема: Ребенок не учитывает чувства других, ему трудно делиться, решать конфликты.
- Что делать?
- Развивайте эмпатию: "Посмотри на Машу, ей кажется, грустно? Как ты думаешь, почему?"
- Обсуждайте конфликты: Не ищите виноватого, а помогите обоим озвучить свои чувства. "Что ты почувствовал, когда...? А ты?"
- Ищите компромисс: "Как вы можете решить эту проблему, чтобы вам обоим было хорошо?"
3. Практикум: "Кейсы из жизни" (15 минут)
Разбираем конкретные ситуации в мини-группах или всем залом.
- Кейс 1: Ребенок проиграл в настольной игре, разозлился, сбросил фишки со стола.
- Вопрос: Какой будет ваша первая фраза? Как помочь ему прожить эту эмоцию в следующий раз?
- Кейс 2: Дочь пришла из сада грустная, говорит: "Со мной никто не дружит".
- Вопрос: Как реагировать? Что сказать? Чем помочь?
- Кейс 3: Сын боится выступать на утреннике, говорит "не пойду".
- Вопрос: Как помочь ему справиться с тревогой?
4. Заключение и ответы на вопросы (10 минут)
- Резюме ключевых идей:
- Эмоции – наши союзники, а не враги.
- Наша задача – не запрещать, а научить ребенка понимать и управлять ими.
- Развитие ЭИ – это ежедневная практика общения, игр и нашего собственного примера.
- Золотое правило: Начните с себя. Дети считывают нашу модель поведения. Как вы сами справляетесь со злостью, обидой, стрессом?
- Рекомендации для дома:
- Играйте! ("Эмоциональное лото", "Сказки-оборотни" – где герой меняет эмоцию).
- Читайте книги о чувствах (например, серия книг "Эмоции Гусеницы").
- Обсуждайте прошедший день: "Что сегодня было самого приятного? А что огорчило?"
- Ответы на вопросы родителей.
Желаем вам и вашим детям взаимопонимания и эмоционального благополучия!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическоя гостиная для родителей выпускных групп "Готовим ребенка к школе вместе"
Педагогическая гостиная расчитана для родителей, чьи дети пойдут в первый класс. В этом собрании учавствуют воспитатели выпускных групп, педагог-психолог, учитель-логопед.Все педагоги дают небольшую к...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»
способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Групповая консультация для родителей "Эмоциональный интеллект и готовность к школе".
Групповая консультация для родителей старших дошкольников, раскрывающая понятие "эмоциональный интеллект", его значение для успешной социальной адаптации, знакомящая с качествами лично...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта воспитанников»
Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоционально...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»
Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на рабо...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"
Семинар - практикум для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"...
