Конспект семинара-практикума для родителей «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»
методическая разработка (подготовительная группа)

Тимонина Юлия Евгеньевна

Конспект семинара-практикума для родителей «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума для родителей

Тема: «Эмоциональный интеллект: готовим ребенка к школе и жизни»

Целевая аудитория: родители детей 5-7 лет.

Продолжительность: 1 – 1,5 часа.

Цель семинара: Показать родителям важность развития эмоционального интеллекта (ЭИ) у старших дошкольников, дать практические инструменты для помощи ребенку в понимании и управлении своими эмоциями.


Структура и содержание семинара

1. Вступление (10 минут)

  • Приветствие и актуализация темы.
  • "Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим не о буквах и цифрах, а о том, что часто остается за кадром, но является фундаментом для успешной учебы и счастливой жизни – об эмоциональном интеллекте."
  • Вопрос к залу: "Как вы думаете, что будет сложнее для вашего ребенка в первом классе: решить пример или пережить ссору с другом, страх у доски, разочарование от неудачи?"
  • Что такое Эмоциональный Интеллект (ЭИ)? Просто о сложном.
  • ЭИ – это не про подавление эмоций! Это умение:
  1. Распознавать свои эмоции и эмоции других людей.
  2. Понимать их причины и последствия.
  3. Управлять своими эмоциональными реакциями.
  4. Использовать эмоции для решения задач.
  • Почему ЭИ так важен именно сейчас?
  • Подготовка к школе: Умение справляться с фрустрацией, работать в команде, слушать учителя, заводить друзей.
  • Профилактика стресса: Школа – это новая среда, правила, нагрузки. Ребенок с развитым ЭИ легче адаптируется.
  • Фундамент для будущего: Успех в жизни и карьере на 80% зависит от уровня ЭИ и только на 20% от IQ.

2. Основная часть: "4 шага к пониманию эмоций" (40 минут)

ШАГ 1: "Узнаю и называю" (Азбука эмоций)

  • Проблема: Дети часто не знают, что с ними происходит. "Я злой" – это может быть и обида, и ревность, и разочарование.
  • Что делать?
  • "Эмоциональный словарь": Расширяйте словарь эмоций. Используйте не только "радость", "грусть", "злость", но и "раздражение", "восторг", "гордость", "скука", "тревога".
  • Обсуждаем эмоции в книгах и мультфильмах: "Как ты думаешь, что почувствовал герой, когда...?"
  • Игра "Угадай эмоцию": Показываем эмоцию мимикой, ребенок угадывает, и наоборот.

ШАГ 2: "Понимаю и принимаю" (Все эмоции важны)

  • Проблема: Родители часто говорят: "Не плачь!", "Не бойся!", "Не злись!". Это сообщение: "Твоя эмоция неправильная".
  • Что делать?
  • Валидация (признание) эмоций: Покажите, что вы понимаете и принимаете чувства ребенка.
  • Вместо: "Не реви из-за ерунды!"
  • Лучше сказать: "Я вижу, ты очень расстроен, что замок из кубиков развалился. Это действительно обидно."
  • Эмоции – это сигналы: Злость говорит о нарушенных границах, страх – об опасности, грусть – о потере. Помогите ребенку это увидеть.

**ШАГ 3: "Выражаю и управляю" (Что делать с этой злостью/грустью?)

  • Проблема: Ребенок не знает, как выразить сильные эмоции социально приемлемым способом, и проявляет это в истерике или агрессии.
  • Что делать?
  • "Аптечка первой помощи" при сильных эмоциях:
  • Для злости: Побить подушку, порвать старую газету, потопать ногами, нарисовать свою злость и смять рисунок.
  • Для грусти: Обняться, послушать спокойную музыку, посидеть в уютном "домике"-укрытии.
  • Техника "Дыхание шарика": Глубоко вдохнуть, представляя, что надуваем шарик, и медленно выдохнуть, "сдувая" его.
  • Учите "Я-сообщениям": "Я злюсь, когда ты отбираешь мою игрушку" вместо крика и драки.

ШАГ 4: "Сочувствую и договариваюсь" (Эмпатия и коммуникация)

  • Проблема: Ребенок не учитывает чувства других, ему трудно делиться, решать конфликты.
  • Что делать?
  • Развивайте эмпатию: "Посмотри на Машу, ей кажется, грустно? Как ты думаешь, почему?"
  • Обсуждайте конфликты: Не ищите виноватого, а помогите обоим озвучить свои чувства. "Что ты почувствовал, когда...? А ты?"
  • Ищите компромисс: "Как вы можете решить эту проблему, чтобы вам обоим было хорошо?"

3. Практикум: "Кейсы из жизни" (15 минут)

Разбираем конкретные ситуации в мини-группах или всем залом.

  • Кейс 1: Ребенок проиграл в настольной игре, разозлился, сбросил фишки со стола.
  • Вопрос: Какой будет ваша первая фраза? Как помочь ему прожить эту эмоцию в следующий раз?
  • Кейс 2: Дочь пришла из сада грустная, говорит: "Со мной никто не дружит".
  • Вопрос: Как реагировать? Что сказать? Чем помочь?
  • Кейс 3: Сын боится выступать на утреннике, говорит "не пойду".
  • Вопрос: Как помочь ему справиться с тревогой?

4. Заключение и ответы на вопросы (10 минут)

  • Резюме ключевых идей:
  1. Эмоции – наши союзники, а не враги.
  2. Наша задача – не запрещать, а научить ребенка понимать и управлять ими.
  3. Развитие ЭИ – это ежедневная практика общения, игр и нашего собственного примера.
  • Золотое правило: Начните с себя. Дети считывают нашу модель поведения. Как вы сами справляетесь со злостью, обидой, стрессом?
  • Рекомендации для дома:
  • Играйте! ("Эмоциональное лото", "Сказки-оборотни" – где герой меняет эмоцию).
  • Читайте книги о чувствах (например, серия книг "Эмоции Гусеницы").
  • Обсуждайте прошедший день: "Что сегодня было самого приятного? А что огорчило?"
  • Ответы на вопросы родителей.

Желаем вам и вашим детям взаимопонимания и эмоционального благополучия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическоя гостиная для родителей выпускных групп "Готовим ребенка к школе вместе"

Педагогическая гостиная расчитана для родителей, чьи дети пойдут в первый класс. В этом собрании учавствуют воспитатели выпускных групп, педагог-психолог, учитель-логопед.Все педагоги дают небольшую к...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ /Работа с родителями/ ТЕМА: «Проблема адаптации ребенка в детском саду»

способствовать пониманию родителей (законных представителей) того, что такое адаптация ребенка к детскому саду; сформировать умение адекватно справляться с проблемными ситуациями в процессе адаптации ...

Конспект семинара-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

конспект семинар-практикума для педагогов "Профилактика эмоционального выгорания для педагогов"...

Групповая консультация для родителей "Эмоциональный интеллект и готовность к школе".

Групповая консультация для родителей старших дошкольников, раскрывающая понятие "эмоциональный интеллект", его значение для успешной социальной адаптации, знакомящая с  качествами лично...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта воспитанников»

Эмоциональный интеллект относится к способности идентифицировать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других. Эмоциональный интеллект включает в себя как минимум три навыка: эмоционально...

Семинар-практикум для педагогов «Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста»

Новейшие исследования, описанные в специальной литературе, показывают, что от степени развития эмоциональной компетентности зависит общее благополучие человека – его успехи и продвижение на рабо...

Семинар - практикум для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"

Семинар - практикум для педагогов "Развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста"...