Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"
статья (старшая группа) на тему

Подшивайлова Татьяна Григорьевна

"Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи" 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    «Основные особенности детей с речевыми нарушениями  речи»

  1. Помимо собственного речевого нарушения  у них наблюдается нарушения и других видов деятельности (изобразительной,   некоторых видов музыкальной и  др.)
  2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющихся  в недостаточном развитии восприятия, внимания и памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное  включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Задачи музыкального воспитания

    Исходя из особенностей  детей, в логопедических группах дошкольного учреждения  мы работаем  над решением коррекционных задач и общих задач по музыкальному воспитанию.

  Общие задачи музыкального воспитания.

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
  • Обогащать детей музыкальными  впечатлениями.
  • Развивать навыки во всех видах  музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических  движениях, игре на музыкальных инструментах.
  •  Развивать общую музыкальность  путем развития основных музыкальных способностей.
  • Содействовать воспитанию и формированию музыкального  вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
  • Оказывать  влияние  на всестороннее развитие ребенка, используя все виды  музыкальной  деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, танцевальное творчество)  и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
  • Развивать  творческую  активность  во  всех,  доступных  детям,  видах  музыкальной  деятельности.

       Это  довольно  сложная  задача для  детей  с речевыми  нарушениями, но  очень  важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу  движений к восприятию.

       Музыкальное  воспитание  в логопедических группах носит, если  так  можно выразиться, «символический  характер», т.е. проводится с учетом  «симптомов», характерных признаков детей с речевыми  нарушениями, и направлено помимо решения  музыкальных  задач на решение  задач коррекционных, к которым  относятся  следующие:

  • Оздоровление  психики: воспитание уверенности в своих  силах, выдержки, волевых черт  характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой  успех, самореализоваться  в  каком  - либо виде музыкальной деятельности, развиваться   более  гармонично.
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов  возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов  слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и  памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное  восприятие.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы  движений, снятие излишнего  мышечного  напряжения; улучшение ориентировки в пространстве;  координации движений;  развитие  дыхания; воспитание правильной  осанки и походки; формирование двигательных  навыков и умений; развитие  ловкости, силы, выносливости.

    Принимая  во  внимание, что при нарушении  речи  часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка. Задача педагога состоит в том, чтобы путем особых музыкально-ритмических упражнений и приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное  развитие  ребенка. Исправление  ряда  речевых  недостатков: невнятного  произношения, скороговорки, проглатывания окончания  слов.

Методы  и приемы

       Очень  важно, какие  методы и приемы и каким  образом используются в работе с детьми в речевых группах. « В  процессе познания  непременными компонентами являются чувственное восприятие. Абстрактное  мышление и практика. В связи  с этим в коррекционном  обучении  и  воспитании на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

   Наглядные  методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приемы и тактильно-мышечную  наглядность.

Наглядно-слуховые  приемы

  • Исполнение  музыкального произведения, пение музыкального  руководителя, воспитателя, ребенка.
  • Слушание инструментальной и вокальной музыки.
  • Использование  разнообразных видов фольклора  (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.).
  • Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, погремушек и.т.д.).

Наглядно-зрительные  приемы

  • Показ  педагогом  разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной  деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных  инструментах). Особенно  важно  использовать этот прием в начале учебного года, когда навыки у детей недостаточно сформированы или  отсутствуют  вообще. Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых  движений. Так, например, при выполнении  наклонов вправо-влево, когда  само движение требует предварительной подготовки двигательного аппарата ребенка и сочетания движения с музыкой, педагог должен показывать их в «зеркальном  изображении» – стоя лицом к детям во время  исполнения.
  • Показ приема детьми, которые хорошо его освоили. Некоторые музыкальные руководители отмечают, что показ какого-либо приема ровесником дети воспринимают лучше и после такого показа быстрее выполняют задания.
  • Для  развития  внимания и умения анализировать можно использовать «сравнительный показ». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. Если они успешно справляются с этим, кому-либо предлагается объяснить, что педагог сделал не так и как надо сделать правильно. После этого желательно дать образец исполнения, а потом вместе с детьми показать движение правильно, с тем, чтобы образец остался в их памяти.
  • Иногда  используется показ педагога с утрированными  ошибками. Например, в пении, когда  дети не пропевают твердые  окончания  слов (солдат), или искажают окончания или суффиксы (солн-у-шко), или прерывают слово, неправильно взяв дыхание. Данное  слово утрированное неправильно произносится педагогом. Как правило, дети начинают смеяться, а педагог говорит: « Это я у вас научилась. А теперь покажите, как надо спеть правильно». Исполнение заканчивается показом кем-либо из детей, педагогом или всеми вместе.

Эти приемы оживляют  занятие, поднимают настроение детей, побуждают к хорошему исполнению, мобилизуют внимание при восприятии задания и при его воспроизведении.

        Хорошо также использовать жесты, указывающие на высоту звука или на акцент при исполнении, а также мимику, помогающую детям почувствовать, с каким  настроением нужно  исполнять песню или танец. Кроме вышеназванных наглядно-зрительных приемов, используются всевозможные наглядные пособия: иллюстрации, картины, музыкально- дидактические игры, видеофильмы, игрушки, всевозможные  пособия и атрибуты ( султанчики, листочки, платочки и.т.д.).                                                                                                                                                                                          

         И, наконец, говоря о тактильно-мышечной наглядности, мы имеем в виду индивидуальную помощь педагога, как на занятии, так и в повседневной жизни для принятия правильного исходного положения или при выполнении того или иного движения. Иногда в роли таких помощников могут выступить и более «продвинутые» дети.

Практический метод, или метод упражнений.

         Связан  с многократным повторением трудных мест или всего произведения  в целом. Дети с речевыми нарушениями в большинстве своем требуют гораздо большего количества повторений при  освоении какого-либо движения, формировании навыков  в пении, движении, слушании, поэтому роль упражнений здесь очень велика.

        Очень  полезны  упражнения  без  музыки под  счет или в своем темпе в течение одной – двух минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само движение, его технику, избежать ошибок при разучивании. Эти упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют осознанной работе двигательного  аппарата. Мы часто используем  предварительную проработку трудных мест до начала разучивания песни, пляски или  игры. Например, если в песне встречается сложный мелодический ход, то его вначале можно дать в виде распевки.    При разучивании  трудных движений можно использовать принцип поэтапности. Например , при разучивании «полуприсядки» сначала  научимся делать приседания, пружинки, а уже потом добавим выставление  ноги на пятку при выпрямлении. Если  ребенок бежит быстрее или  медленнее заданного в музыке темпа, то можно использовать упражнение в беге на месте. Дети в этом случае быстрее  почувствуют  темп. Если  ребенок неправильно выполняет ритмические  прыжки в танце, то это говорит или  о недостаточной готовности двигательного аппарата, физической  слабости, или плохо развитом чувстве ритма, или недостаточно развитом произвольном внимании. В этом  случае нужно, прежде чем осваивать прыжки, дать отхлопывание  ритмического  рисунка. Желательно  как можно чаще, учитывая психологические особенности детей дошкольного  возраста, использовать игровые  приемы. Они   помогут заинтересовать детей дошкольного возраста и вызовут желание выполнить задание лучше. Например, для развития  чистоты интонирования можно использовать игровой прием «Паровоз гудит». Если ребенок правильно спел заданный  звук, то педагог поднимает зеленый флажок (Паровоз проезжает»), а если неправильно, красный («Надо паровоз ремонтировать»).    Чаще всего используется  сочетание приемов: упражнение детей по показу взрослого (практический + наглядный  методы); показ и объяснение педагога  (наглядный +словесный); объяснение педагога  и  упражнение  детей (словесный + практический); индивидуальная помощь педагога «слабым» детям, которые не справляются  в силу своих психофизических особенностей или пропуска занятий  (тактильно-мышечная  наглядность + упражнение); постепенное   включение всех детей в пляску, типа « Приглашение» (наглядность + упражнение).

      Вот  почему так  важно учитывать уровень развития детей, их психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем видам деятельности, которыми они владеют на данный момент. Используя те или иные приемы, работая над развитием  восприятия музыки, над формированием певческих навыков или навыков выразительного движения. А, также решая какие-то коррекционные  задачи, желательно фиксировать для себя, какие из этих приемов помогают достичь наилучших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Презентация, может быть полезна воспитателям логогрупп, логопедам, дефектологам и студентам. Предназначена для ознакомления родителей с диагнозом ОНР....

Сотрудничество с семьей в решении проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями речи

В статье описана поэтапная система работы с родителями, взаимодействие учителя –логопеда и воспитателя по данной проблеме....

Семейное воспитание детей с нарушением речи

…Человечество победит раньше или позже и слепоту и  глухоту, и слабоумие,  но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом...

Особенности обучения и воспитания детей с нарушением речи в условиях ДОУ общеразвивающего вида.

Низкие показатели состояния речи у старших дошкольников объясняются как биологическими факторами, так и социально- психологическими условиями развития, воздействующими на личность ребенка в цел...

«Развитие творческого потенциала, социального воспитания детей с нарушением речи с использованием метода сказкотерапии»

Сказка  - это средство приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому созидательному преобразованию. Ребенок наполовину жив...