Общение в семье, как основа речевого развития детей
методическая разработка на тему

Улезко Зоя Анатольевна

Дошкольный возраст охватывает возрастные границы от рождения ребенка и до момента поступления его в школу (6-7 лет). Он является важнейшим периодом в развитии каждого человека, так как именно в этот период ребенок наиболее чувствителен к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В дошкольном возрасте закладываются основы, на которых строится все последующее воспитание и обучение в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_v_seme_kak_osnova_rechevogo_razvitiya_detey.docx47.25 КБ

Предварительный просмотр:

Общение в семье, как основа речевого развития детей

Оглавление

Введение………………………………………………………………………3

1. Роль речевого общения в семейном воспитании………………………..5

2. Стили общения родителей между собой и влияние их на ребенка…….9

3. Негативное общение в семье и его последствия…………………………16

4. Организация содержательного общения родителей с детьми…………22

Заключение……………………………………………………………….…..25

Литература……………………………………………………………………26


Введение

Дошкольный возраст охватывает возрастные границы от рождения ребенка и до момента поступления его в школу (6-7 лет). Он является важнейшим периодом в развитии каждого человека, так как именно в этот период ребенок наиболее чувствителен к воспитательным воздействиям и влияниям среды. В дошкольном возрасте закладываются основы, на которых строится все последующее воспитание и обучение в школе.

Особую роль в развитии ребенка дошкольного возраста играет семья, поскольку это первая среда, формирующая личность ребенка. Именно в семье складываются представления ребенка об окружающем мире.

Общение - необходимое условие формирование личности, ее сознания и самосознания. Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. [8, 37]

Основными функциями общения являются: организация совместной деятельности людей (согласование и объединение усилий для их достижения); формирование и развитие межличностных отношений; познание людьми друг друга;

Среди основных продуктов общения выделяют: общий результат, взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ самого себя.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего и дошкольного детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. Проблема заключается в том, что от того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит и будущее ребенка. Поэтому еще не родившийся ребенок - это формирующееся человеческое существо. Влияние отношений матери к еще неродившемуся ребенку исключительно важно для его развития.

Это определило тему реферата: Общение в семье, как основа речевого развития детей. Целью которой является выявление стилей взаимоотношений матери и отца и влияние их на речевое общение с ребенком дошкольного возраста.

Исходя из цели реферата сформулированы следующие задачи:

- выявить какое влияние на развивающуюся психику ребенка оказывают взаимоотношения в семье;

- определить наиболее благоприятный стиль семейного воспитания;

- сформулировать признаки физического и психического здоровья детей в общении с родителями.

Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.

Ребенок максимально нуждается во взрослом, а самыми близкими являются мать и отец. Общение в этот период должно носить эмоционально - положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально - положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.

Важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и родителем, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка в семье. [4, 65]

1. Роль речевого общения в семейном воспитании.

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В браке и семье отношения, обусловленные различием полов и половой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отношений.

Первый коллектив, дающий человеку первые представления о жизненных принципах, целях и поведении в социуме, а также один из важнейших социальных институтов человека – это семья. Её роль и значение в жизни маленького гражданина общества невозможно переоценить: с первыми практическими навыками и применении их во взаимоотношениях с другими людьми, не только усваивает нормы поведения, но и учиться их контролировать в разных жизненных ситуациях во время общения. Именно родители через объяснения и поучения, через пример и взаимоотношения в домашней обстановке, в общем впечатлении от семейной атмосферы вырабатываются у детей не только привычки, поведение и критерии оценки добра и зла, но и что такое хорошо и что такое плохо, допустимые и порицаемые, справедливые и несправедливые действия членов семьи. [2, 59]

Оптимальные особенности и возможности самого интенсивного общения ребенка со взрослыми проходит в семье, через постоянное взаимодействие с родителями и непрерывная связь, которая устанавливается с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.). Семья не однородная, а дифференцированная социальная группа, в ней представлены различные возрастные, половые, профессиональные «подсистемы». Сложный обогащающий образец, которым являются родители, значительно облегчает нормальное психическое и нравственное развитие ребенка, позволяет ему наиболее полно проявить и реализовать свои эмоционально-интеллектуальные возможности и выразительность, которая не имеет себе аналога и играет незаменимую роль в формировании личности. [2, 63]

Были выявлены четыре стиля общения матери и ребёнка:

1-й стиль: Мать с удовольствием общается с ребёнком, внимательно выслушивает всё, что он говорит, активно включается в разговор и всем своим поведением выражает уважение к ребёнку. В таких парах часто идёт разговор «глазами»: ребёнок, рассказывая, смотрит матери в глаза и воспринимает её невербальную ответную реакцию. Такой ребёнок, как правило, умеет поддержать разговор не только с матерью, но и с другими взрослыми. Этот стиль можно назвать «Оптимальным».

2-й стиль: Мать не любит, когда ребёнок что-то увлечённо рассказывает, и чаще всего выслушивает его молча. Его эмоции кажутся ей неуместными, она постоянно останавливает рассказ словами «Успокойся!», «Помолчи, потом расскажешь» и другими аналогичными замечаниями. Ребёнок, стараясь привлечь внимание матери, начинает форсировать тон повествования, сопровождает его чрезмерной мимикой и жестикуляцией, но это только стимулирует негативную реакцию матери, позволяя ей рационализировать своё неприятие ребёнка: он на самом деле становится гиперактивным. Этот стиль общения назван «Мать молчит, ребёнок говорит».

3-й стиль: Ребёнок привык, что с ним не разговаривают, и уже не пытается вступить в контакт с матерью. На улице в таких парах мать, как правило, смотрит в одну сторону, ребёнок в другую; они никак не общаются друг с другом. У обоих замкнутое выражение лица. Это стиль назван «Оба молчат».

4-й стиль: Мать часто проявляет агрессию по отношению к ребёнку: кричит, ругает, дёргает, иногда бьёт. Это стиль назван «Мать агрессивна».

[5, 73]

Исследование показало, что в благоприятных условиях находятся менее половины детей (47,7%). Большинство (52,3%) испытывают ту или иную степень депривации со стороны матери.

Каждая третья мать (29,7%) старается оттолкнуть ребёнка от себя; она считает необходимым рвать все связи, которые тот пытается наладить с ней. Ребёнок не сдаётся: он пытается объяснить матери, что любит её и хочет общаться с ней. Стараясь привлечь внимание любыми способами, он становится гиперактивным. В отношениях с другими такая женщина зачастую бывает не только нормальной, но даже очень милой и обаятельной, а чрезмерная активность ребёнка и её страдания по этому поводу иногда служат предметом жалоб в разговорах с друзьями.

Каждая седьмая мать (14,1%) добилась желаемых результатов: ребёнок перестал с ней общаться. Каждая двенадцатая мать (8,5%) проявляет агрессию к ребёнку. Этот факт в комментариях не нуждается.

Далее было изучено, как влияет стиль общения с матерью на становление речевой функции ребёнка.

Как выяснилось, при оптимальном стиле общения примерно половина детей имеет нормально развитую речь, у 39% отмечаются слабые нарушения и у 13% – сильные. При любой форме материнской депривации количество нормально говорящих детей уменьшается в 1,5-2 раза. [5, 74]

При 2-ом стиле общения (мать молчит, ребёнок говорит) резко возрастает количество детей со слабыми нарушениями речи (53%). Увеличивается кол-во детей, страдающих сильными речевыми дефектами (17%). Ещё более серьёзное положение складывается при 3-м стиле (Оба молчат): число нормально разговаривающих детей продолжает уменьшаться (всего 27%), а тяжёлые нарушения встречаются в 2.5 раза чаще, чем при 1-м стиле и составляют 30%.

Интересное явление обнаруживается при 4-м стиле общения (мать агрессивна): здесь намечается слабая тенденция увеличения количества детей, имеющих нормальную речь. Это происходит за счёт того, что слабые речевые расстройства встречаются здесь реже. Число тяжёлых речевых нарушений остаётся стабильно высоким (27%).

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что при материнской депривации становление речевых функций у ребёнка затрудняется. Чем сильнее выражена степень депривации, тем чаще встречаются случаи тяжёлых расстройств.

Воспитатели и логопеды могут обеспечить развитие технической стороны речи («поставить звуки»), сформировать интонационные навыки, но главная ответственность по формированию речи лежит на матери.

Ведь речь – это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если востребована. Главным слушателем маленького ребёнка является мать. Между ней и ребёнком ещё не порвалась биологическая связь, которая возникла в течение беременности. Именно ей он стремится в первую очередь изложить возникающие мысли, именно она может поддержать его энергетически, когда малышу говорить ещё трудно.

Педагог дошкольного учреждения или другой взрослый может в какой-то мере скомпенсировать моральное отсутствие матери, но не может заменить её полностью! [3, 48]

2. Стили общения родителей между собой и влияние их на ребенка.

Современную семью нельзя рассматривать в отрыве от средств массовой коммуникации, печати, и в первую очередь от телевидения. Значительную часть свободного времени семья проводит у телевизора. Программа просмотра отбирается в зависимости от интересов членов семьи. При споре вопрос решается в пользу одного из членов семьи в зависимости от господствующего микроклимата или реально существующей ситуации. При просмотре телепередачи тут же идет ее обсуждение, кто-то бросает реплики, кто-то вслух высказывает свое мнение о просмотренном. Тем не менее, телевизор не должен быть самоцелью и его нельзя смотреть постоянно. "Живое" общение ничем заменить нельзя. Практика длительного общения супругов свидетельствует о существенном влиянии супругов не только на характер, манеру поведения, но и на внешние черты друг друга. Супруги с длительным семейным стажем к старости становятся похожими друг на друга внешне. Это не случайность, а результат влияния эмоций, господствующих в семье. Любимый человек способен оказывать огромное влияние на своего брачного партнера путем убеждения и внушения. Любые логические аргументы меркнут перед силой любви, и наоборот. Бесспорные доказательства, факты кажутся неубедительными, если они исходят от нелюбимого человека. Отсюда определяющая роль любви в семейном общении. [6, 152]

Основа общения в семье – глубокое, правильное понимание своей роли, сознательное и целенаправленное освоение и выполнение ее. Со вступлением в брак у людей сразу же возникают новые социальные роли, связанные или с выполнением определенных функций (муж, жена), или с появлением новых социальных связей (зять, невестка). Немного позднее появляются ответственные роли отца и матери. [1, 136]

Проблема общения в семье и сохранения в ней любви очень интересует и самых юных.

Изучая этику семейных можно поставить на первое место среди предлагаемых рекомендаций по улучшению микроклимата в семье следующие:

– поддерживать чувство личного достоинства;

– не упрекать прошлым вообще, прошлыми ошибками в частности.

Советский исследователь семьи Сысенко В. А., изучая этику семейных отношений для сохранения добрых, сердечных отношений, предлагал в порядке рекомендации молодоженам следующее:

– поддерживать чувство личного достоинства;

– постоянно демонстрировать взаимное уважение и почтение;

– стараться вызвать энтузиазм у другого партнера,

– стремиться сделать те или иные дела для семьи как можно лучше;

– сдерживать и обуздывать себя в проявлении злобы, гнева, раздражительности, нервозности;

– не акцентировать внимания на ошибках и просчетах своего партнера по браку;

– не терзать ни себя, ни партнера подозрениями в неверности, измене, сдерживать себя в ревности;

– помнить, что в браке и семье необходимо проявление крайнего терпения, снисходительности, добросердечия, внимательности. [9, 148]

Это наиболее общие рекомендации, необходимые и для мужа, и для жены в равной степени. Разумеется, они не исчерпаны. К ним следует добавить по меньшей мере еще несколько советов. Во-первых, нельзя недружелюбно отзываться о родственниках друг друга. Каждый супруг в браке имеет вполне сложившуюся характеристику в отношении родителей и родственников своего партнера. Если в такой характеристике преобладают негативные оценки, то следует воздержаться от их резкого высказывания. Напротив, если оценка позитивная, не скрывайте своего удовлетворения, что еще больше сблизит вас. [6, 154]

Во-вторых, вряд ли оправданно навязчиво заниматься перевоспитанием друг друга на свой субъективный вкус. Часто девушка выходит замуж с вполне четкой установкой, что создаст себе мужа по собственному абстрактному представлению, и пытается конкретного человека перестроить на свой лад, забывая, что процесс адаптации – двусторонний, обоюдный. В такой молодой семье с первых же дней может начаться длительная и упорная борьба, которая приведет к печальному концу. [1, 140]

Воспитание и перевоспитание в семье – взаимный процесс. В результате длительного обоюдного влияния супруги обретают общие черты характера.

В-третьих, нельзя демонстрировать свое превосходство. Скажем, у одного супруга есть высшее образование, у другого – нет. Такое преимущество может быть временным, и, если одна из сторон сама чувствует свое отставание или кто-либо из близких родных дает это почувствовать, необходимо напрячь силы и устранить разрыв. Авторитет ваш в семье непременно возрастет. Преимущество может быть физическое (мужчина женится на женщине или женщина выходит замуж за человека с каким-либо физическим недостатком). Ведь недостаток не был препятствием к браку, следовательно, и в браке он не должен иметь место. Иногда же о недостатках вспоминают во время ссоры. Да мало ли какие преимущества могут быть у супругов друг перед другом, но семья – союз равных. [4, 119]

Стиль отношения взрослых к ребенку влияет не только на становление тенденции к определенному стилю детского поведения, но и на психическое здоровье детей.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Основные виды отношений и их сочетание с типом личности и стилями воспитания.

Виды отношений

Типы личности

Конформный

Доминирующий

Сензитивный

Инфантильный

Тревожный

Интровертивный

1. Отношение родителей к деятельности ребенка

Удовлетворение желаний ребенка путем ласки, смирения, сопереживания

Стимулирование к состязанию с другими

Предоставление полной свободы действий

Предупреждение всех самостоятельных действий, ограничение инициативы

Полное ограничение самостоятельной деятельности

Ребенок предоставлен сам себе, имеет полную свободу самостоятельной деятельности

2. Отношение родителей к методам поощрения и наказания

Непоследовательное или даже одновременное применение наказаний и поощрений

Похвала и поощрение

Ни похвалы, ни наказаний

Никогда не наказывают, только хвалят

Применение насильственных мер в виде наказаний

Отсутствуют похвала и наказание

3. Отношение родителей к ребенку

Отсутствие заботы о детях

С восторгом, гордостью

С любовью и вниманием, добрые, простые отношения

Предупреждают все его требования и желания

Жесткие, требовательные

С любовью

4. Отношение родителей к окружающим людям

Ложь и лицемерие, мелкий расчет и стремление к мелкой наживе

Ставят себя в пример и своего ребенка

Живут жизнью ребенка. Помогают окружающим людям

Хвастается своим ребенком

Раздражение по отношению к окружающим людям

Доброе терпеливое отношение к людям с искренностью и любовью

5. Отношение родителей к нравственным ценностям

Требование от детей соблюдения внешних обрядов, значение которых не объясняется. Соблюдение внешних приличий в обществе

Требуют формального соблюдения нравственных норм

Приучают действовать не по шаблону, а по совести

Стараются ласками и уговорами сделать их умными и послушными. Соблюдают внешнее приличие

Беспрекословное выполнение нравственных требований

Строгое требование действовать по правилам

6. Отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка

Не возбуждают внимание ребенка, не побуждают к размышлениям. Стараются устранить такие рассуждения

Потакательство всему, чем ни занимался, Лишь бы мог выделиться

Наблюдательность, привычка к размышлению над окружающими явлениями, понимание связи их внутреннего

Не побуждается к размышлениям и мыслительным действиям, т. к. распоряжается своим временем

Запрещается рассуждать, обязан выполнять немедленно распоряжения

Родители много беседуют и рассуждают

Стиль семейного воспитания

Попустительский

Состязательный

Рассудительный

Предупредительный

Контролирующий

Сочувствующий

Явные, вербальные, внушающие воздействия иногда противоречат косвенным воздействиям. Например, родитель может утверждать, что ребенок ему дорог и он его ценит, но своим поведением демонстрировать обратное. В таком случае возникает ситуация, названная «двойной связью», имеющая отрицательные следствия для формирования самосознания ребенка.

Родители и другие взрослые могут воздействовать на формирование «Я-образа» и самоуважение ребенка, не только внушая ему свой собственный образ ребенка и свое отношение к нему, но и «вооружая» ребенка конкретными оценками и стандартами выполнения тех или иных действий, частными и более общими целями, к которым стоит стремиться, идеалами и эталонами, на которые стоит равняться, планами, которые необходимо реализовывать. Если эти цели, планы, стандарты и оценки реалистичны, то, достигая цели, реализуя планы, удовлетворяя стандартам, ребенок или подросток, так же как впоследствии и взрослый, повышает самоуважение и формирует позитивный «Я-образ», если же планы и цели нереалистичны, стандарты и требования завышены, т. е. то и другое превышает возможности и силы субъекта, то неуспех приводит к потере веры в себя, потере самоуважения.

Общественные интересы взрослых, любовь к труду, доброе отношение к людям – залог того, что ребенок уже в раннем возрасте начинает приобщаться к целям, идеалам, стремиться и дома, и в детском саду следовать тем нормам поведения, которые усваивает от взрослых; думать не только о себе, но и о других людях, дружить с братьями, сестрами и товарищами, помогать взрослым, быть дисциплинированным, честным и т. д.

А нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия человека, поддержания телесного и душевного здоровья.

Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.

Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз объяснить, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!»

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым, по сути, оно ни было, какой бы ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает уверенность в родительской любви. Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула, истиной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть». [13, 40]

Семья для каждого её члена является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. В ней каждый стремится удовлетворять свои потребности, реализовать развивать себя и в то же время находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную «экологическую нишу», т.е. выполняет определенные необходимые для поддержания баланса системы функции. [12, 83]

3. Негативное общение в семье и его последствия

Динамика семейной жизни и характер эмоционального отношения родителей к ребенку имеют существенное значение для формирования его личности.

Ссоры в семье делают ребенка плаксивым, непослушным, агрессивным. Если родители постоянно ругаются, дерутся, да еще выпивают, ребенок растет в явно неблагополучной среде, и ожидать можно самого худшего исхода. Если пристально вглядеться в данную семью, то как правило, проблемы поведения ребенка есть соответствующая реакция на существующие между супругами разногласия. Трения между супругами травмирующе влияют на ребенка.

Дело в том, что ссоры, частые разногласия между родителями, их конфликтные отношения более пагубно действуют на ребенка, чем сам развод и последующая жизнь с одним из родителей. На это особо обратили внимание психологи, которые показали, что наибольший вред детям приносит не сам развод, а ссоры между супругами, предшествующие расторжению брака.

Ребенок чутко воспринимает межличностную дистанцию, образовавшуюся вследствие их ссор. Конечно же, часто истинная причина ссор родителей остается ребенку неизвестной. Более того, встречаясь с необъяснимым, дети додумывают причину - простую, обыденную и понятную и впоследствии даже стремятся её устранить. [7, 154]

Центрированность детской мысли часто вовлекает их в эмоционально сложные коллизии. Не находя удовлетворительного объяснения разногласия между родителями, дети иногда воспринимают в качестве их причины самих себя. Ребенок, определяющий причину ссоры как следствие собственной «плохости», испытывает сильное чувство вины, что еще усугубляет его и без того тяжелое эмоциональное состояние и может стать причиной серьезных психических травм.

Родители, которые способны воздержаться от «открытых боев», могут создать ребенку ситуацию психологического дискомфорта. Дело в том, что даже внешне незаметное напряжение между супругами оказывает большое влияние на детей опосредованно. При этом недовольство родителей друг другом и семьей превращаются в негативные воздействия, в отношения, прямо касающиеся ребенка. [3, 102]

Таким образом, негативное эмоциональное состояние, возникающее из-за нерешенных личностных проблем, часто продолжает свое существование в каждой «половинке» семьи. В таких случаях усугубляется соответствующее влияние на детей. Если раньше неудовлетворенность, раздражительность частично «разряжались» в супружеских отношениях, то теперь они могут быть целиком обращены на ребенка.

Недовольство одного супруга другим в течение совместной жизни, как правило, приобретает конкретные очертания. Раздражают повышенная или пониженная активность другого, манера речи, неопрятность, особенности телосложения и т.п. В девяти случаях из десяти подобное раздражение непродуктивно, так как очень скоро сказывается, что изменить другого невозможно. Столкнувшись с непреодолимым, супруги рано или поздно отказываются от попыток перекроить другого. Отказ от попыток изменить другого, однако не всегда означает повышения терпимости, толерантности к своеобразию другого. Раздражение по поводу той или иной особенности поведения остается и часто переносится на ребенка. [7, 135]

Дети, очутившись в ситуации, когда они по какой-то причине вынуждены менять усвоенную у родителя форму поведения, чувствуют себя крайне растерянно. Они недоумевают, почему то, что разрешено родителю, не позволяется ему, ведь он как раз и стремится стать

Когда оба супруга не имеют чувства общности, совместных взглядов и планов на будущее, не видят перспективы развития своего «я» в связи с прогрессом всей семьи, между супругами возникает межличностное напряжение. Муж и жена постепенно начинают видеть друг в друге не соратника, а препятствие в реализации собственного образа семьи. Противопоставление себя другому супругу существует как психологический подтекст и проявляет себя в механизмах «козла отпущения», в отрицании супруга через ребенка.

Таким образом, в семье создаются два враждующих лагеря - муж и жена. Ребенок, находясь между двумя воинствующими силами, стоит перед дилеммой - с кем быть? В борьбе родителей за ребенка больше усилий для привлечения его на свою сторону тратит тот супруг, который чувствует себя слабее, беззащитнее. Супруг, «объединившись» с ребенком, получает большие психологические выгоды от этого. Во-первых, он приобретает иллюзорное подтверждение собственной правоты. Во-вторых, «присоединение» ребенка к одному из родителей вынуждает его принять чью-то сторону: либо «защитника или защитницу матери», либо «борца за защиту прав мужчин». Эта ситуация не только внешне сложна, но в первую очередь проблематична внутренне. Эмоциональная напряженность, отсутствие у ребенка чувства безопасности чрезмерно нагружают его - ведь он, ребенок, во-первых, постоянно чувствует тревогу и смятение, боязнь, что он делает что-то не так. Во-вторых, он часто начинает испытывать постоянный подсознательный страх, что его ждет кара за плохое поведение. Все эти обстоятельства могут приводить к серьезным невротическим расстройствам.

Таким образом, дети в семье - обогащение жизни двух людей, связавшими себя узами брака. Они приносят радость и заботу, которые расширяют любовь друг к другу, делают любовь между мужем и женой более глубокой, осмысленной, человеческой. [13, 167]

Однако нерешенные супружеские проблемы, хотя и глубоко спрятанные, влияют на ребенка посредством психологических механизмов: «козла отпущения», отвержение супруга через ребенка, ребенка - члена военного союза, ребенка как объединяющего родителей звена и т.д.

Во многих семьях время от времени трения, возникающие между супругами, способствуют появлению психологических проблем у ребенка.

Решить эти проблемы и, таким образом, помочь ребенку часто просто невозможно без коррекции супружеских отношений. Супружеские взаимоотношения напрямую влияют на воспитание ребенка в семье. Нарушение эмоционального состояния ребенка, его «плохое» поведение, как правило, является симптомом неблагоприятных супружеских взаимоотношений. [7, 98]

При анализе супружеских взаимоотношений на первый план выступают те качества и свойства характера супругов, которые препятствуют установлению нормальных взаимоотношений в семье и являются провоцирующими условиями конфликтов и ссор. Такими чертами характера, как правило, являются сварливость, мелочность, злобность, злопамятство, эгоизм, эгоцентризм, жестокость, подозрительность, зависимость, враждебность к людям, недоверчивость, отсутствие отзывчивости и теплоты, чрезмерная гордость и тщеславие, чрезмерное болезненное самолюбие, мрачность, властность, эмоциональная холодность.

Наличие совокупности перечисленных выше черт и качеств характера, как правило, свидетельствует о том, что в психологической биографии человека (начиная с младенчества) было много случаев нарушения межличностных отношений с близкими людьми (матерью, отцом, братьями, сестрами, другими родственниками), а также конфликтов с товарищами, друзьями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Эти случаи порождали отрицательные эмоции, которые закреплялись в психике личности в период формирования и становления. Подобное часто случается, в результате отсутствия в семье подлинной любви к ребенку, настоящей заботы о нем, понимания его специфических проблем, жестокость родителей, их холодность, несправедливость, чрезмерные и противоречивые требования.

По мнению Блада и Вольфе, браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Ролевые конфликты возникают по поводу работы жены и разделения домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства. [12, 84]

По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводит к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.

К особому типу проблемной семьи следует отнести семью, где мать и (или) отец злоупотребляют алкоголем. К сожалению, такого рода патогенные аномальные семьи представляют собой достаточно распространенное явление российской действительности, и их количество не убывает. Развитие детей, живущих в «алкогольной семье», протекает с тяжелыми психическими отклонениями. Дети характеризуются синдро­мом «педагогической запущенности», заниженной самооцен­кой, часто пребывают в состоянии депрессии, страха и горя. Ребенок может выбрать ту или иную стратегию адап­тации в семье алкоголиков. Эта адаптация осуществляется в виде одной из ниже перечисленных ролей, взятых на себя ребенком. [3, 114]

♦ «Ужасный ребенок». Такие дети ведут себя вызывающе и заставляют обращать на себя внимание, создавая эмоционально-напряженные ситуации. Такого рода поведение позво­ляет детям сбросить накопившуюся агрессию, а также имеет «замаскированную» цель — отвлечь родителей от пьянства, направляя их усилия на решение педагогических проблем

 ♦ «Псевдородитель». Ребенок начинает брать на себя большую часть ответственности за семью, выполняя функции родителей. Как бы тяжело ни напрягались такие дети (убирая квартиру, приготовляя еду, зарабатывая деньги), пробуя сохранить семью, они все равно обладают заниженной самооценкой. Для преодоления чувства неполноценности ребенок может «нагружать» себя еще больше, но это ощущение не исчезает до конца. В будущем такой ребенок будет занят поиском человека, о котором можно заботиться в ущерб собственным потребностям.

♦ «Шут гороховый». В целях избавления от стресса ребенок может начинать все и всех высмеивать. Такие дети все время шутят, говорят глупости, переключая внимания окружающих с серьезных тем на низменные. Со временем к ним перестают относиться всерьез, поэтому они испытывают трудности в установлении глубоких контактов с другими людьми.

♦ «Человек-невидимка». Выбор такой роли позволяет ребенку не привлекать к себе внимание пьющих родителей. Он может тихо сидеть в углу или своей комнате, стремясь не мешать взрослым заниматься своими делами, превращаясь в «пустое место». Такое поведение со временем может трансформироваться в серьезные отклонения в поведении, требующие вмешательства специалистов: анорексию (отказ от еды), (Самоувечье (например, девочка режет бритвой свое лицо, чтобы таким способом сделать себя непривлекательной и избежать дальнейших сексуальных домогательств пьяного отца) и т.п.

♦ «Больной». Выбор этой роли может быть обусловлен как реальным хроническим заболеванием ребенка, так и соматизацией психологических проблем. Болезнь позволяет ребенку переключить внимание родителей на него. В первом случае ребенок может бессознательно сопротивляться попыткам лечения, так как в случае выздоровления он не сможет больше отвлекать родителей от алкоголя своим плохим самочувствием. Часто выздоровевшие дети в алкогольной семье глядят еще более неухоженными. (Семья ничего не выигрывает от выздоровления ребенка.) Во втором случае болезнь ребенка выполняет функцию защиты: болезнь позволяет по­чить дополнительное внимание к себе и избежать лишнего агрессивного давления.

В целом, «алкогольные семьи» отличаются редукцией родительских обязанностей мужа и жены, сужением круга интересов и контактов с социальным окружением, поверхностью эмоционального взаимодействия, отсутствием временной перспективы. У детей алкоголиков часто возникает ощущение собственной ненужности (несформированное базовое доверие к миру) и чувство безысходной тоски по лучшей жизни в лучшей семье. [12, 148]

4. Организация содержательного общения родителей с детьми.

Практическая методика по обучению детей общению включает следующие направления:

1. С самого раннего возраста ребёнка побуждают слушать окружающих, соблюдать очерёдность, подражать звукам и жестам;

2. Последовательно развивают навыки понимания обращённой речи;

3. Обучение проводится в привычных для ребёнка условиях с использованием игровых моментов.

Задача родителей сделать занятия по развитию речи увлекательным и соответствующим их склонностям и склонностям ребёнка занятием.

Если ребёнок ещё не говорит, то первой основной задачей является научить его концентрировать внимание и играть. Не менее важной задачей является обучение его соблюдать очерёдность, так как коммуникация – двусторонний процесс. Его участники не только говорят, но и слушают. Ранний возраст – наиболее благоприятный для того, чтобы начать учиться соблюдать очерёдность. Учиться можно, предлагая ребёнку игру, в которой по очереди надо выполнять какие– то действия или произносить различные звукосочетания и короткие слова. [11, 53]

С этой целью могут быть использованы такие традиционные игры как «Ладушки», «Поехали, поехали с орехами» и другие. В процессе игры с ребёнком говорите за разных зверюшек, имитируйте звуки, произносимые ими: «гав-гав», «мяу-мяу», «ква-ква» и т.п. Старайтесь, чтобы ребёнок заражался обстановкой взаимодействия и повтором за вами. Создайте игровые ситуации, в которых малышу захочется повторять звукосочетания.

Играйте в прятки: ку-ку; с водой: кап– кап; в поездку на машине: би-би; на лошадке: но-но. Учите ребёнка слушать стихотворения, песни и отхлопывать ритм. Помните, что речевое развитие нельзя считать полноценным, пока словарь ребёнка включает только слова названия предметов. Чтобы ребёнок научился строить высказывания, необходимо целенаправленно учить его словам – действиям.

Следует иметь в виду, что основным мотивом появления речи является общение. Формирование речи происходит прежде всего в диалоге. Важно, чтобы говорящий и слушающий постоянно менялись ролями. Первым партнёром ребёнка в диалоге должен быть взрослый. В любом случае при любой возможности поощряйте речевую реакцию ребёнка. Если первыми ответами у ребёнка являются только разрозненные слова, они очень важны, так как способствуют развитию общения и фактически становятся стержнем высказывания. Если ребёнок заменяет слова адекватными жестами, это свидетельствует о его желании общаться. Важно, чтобы взрослый поощрял любую речевую реакцию ребёнка как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. На начальных этапах не следует настаивать на чёткости произношения, это может привести к речевому негативизму. [5, 89]

Важно научить ребёнка отвечать на вопросы. Взрослый должен продумать серию вопросов – ответов с выделенной эмоционально окрашенной интонацией. Начальная серия вопросов предполагает всего два варианта ответов – «да» или «нет». Вторая серия вопросов предполагается в виде усложнённого варианта игры «да – нет». Затем вопросы ещё усложняются, и ребёнок отвечает на них по картинкам: «кто это?», «что это?», «кто там пришёл?» и так далее. Полезно использовать карточки из картинно – предметного или тематического лото.

Важное значение в развитии речевой и познавательной деятельности имеет игра. Используются игры по развитию начальной познавательной деятельности: игры с разборными игрушками, игры на конструирование и другие. С помощью развивающих игр закрепляются представления о величине, цвете, форме, формируется ручная умелость и пространственная ориентировка. Для развития пространственных представлений широко используются разрезные картинки. Важное значение имеют игры, направленные на развитие стереогноза – восприятия и узнавания предметов на ощупь. Для развития этой функции используются игры по типу «волшебного мешочка». В мешочек из плотной ткани помещают различные предметы и мелкие игрушки, и ребёнок без зрительного контроля должен узнать их на ощупь.

Важно отметить, что большое значение на формирование речи ребёнка оказывает стиль общения в семье. Первым особое влияние матери на формирование психического и физического здоровья ребёнка отметил З. Фрейд. Позже ту же проблему затрагивали многие психологи. [10, 147]

Таким образом, не только педагоги дошкольных образовательных учреждений, но и семья, родители имеют разнообразные педагогические возможности для формирования всех сторон речи ребенка. В ходе такой работы развивается речевая культура дошкольников - речь детей к концу дошкольного возраста становится точной, понятной, чистой, богатой и разнообразной, выразительной и правильной.

Заключение

К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей, психологи относят прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Проблеме супружеских и детско-родительских отношений уделяется пристальное внимание как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Выделяются причины и характер внутрисемейных конфликтов, рассматриваются пути их коррекции.

Дошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний.

Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимаются ребенком как тревожное событие, ситуация опасности (в силу эмоционального контакта с матерью), во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежд родителей и не достоин их любви.

Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.

Психическое здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связаны также со стилем родительского воспитания, зависят от характера взаимоотношений родителей и детей.

Литература

  1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. - СПб: Детство - Пресс, 2001. - 380с.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева. - М.: Академия, 1997. - 400с.
  3. Архиреева Т.В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника // Вопросы психологии, научный журнал. - 2006. - №3. - С. 65-69.
  4. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи. Учебник для вузов / Л.К. Граудина. - М.: Учитель, 2006. - С. 90.
  5. Евдокимова, Н. В. Додокина, Н, В, Кудрявцева, Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей / Н.В. Евдокимова. - Москва: Мозаика-Синтез, 2007.
  6. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие: пособие для педагогов дошкольных учреждений: в 2 частях/ Н. С. Ежкова. - Москва: Владос, 2010. – 483 с.
  7. Куковякин, Г.В. Семейная педагогика и психология по возрастам / Г.В. Куковякин. - Тверь: ЭКО, 2008. - 481с.
  8. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений/ В. И. Перегуда, О. А. Шаграева; Шаграева, Ольга Аркадьевна, Козлова, С. А.. - М.: Академия, 2003. – 254 с.
  9. Максаков А. И. «Развитие правильной речи ребёнка в семье» / И.А. Максаков. - М.: А-пресс, 2005.
  10. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре //Дошкольное воспитание. – 1993. – №3. – С.6
  11. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми и сверстниками / Под ред. М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1985. - 173-187с.
  12. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990. – 179 с.
  13. Развиваем речь детей: секреты сотрудничества: Практическое пособие по взаимодействию детского сада с семьей / Фонд «Развития через образование» - Тольятти, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические и лингвистические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Речь выполняет три функции: общения, познания и регулятора поведения. Различные функции речи совмещаются, переплетаются, в результате возникают их варианты, разновидности. Существуют две формы речи: у...

Сенсорное развитие основа речевого развития детей дошкольного возраста

Кинетический песок по работе с детьми дошкольного возраста...

Теоретические основы речевого развития детей дошкольного возраста

Методологической основой методики обучения родному языку являются положения материалистической философии о языке как продукте общественно-исторического развития, как важнейшем средстве общения и социа...

Основы речевого развития детей.

Речь - это вербальное общение с помощью языковых единиц: слов, синтаксических конструкций, текста, интонации. Речь не является врожденной способностью,...

Презентация «Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР»

laquo;Развитие тактильного восприятия как основа речевого развитиядетей с ТНР»(Опыт работы с развивающими играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича)    Дошкольный возраст  - п...

Методическая разработка. «Пальчиковые игры как основа речевого развития детей дошкольного возраста»

Актуальность. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», – писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремить...

Театрализованная деятельность, как средство речевого развития детей. Основы речевого развития детей.

Именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку...