Как научить ребенка понимать время
консультация (подготовительная группа) на тему

Кондратова Ольга Валериевна

Как правильно объяснить детям о том , что такое время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kondratova.docx17.37 КБ

Предварительный просмотр:

              Консультация для родителей                                                 « Как научить ребенка определять время».

Как научить ребенка разбираться с часами и определять время?

Как известно, дети дошкольного возраста, в силу особенностей мышления (оно у дошкольников наглядно-образное), с трудом оперируют абстрактными понятиями. Время относится именно к этой категории — его нельзя увидеть или потрогать, тем не менее все мы ощущаем его ход.

Как же научить дошкольника определять время? И возможно ли это?

Даже маленькому ребенку необходимо самостоятельно учиться планировать свое время и ориентироваться в нем. Тем не менее, и для 6-7 летнего ребенка очень сложно научиться определять время по стрелкам часов. У маленьких детей восприятие времени очень субъективно, впрочем, и взрослым известен этот момент — когда мы заняты интересным и приятным занятием (для ребенка это, конечно же, игра или интересная прогулка), время ускоряется, проходит быстро — малышу может казаться, что он только начал играть, вошел во вкус, а на самом деле прошло уже несколько часов. Если же ребенок ждет, когда его заберут из детского сада или занят неинтересным для себя занятием, и 10 минут могут показаться несколькими часами.

С чего же начать обучение ребенка определению времени?

Последовательность событий

Совсем не обязательно и даже не нужно при объяснять ребенку, где на часах какая стрелка и что она означает. Начинать обучение ребенка определению времени следует с самого простого и понятного дошкольнику — с последовательности событий, что легко сделать в процессе игр и повседневных занятий. Ребенок видит что за днем наступает вечер, потом ночь (надо ложиться спать), утром вставать и идти в детский сад, за утром следует день. Так малыша формируется первичное представление о времени, как о некой последовательности событий. Для закрепления этого представления, обращайте внимание малыша на любую последовательность событий, например в сказках - сначала мама испекла пирожки, потом отправила Красную шапочку к бабушке, потом Красная шапочка повстречала Серого волка.

Знакомим с прошлым, настоящим и будущим

Следующий шаг в ознакомлении ребенка со времени - понятия прошлого, настоящего и будущего.

Опять же, необходимо использовать повседневные занятия и игры, сопровождая их беседами и примерами. Например, сейчас вы гуляете, на улице светло, день — это настоящее. Вечером в гости приедет бабушка — это будущее. Спросите ребенка, что наступит, когда зима закончится. Рассматривая семейный фотоальбом, покажите ребенку, каким маленьким он был раньше — это прошлое. Какими раньше были папа, мама, бабушка, дедушка — это тоже прошлое. Планируя что-либо совместно с ребенком (летний отдых, поход в театр, в гости), обращайте его внимание, что это будет в будущем. Вчера вы ходили в цирк — это прошлое.

Определяем времена года

Важно не только рассказать ребенку, сколько в году сезонов и месяцев, но объяснить на наглядных примерах, что меняется в природе весной, летом, осенью, зимой. Также обратите внимание, что люди зимой и летом по-разному одеты. Загадайте малышу загадки - «зимой белый, летом серый» и т. д.

И, наконец, учим ребенка определять время по часам.

Когда малыш понял, что такое временная последовательность событий, что события и явления растянуты в прошлом-настоящем-будущем, что существует сезонная смена времен года, можно начинать знакомство ребенка с часами. Лучше всего для этого подойдут большие игрушечные часы с легко двигающимися стрелками и четкими большими цифрами. Для начала расскажите ребенку, что на часах две стрелки короткая (часовая) — она движется медленно, и длинная (минутная) — она проходит путь по циферблату гораздо быстрее. Познакомьте ребенка сначала с часовой стрелкой. Можно нарисовать плакат, на котором будут нарисованы большие часы с обозначением определенного часа и события из жизни ребенка, которое этому событию соответствует. Например, в 8 часов ребенок встает - на картинке изобразите часы со стрелкой на 8 часах и изобра-жением утреннего подъема. Для начала достаточно будет 4 — 5 событий, повторяющихся каждый день в одно и то же время. Для начала их можно определять как «до обеда», «после тихого часа», «после ужина», постепенно привязывая событие к положению стрелки на часах. Когда ребенок освоится с часовой стрелкой, можно начинать знакомство с минутной — на нашем плакате добавятся события (опять же повторяющиеся каждый день в определенное время) и изображения часов как с часовой, так и с минутной стрелкой. Не забывайте спрашивать ребенка, во сколько он идет в детский сад, во сколько ложится спать и т. д.

Как знакомить детей со временем.

Время летит незаметно, когда все хорошо и все счастливы, но каждый из нас знает, как долго тянутся минуты, когда мы чего-то ждем. И если вы хоть раз пытались объяснить нетерпеливому крохе, что его день рождения только через неделю, вы понимаете, как нелегко объяснить и освоить понятие времени в этом возрасте. Обучение различать дни недели и месяца в году является стандартной процедурой в дошкольных учебных программах, но что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку усвоить это сложное понятие дома?

Время относится к той категории понятий, которую дети не могут потрогать, пощупать и изучить. Без способности ощутимо взаимодействовать со временем детям очень сложно сразу начать координироваться в нем. Час на детской площадке может пролететь для них как пять минут, в то время месяца между днями рождения тянутся, как 100 лет! Начинайте постепенно приучать ребенка к понятию времени. Во-первых, с первых дней жизни необходимо придерживаться определенного режима, напоминая малышу, например, что уже поздно и пора ложиться спать, или что настало утро и надо умываться и завтракать. Дети также скоро запоминают дни недели, если с ними что-то связано в расписании крохи. Например, по вторникам вы ходите в гости к бабушке, а в субботу и воскресенье папа остается дома, и вы ходите всей семьей гулять и за покупками.

Воспользуйтесь также некоторыми простыми идеями, предложенными ниже, чтобы поближе познакомить ребенка со временем дома.

Создайте календарь. Купите календарь специально для вашего ребенка и повесьте его на видное место в его комнате. Вы можете использовать специальные наклейки, чтобы отметить дни рождения и праздники. Перед особо важными мероприятиями покажите ребенку, как отмечать прошедшие дни с помощью «X», прежде чем он ложится спать. Это позволит ему легче считать дни до долгожданного события. При этом малыш будет не только учиться считать, но и держать карандаш в руке и писать простые символы.

Используйте «своевременные» слова. Используйте слова для обозначения времени, такие как вчера, сегодня и завтра, когда вы говорите с вашим ребенком. Когда эти слова употребляются в контексте, особенно в сочетании с календарем, это помогает сделать понятие времени более конкретным. Говорите с ребенком о своем еженедельном графике (например, «Мы идем в секцию по плаванию в среду, т.е. завтра»), а затем покажите ему этот день в календаре. Понимание длительных промежутков времени, таких как «в следующем году» становится все труднее для дошкольника, потому что это слишком долго для ожидания ребенка

Сделайте вместе с ребенком цепочку «Обратный отсчет» для тех самых особенных дней, таких как дни рождения и праздники. С ее помощью вы можете сделать визуальный отсчет звеньев цепи, чтобы помочь времени пролететь быстрее! Просто нарежьте цветную бумагу на полоски и помогите ребенку создать цепочку. Сделайте одну петлю на каждый день и оформите звено, соответст-вующее «главному дню», по-особенному, украшая его наклейками или блеском. Повесьте цепочку на видном месте и помогайте своему ребенку рвать или отрезать петли в конце каждого дня. Ваш ребенок будет в восторге, когда цепочка будет становиться все короче, и важный день будет все ближе.