«Воспитание сенсорной культуры у детей двух-трех лет»
консультация (младшая группа) на тему

Звягина Ольга Николаевна

«Воспитание сенсорной культуры

                                                  у детей двух-трех лет»

          На 2-3 году жизни необходимо обеспечить первоначальное знакомство детей с цветом, накопление представлений о цветах. Для этого дети производят действия с предметами, окрашенными в разные цвета, в процессе которых они начинают обращать внимание на цвет, учитывать его при выполнении заданий, понимать, что цвет является признаком определенных предметов, по которому данные предметы можно узнать. Эти действия состоят в сравнении по цвету предметов однородных (карандаши) и разнородных (грибочки и столики), в подборе предметов одинакового цвета, в изображении отдельных предметов при помощи окрашенных элементов мозаики и цветочных пятен. Дети выполняют действия с предметами четырех цветов: красного, желтого, зеленого, синего. Важно чтобы дети научились понимать слова: «цвет», «такой же», «разные». Названия отдельных цветов употребляются педагогом, но от детей не требуется их обязательное запоминание и самостоятельное употребление.

Все виды заданий даются подгруппам в 5-8 детей. Они выполняют следующие действия: раскладывают карандаши, вставляют грибки в отверстия столиков, (предметная деятельность), выкладывают мозаику, рисуют красками (продуктивная элементарная деятельность). В процессе выполнения этих заданий дети учатся использовать внешние приемы сравнения цветовых объектов (прикладывают друг к другу для определения тождества), с тем, чтобы в дальнейшем перейти к сравнению на глаз.

 

«Раскладывание резко различных по цвету предметов

на две группы»

Дидактическая задача:

o       Учить детей фиксировать внимание на цветовых свойствах предметов, формировать у них простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.

o       Учить понимать слова: «цвет», «такой же», «разные».

Материал: Цветные карандаши.

 

«Размещение грибков двух близких цветовых тонов

в отверстиях столиков в соответствии с их цветом»

Дидактическая задача:

o       Закрепить умение группировать объекты по цвету.

o       Обучать соотносить разнообразные предметы более близких цветовых тонов.

Материал: Двухцветные столики с грибками: красный – желтый – синий - зеленый.

         Выкладывание из цветной мозаики - «Курочка и цыплята» Дидактическая задача: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляются умения группировать однородные предметы по величине, форме, цвету. Нередко и группировка, и соотнесение входят в одну игру-занятие.

Задания по сенсорному воспитанию включаются не только в предметную, но и в продуктивную деятельность - рисование, выкладывание мозаики. Учитывая возросшие возможности детей, им предлагается осуществлять выбор двух разновидностей предметов из четырех возможных. Выполнение заданий на соотнесение разнородных предметов одновременно по величине и форме вполне доступно детям третьего жизни. Допуская отдельные ошибки, малыш может сам их исправить, если взрослый задает ему вопрос: «Посмотри, что неправильно?»

Размещение вкладок разной величины и формы дети осуществляют двумя способами. В первом случае отбирают вначале предметы одной разновидности, затем раскладывают по гнездам оставшиеся вкладыши. Во втором случае дети берут вкладыши подряд и для каждого отыскивают соответствующее гнездо.

Раскладывая мозаику, ребенок не только учитывает разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляют тонкие движения пальцев рук. Еще более сложные движения руки необходимы при выполнении заданий по рисованию.

К концу третьего года жизни у детей накапливается определенный сенсорный опыт, который используется при рисовании, особенно по замыслу,  выкладывании мозаики и т. д.

При проведении игр-занятий воспитатель пользуется краткой речевой инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнений заданий. Взрослому не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названий цвета, формы. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задания, учитывая эти свойства, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов.

 

Литература:

1.      Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. / Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.

2.      Сенсорное воспитание в детском саду / Под. Ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

3.      Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. / Л. Н. Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 168 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no3.docx0 байтов

Предварительный просмотр: